Губарева Л.А.
Пояснительная записка
В программах школьных курсов преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией.
Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века.
Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода.
Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа.
Курс содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности.
Базовыми науками для курса являются история, генеалогия, этнография, социология, геральдика.
Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательская работа, проект.
Цель курса:
- организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода).
Задачи курса:
- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;
- обучение методам классификации.
Прогнозируемый результат:
- составление поколенных росписей, родословных таблиц, хронологических таблиц;
- составление семейного календаря (хроники);
- составление семейного герба.
Курс предполагает классно-урочную систему, клубные занятия, индивидуальную работу; в работе используются возможности типового оборудования школы.
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов.
Авторская программа использовалась на занятиях научного общества «Юный историк».
Тематическое планирование
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
лекция
|
практика
|
1
|
Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода)
|
1
|
1
|
2
|
Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа
|
1
|
1
|
3
|
Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства
|
1
|
1
|
4
|
Помни имя свое
|
1
|
2
|
5
|
Равняясь на Карамзина
|
1
|
2
|
6
|
Расскажи нам о себе
|
0
|
2
|
Итого:
|
5
|
9
|
Всего:
|
14
|
Методические рекомендации
ТЕМА 1
Семейный архив как исторический источник для составления
родословной семьи (рода)
Цель:
• Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;
• обучить методам классификации;
• развивать хронологические умения.
Базовые понятия:
- хронология;
- классификация;
- исторические источники.
Оборудование:
- таблица №1 «Классификация по группам»;
- таблица №2 «Классификация по разделам»;
- приложение (перечень) «Что составляет семейный архив».
Формы организации деятельности учащихся:
- лекция;
- практическая работа;
- самостоятельная работа.
Задания, прогнозируемый материал:
• Составь семейный хронологический календарь.
• Запиши услышанные тобой рассказы:
а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках;
б) о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами;
• Начни создавать свой архив.
а) составь опись документов;
б) заведи регистрационную книгу;
в) подпиши папки для хранения различных групп материалов.
Приложение № 1
Таблица «Классификации по группам»:
а) библиографические материалы;
б) служебные бумаги;
в) переписка, рукописи;
г) фотографии;
д) воспоминания;
е) вырезки, ксерокопии газетных и журнальных статей.
Приложение № 2
Таблица «Классификации по разделам»:
а) по персоналиям;
б) по родовым ветвям;
в) по фамилиям;
г) географически (по расселению);
д) по временным отрезкам;
е) по наиболее важным событиям в стране;
ж) по сословиям, по специальностям, по роду занятий;
з) по задаче, идее рода.
Приложение № 3
Перечень: исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?»
- Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний.
ТЕМА 2
Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа
Цели:
• Знакомство с наукой генеалогией.
• Знакомство с родословиями знаменитых родов России.
• Изучение принципов составления родословного древа.
Базовые понятия:
- генеалогия;
- родословная схема;
- поколенная роспись;
- идеал;
- дворянство;
- «государственный человек».
Оборудование:
- словари;
- родословные таблицы родов Рюриковичей, Романовых, Голицыных, Пушкиных;
- перечень «Род Голицыных на службе Отечеству» (Приложение №1).
Формы организации деятельности учащихся:
- лекция;
- беседа;
- лабораторная работа со схемами;
- словарная работа.
Задания, прогнозируемый результат:
- По таблице «Род Голицыных…» и перечню сформулировать идею рода, задачу рода.
- Начать составление своих родословных таблиц.
Приложение № 1
- Перечень «Род Голицыных на службе Отечеству»: 22 боярина, 2 фельдмаршала, 50 генералов и адмиралов, 22 георгиевских кавалера, 4 человека пали в боях Отечественной войны 1812 года.
ТЕМА 3
Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства
Цель:
- Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
- Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
- Продолжение работы над своей родословной.
Базовые понятия:
- кровное родство;
- духовное родство;
- крестный (воспеемник).
Оборудование:
- таблица №1 «Таблица кровного родства»;
- таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»;
- таблица № 3 «Схема прямого родословия».
Формы организации деятельности учащихся:
- беседа;
- музейная лекция;
- лекция;
- встреча со священником;
- самостоятельная работа.
Задачи, прогнозируемый результат:
- Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
- Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов.
- Распиши по наименованиям свих родственников.
- Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
- Начни заполнение таблицы поколенных росписей.
Приложение № 1
Таблица кровного родства
прадед
|
|
я
|
|
|
|
дед
|
|
сын
|
|
|
|
отец
|
|
внук
|
|
|
|
я
|
|
правнук
|
Боковые линии
Первая
|
|
Вторая
|
|
Третья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец
|
|
|
|
Дед
|
|
|
|
Прадед
|
|
|
|
|
Брат
|
|
|
|
Дядя
|
|
|
|
Двоюродный дед
|
Я
|
|
|
|
Отец
|
|
|
|
Дед
|
|
|
|
|
Племянник
|
|
|
|
Двоюродный брат
|
|
|
|
Двоюродный дядя
|
|
|
|
|
Я
|
|
|
|
Отец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Двоюродный племянник
|
|
|
|
Троюродный брат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я
|
|
|
Таблица № 2
Перечень древних родственных наименований
- Пращур – отец прадеда;
- стрый великий – двоюродный дед;
- тетка великая – двоюродная бабка;
- стрый – дядя по отцу;
- стрый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери);
- тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей);
- братанич – племянник (сын брата);
- сестричин – племянник (сын сестры);
- сестрична – племянница (дочь сестры);
- первые стрытные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;
- вторые стрытные или внучатые братья и сестры или вторая брату чада – троюродные братья и сестры;
- внуки стрытные – двоюродные племянник и племянница;
- отчим – муж матери;
- мачеха – жена отца;
- пасынок или пасерб – сын мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- падчерица – дочь мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- единокровные братья и сестры – от одного отца, но разных матерей;
- удиноутробные братья и сестры – дети, сближенные браком отца одного и матери другой;
- свекор – отец мужа;
- свекровь – мать мужа;
- тесть – отец жены;
- теща – мать жены;
- зять – муж дочери, так же принято называть мужа сестры;
- невестка – или сноха – жена сына, так же называют жену брата;
- деверь – брат мужа;
- шурин – (швагер) брат жены;
- золовка (свесть) – сестра мужа;
- свояченица – сестра жены;
- сватья (свать) и сваха – родители мужа и жены между собой;
- ястров (ястровица) – жены деверя (жена мужина брата);
- свояк – муж свояченицы (муж жениной сестры).
|
|
|
|
--------------- 63
|
– VI
|
колено
|
|
|
|
--------------- 31
|
|
– V
|
колено
|
|
|
--------------- 15
|
|
|
– IV
|
колено
|
|
6 --------------- 7
|
|
|
|
– III
|
колено
|
2 --------------- 3
|
|
|
|
|
– II
|
колено
|
|
1
|
|
|
|
|
|
– I
|
колено
|
Таблица № 3
Схема прямого родословия
ТЕМА 4
Помни имя свое
- География рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).
Цели:
• Продолжить работу над заполнением таблиц и схем.
• Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).
Базовые понятия:
- генеалогия;
- способы образования фамилий.
Оборудование:
- таблица № 1 «Перечень способов образования фамилий»;
- карта мира;
- карта России;
- словарь «Религии мира»;
- словарь фамилий;
- условные хронологические схемы № 1 и №2.
Формы организации деятельности учащихся:
- беседа;
- работа с картой;
- работа со словарем;
- самостоятельная работа.
Задания, прогнозируемый результат:
• Составление карты расселения членов рода.
• Сбор галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.
• Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.
• Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).
• Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).
• Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).
• Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.
• Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.
• Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.
Приложение № 1
Таблица №1
«Перечень способов образования фамилий»
- Крестильное имя;
- внутрисемейное прозвище;
- имя отца;
- имя деда;
- мирское имя (прозвище);
- от женского крестильного;
- принадлежность по сословию;
- искусственно созданные;
- редкие;
- умышленно измененные;
- по профессии;
- по роду занятий;
- по принадлежности к нации;
- по месту жительства и т.д.
Таблица № 2
«События в стране и семье»
|
Прапрадеды
|
|
1907
|
|
|
|
1917
|
|
|
Прадеды
|
1927
|
|
|
|
1937
|
|
Деды
|
|
1945 (Вов)
|
|
|
|
1947
|
|
|
|
1956 (Целина)
|
Родители
|
|
|
1967
|
|
|
|
1977 (Ноябрьск)
|
Я
|
|
|
1987
|
Схема № 1
(условная хронологическая)
«Графическое изображение жизненного пути деда»
Родился
|
Переехал в Казахстан
|
Женился
|
Переехал в Ноябрьск
|
Вышел на пенсию
|
1945
|
1956
|
1970
|
1977
|
2000
|
ТЕМА № 5
Равняясь на Карамзина
- Пишем книгу «История семьи (рода)». Оформляем текст, родословные таблицы и поколенные росписи, приложения. Составляем герб семьи (рода). Оформляем домашний музей.
Цели:
• Оформление результатов исследовательской работы в письменном виде.
• Изучение геральдических принципов и правил составления герба семьи (рода).
• Изучение принципов создания экспозиции домашнего музея.
Базовые понятия:
- геральдика;
- литературные жанры;
- научные жанры;
Оборудование:
- материалы авторской разработки;
- геральдические альбомы;
- словари;
- образцы литературных произведений (былина, рассказ, повесть, роман);
- образцы научных работ (сообщение, доклад, реферат, монография, учебник).
Формы организации деятельности учащихся:
- самостоятельная работа;
- беседа;
- научное консультирование;
- лабораторная работа с текстами альбомов.
Задания, прогнозируемый результат:
- Ознакомление с жанрами литературных произведений и образцами научных работ.
• Написание былины, рассказа, очерка, повести, стихотворения, сообщения и т.д.
• Создание эскиза, оформление экспозиции домашнего музея.
ТЕМА 6
Расскажи нам о себе
- Участвуем в конференциях, выставках, смотрах, встречах и т.д.
Цели:
- Подведение итогов собственной работы.
• Получение общественно значимой оценки результатов своего труда.
• Изучение опыта работы, значимого для продолжения работы по теме исследования.
- Формирование цели следующего года обучения и работы над родословием.
Список литературы по курсу
- Бурышкин П.А. Москва купеческая, М., 1990.
- Белицкий Я .М., Глизер Г.Н. Москва незнакомая, М., 1993.
- Борисов И.В. Родовые гербы России, Янтарный Сказ, 1997.
- Всероссийская конференция участников движения «Отечество»: Сборники докладов, 1996-1999.
- Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.
- История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических исследований, М., Наука, 1977.
- Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
- Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983.
- Мусины-Пушкины в истории России, Рыбинское подворье, 1998.
- Никонов В. В. География фамилий, Наука, 1988.
- Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
- Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. - М., 1994. Справочная родословная книга российского дворянства, 1996-1998.
• Шепелев М.В. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи, Л. Наука, 1991.
|
На: Моя родословная. Программа элективного курса по истории, 9 к
Каждый историк так или иначе занимается вопросами родословной. Прочитав программу, я поняла, что занималась именно "так или иначе" . Ваша программа позволит систематизировать работу, даст ей новые направления. Большое спасибо.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково