Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух
(Расшифрованная шифрограмма)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из шестого класса для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, на все руки дóка и мастер перевоплощения. Все думают, что я Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В шестом нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и зубрилка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да ещё и выскочка. Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик - ужасный растяпа: у него всё из рук валится. Есть в классе ещё одна недотёпа, Кашина Маруся. Курноскина Таня - жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная задира в классе - Комарикова Оля, но она при этом ещё и рёва. Шушунчиков Костя - редкий бука: всё молчит и молчит. Вот Макаронинов Саша - умница, но большой непоседа. Остаётся Хомяков, но какой он обжора!..
Только не думайте, шеф, что я придираюсь. Здесь и в самом деле не с кем работать!
Агент Лопух
|
Проверка написанного – мальчики и девочки по цепочке читают записанное, не повторяя названного.
Мы с вами подошли к ПИРАМИДЕ-КРОССВОРДУ.
Работа в парах.
· Басни И.А. Крылова «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна»: найти имена существительные общего рода, определить их род по контексту.
СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моськa им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,—
Ей шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх! — ей Моська отвечает.—
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».—
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
______
Таких примеров много в мире:
Не любит узнаватьникто себя в сатире.
Я даже видел то вчера;
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
· Упражнение 232: 1 и 2 слова (1 и 4 пара); 3 и 4 слова (2 и 5 пара); 5 и 6 слова (3 и 6 пара).
· Кроссворды (сильным учащимся).
|
|
|
|
1.
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
Щ
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
И
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
Й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
|
Д
|
|
|
|
|
|
1. Сонливый, любящий много спать человек (разг.). СОНЯ
2. Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА
3. Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК
4. Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА
5. Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА
6. Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ
7. Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ
8. Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР
Проверка работы.
Пройдя пирамиду-кроссворд, мы вышли к ПЛОСКОГОРЬЮ СЛОВАРНЫХ СЛОВ.
Прочтите слова в рамке на странице 91 учебника. Что у них общего? Как называются такие слова? (Синонимами.)
Являются ли синонимами следующие слова:
НЕВЕЖА
НЕВЕЖДА ?
Обратимся к их лексическому значению. Сообщения учеников по статьям Словаря русского языка С.И. Ожегова. М., 1988. Стр. 322.
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА – малообразованный, малосведущий человек.
А теперь мы с вами попали в ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК, через который нам поможет пройти кузбасский поэт Владимир Матвеев, выпустивший в 1992 году в Кемеровском книжном издательстве замечательную детскую книжечку «Ах! Какие котята!».
Понаблюдаем за некоторыми из них и попробуем назвать их существительными общего рода, обозначающими качества людей.
За задачей задачу
решая подряд,
Приглядитесь, ребята,
к повадкам котят!
Учитель читает четверостишия, а учащиеся называют существительные общего рода.
С таким сердитым
шутки бросьте,
он тигру
не уступит в злости. (Злюка)
И сам не знает,
плачет о чём,
но льются и льются
слёзы ручьём. (Плакса)
Не станет делить
еду пополам:
- Блюдо - моё!
Никому не отдам!
(Жадина)
Не унывает
чумазый пострел:
- Я вовсе не грязный,
я загорел.
(Грязнуля, замарашка)
Скучно, ребята,
котёнок живёт –
целыми днями
жуёт и жуёт.
(Обжора)
Фыркать на всех
без разбора привык,
фыркнет и – тут же
покажет язык.
(Грубиян)
А вы никогда не встречали ребят,
Чем-то похожих на этих котят?
Ребята, как вы думаете, приятно ли находиться в обществе таких людей? Хотели бы вы иметь таких друзей? А каким должен быть настоящий ДРУГ? Запишите в тетради 3-4 прилагательных.
Учитель спрашивает 2-3 учащихся, которые, не повторяясь, зачитывают прилагательные. Выставляются оценки за работу на уроке.
Чтобы благополучно вернуться домой, нам нужно выполнить несколько заданий на КОСМОДРОМЕ КВН.
(Класс делится по рядам на три команды.)
1 задание: «Убери лишнее» - на предложенных карточках нужно вычеркнуть имена существительные, не относящиеся к общему роду.
2 задание: «Попробуй, сочини!» - нужно сочинить стихотворение из двух строк на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода. Например, как Незнайка из сказки Николая Носова:
У подножия ромашки
Я лежал, задрав тормашки.
1 команда: 2 команда: 3 команда:
.........торопыжка, .........плакса, .........непоседа,
.........книжка. .........клякса. .........беседа.
Это задание можно предложить ребятам в качестве домашней работы творческого характера.
Итоги урока:
Ребята, над какой темой мы сегодня работали?
Что сегодня повторили?
Вам интересно было на уроке?
Последнее проверочное задание - обратная связь.
На столах у ребят - карточки с одним именем существительным общего рода, называющим лицо по профессии, должности, роду занятий.
Задание: составить с существительным 2 предложения так, чтобы оно было сначала женского рода, а потом мужского рода. Глаголы при этом существительном ставить в прошедшем времени. Предложения записать на карточке. Карточки сдаются учителю.
На: Имена существительные общего рода
Урок понравился! Материал подобран грамотно, использованы художественные произведения нашей классики, присутствуют элементы игровой технологии.