Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Моя родословная. Программа элективного курса по истории, 9 класс

Губарева Л.А.

 

Пояснительная записка

 

В программах школьных курсов преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией.

 

Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века.

 

Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода.

 

Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа.

 

Курс содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности.

Базовыми науками для курса являются история, генеалогия, этнография, социология, геральдика.

Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательская работа, проект.

 

Цель курса:

  • организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода).

 

Задачи курса:

  • изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;
  • обучение методам классификации.

 

Прогнозируемый результат:

  • составление поколенных росписей, родословных таблиц, хронологических таблиц;
  • составление семейного календаря (хроники);
  • составление семейного герба.

 

Курс предполагает классно-урочную систему, клубные занятия, индивидуальную работу; в работе используются возможности типового оборудования школы.

 

Курс рассчитан на учащихся 9-х классов.

Авторская программа использовалась на занятиях научного общества «Юный историк».

 

 

Тематическое планирование

 

п/п

Тема

Количество часов

лекция

практика

1

Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода)

1

1

2

Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

1

1

3

Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

1

1

4

Помни имя свое

1

2

5

Равняясь на Карамзина

1

2

6

Расскажи нам о себе

0

2

Итого:

5

9

Всего:

14

 

 

Методические рекомендации

 

ТЕМА 1

Семейный архив как исторический источник для составления

родословной семьи (рода)

 

Цель:

•  Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;

•  обучить методам классификации;

•  развивать хронологические умения.

 

Базовые понятия:

  • хронология;
  • классификация;
  • исторические источники.

 

Оборудование:

  • таблица №1 «Классификация по группам»;
  • таблица №2 «Классификация по разделам»;
  • приложение (перечень) «Что составляет семейный архив».

 

Формы организации деятельности учащихся:

  • лекция;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа.

 

Задания, прогнозируемый материал:

•  Составь семейный хронологический календарь.

•  Запиши услышанные тобой рассказы:

а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках;

б) о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами;

•  Начни создавать свой архив.

а) составь опись документов;

б) заведи регистрационную книгу;

в) подпиши папки для хранения различных групп материалов.

 

 

Приложение № 1

 

Таблица «Классификации по группам»:

а) библиографические материалы;

б) служебные бумаги;

в) переписка, рукописи;

г) фотографии;

д) воспоминания;

е) вырезки, ксерокопии газетных и журнальных статей.

 

Приложение № 2

 

Таблица «Классификации по разделам»:

а) по персоналиям;

б) по родовым ветвям;

в) по фамилиям;

г) географически (по расселению);

д) по временным отрезкам;

е) по наиболее важным событиям в стране;

ж) по сословиям, по специальностям, по роду занятий;

з) по задаче, идее рода.

 

Приложение № 3

 

Перечень: исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?»

  • Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний.

 

ТЕМА 2

Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

 

Цели:

•  Знакомство с наукой генеалогией.

•  Знакомство с родословиями знаменитых родов России.

•  Изучение принципов составления родословного древа.

 

Базовые понятия:

  • генеалогия;
  • родословная схема;
  • поколенная роспись;
  • идеал;
  • дворянство;
  • «государственный человек».

 

Оборудование:

  • словари;
  • родословные таблицы родов Рюриковичей, Романовых, Голицыных, Пушкиных;
  • перечень «Род Голицыных на службе Отечеству» (Приложение №1).

 

Формы организации деятельности учащихся:

  • лекция;
  • беседа;
  • лабораторная работа со схемами;
  • словарная работа.

 

Задания, прогнозируемый результат:

  1. По таблице «Род Голицыных…» и перечню сформулировать идею рода, задачу рода.
  2. Начать составление своих родословных таблиц.

 

Приложение № 1

 

  • Перечень «Род Голицыных на службе Отечеству»: 22 боярина, 2 фельдмаршала, 50 генералов и адмиралов, 22 георгиевских кавалера, 4 человека пали в боях Отечественной войны 1812 года.

 

ТЕМА 3

Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

 

Цель:

  1. Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
  2. Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
  3. Продолжение работы над своей родословной.

 

Базовые понятия:

  • кровное родство;
  • духовное родство;
  • крестный (воспеемник).

 

Оборудование:

  • таблица №1 «Таблица кровного родства»;
  • таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»;
  • таблица № 3 «Схема прямого родословия».

 

Формы организации деятельности учащихся:

  • беседа;
  • музейная лекция;
  • лекция;
  • встреча со священником;
  • самостоятельная работа.

 

Задачи, прогнозируемый результат:

  1. Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
  2. Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов.
  3. Распиши по наименованиям свих родственников.
  4. Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
  5. Начни заполнение таблицы поколенных росписей.

 

Приложение № 1

Таблица кровного родства

прадед

 

я

 

 

 

дед

 

сын

 

 

 

отец

 

внук

 

 

 

я

 

правнук

 

Боковые линии

 

Первая

 

Вторая

 

Третья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец

 

 

 

Дед

 

 

 

Прадед

 

 

 

 

Брат

 

 

 

Дядя

 

 

 

Двоюродный дед

Я

 

 

 

Отец

 

 

 

Дед

 

 

 

 

Племянник

 

 

 

Двоюродный брат

 

 

 

Двоюродный дядя

 

 

 

 

Я

 

 

 

Отец

 

 

 

 

 

 

 

 

Двоюродный племянник

 

 

 

Троюродный брат

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

Таблица № 2

Перечень древних родственных наименований

 

  • Пращур – отец прадеда;
  • стрый великий – двоюродный дед;
  • тетка великая – двоюродная бабка;
  • стрый – дядя по отцу;
  • стрый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери);
  • тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей);
  • братанич – племянник (сын брата);
  • сестричин – племянник (сын сестры);
  • сестрична – племянница (дочь сестры);
  • первые стрытные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;
  • вторые стрытные или внучатые братья и сестры или вторая брату чада – троюродные братья и сестры;
  • внуки стрытные – двоюродные племянник и племянница;
  • отчим – муж матери;
  • мачеха – жена отца;
  • пасынок или пасерб – сын мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
  • падчерица – дочь мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
  • единокровные братья и сестры – от одного отца, но разных матерей;
  • удиноутробные братья и сестры – дети, сближенные браком отца одного и матери другой;
  • свекор – отец мужа;
  • свекровь – мать мужа;
  • тесть – отец жены;
  • теща – мать жены;
  • зять – муж дочери, так же принято называть мужа сестры;
  • невестка – или сноха – жена сына, так же называют жену брата;
  • деверь – брат мужа;
  • шурин – (швагер) брат жены;
  • золовка (свесть) – сестра мужа;
  • свояченица – сестра жены;
  • сватья (свать) и сваха – родители мужа и жены между собой;
  • ястров (ястровица) – жены деверя (жена мужина брата);
  • свояк – муж свояченицы (муж жениной сестры).

 

 

 

 

 

--------------- 63

– VI

колено

 

 

 

--------------- 31

 

– V

колено

 

 

--------------- 15

 

 

– IV

колено

 

6 --------------- 7

 

 

 

– III

колено

2 --------------- 3

 

 

 

 

– II

колено

 

1

 

 

 

 

 

– I

колено

 

Таблица № 3

Схема прямого родословия

 

ТЕМА 4

Помни имя свое

 

  • География рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).

 

 

Цели:

•  Продолжить работу над заполнением таблиц и схем.

•  Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).

 

Базовые понятия:

  • генеалогия;
  • способы образования фамилий.

 

Оборудование:

  • таблица № 1 «Перечень способов образования фамилий»;
  • карта мира;
  • карта России;
  • словарь «Религии мира»;
  • словарь фамилий;
  • условные хронологические схемы № 1 и №2.

 

Формы организации деятельности учащихся:

  • беседа;
  • работа с картой;
  • работа со словарем;
  • самостоятельная работа.

 

Задания, прогнозируемый результат:

•  Составление карты расселения членов рода.

•  Сбор галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.

•  Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.

•  Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).

•  Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).

•  Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).

•  Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.

•  Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.

•  Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.

 

Приложение № 1

 

Таблица №1

«Перечень способов образования фамилий»

 

  • Крестильное имя;
  • внутрисемейное прозвище;
  • имя отца;
  • имя деда;
  • мирское имя (прозвище);
  • от женского крестильного;
  • принадлежность по сословию;
  • искусственно созданные;
  • редкие;
  • умышленно измененные;
  • по профессии;
  • по роду занятий;
  • по принадлежности к нации;
  • по месту жительства и т.д.

 

Таблица № 2

«События в стране и семье»

 

 

Прапрадеды

 

1907

 

 

 

1917

 

 

Прадеды

1927

 

 

 

1937

 

Деды

 

1945 (Вов)

 

 

 

1947

 

 

 

1956 (Целина)

Родители

 

 

1967

 

 

 

1977 (Ноябрьск)

Я

 

 

1987

 

Схема № 1

(условная хронологическая)

«Графическое изображение жизненного пути деда»

 

Родился

Переехал в Казахстан

Женился

Переехал в Ноябрьск

Вышел на пенсию

1945

1956

1970

1977

2000

 

ТЕМА № 5

Равняясь на Карамзина

  • Пишем книгу «История семьи (рода)». Оформляем текст, родословные таблицы и поколенные росписи, приложения. Составляем герб семьи (рода). Оформляем домашний музей.

 

Цели:

•  Оформление результатов исследовательской работы в письменном виде.

•  Изучение геральдических принципов и правил составления герба семьи (рода).

•  Изучение принципов создания экспозиции домашнего музея.

 

Базовые понятия:

  • геральдика;
  • литературные жанры;
  • научные жанры;

 

Оборудование:

  • материалы авторской разработки;
  • геральдические альбомы;
  • словари;
  • образцы литературных произведений (былина, рассказ, повесть, роман);
  • образцы научных работ (сообщение, доклад, реферат, монография, учебник).

 

Формы организации деятельности учащихся:

  • самостоятельная работа;
  • беседа;
  • научное консультирование;
  • лабораторная работа с текстами альбомов.

 

Задания, прогнозируемый результат:

  1. Ознакомление с жанрами литературных произведений и образцами научных работ.

•  Написание былины, рассказа, очерка, повести, стихотворения, сообщения и т.д.

•  Создание эскиза, оформление экспозиции домашнего музея.

 

ТЕМА 6

Расскажи нам о себе

  • Участвуем в конференциях, выставках, смотрах, встречах и т.д.

 

Цели:

  1. Подведение итогов собственной работы.

•  Получение общественно значимой оценки результатов своего труда.

•  Изучение опыта работы, значимого для продолжения работы по теме исследования.

  1. Формирование цели следующего года обучения и работы над родословием.

 

Список литературы по курсу

 

  1. Бурышкин П.А. Москва купеческая, М., 1990.
  2. Белицкий Я .М., Глизер Г.Н. Москва незнакомая, М., 1993.
  3. Борисов И.В. Родовые гербы России, Янтарный Сказ, 1997.
  4. Всероссийская конференция участников движения «Отечество»: Сборники докладов, 1996-1999.
  5. Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.
  6. История и генеалогия: С.Б. Веселовский. Проблемы историко-генеалогических исследований, М., Наука, 1977.
  7. Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
  8. Лихачев Д.С. Земля родная, М., 1983.
  9. Мусины-Пушкины в истории России, Рыбинское подворье, 1998.
  10. Никонов В. В. География фамилий, Наука, 1988.
  11. Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
  12. Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. - М., 1994. Справочная родословная книга российского дворянства, 1996-1998.

•  Шепелев М.В. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи, Л. Наука, 1991.


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Моя родословная. Программа элективного курса по истории, 9 к


  Каждый историк так или иначе занимается вопросами родословной. Прочитав программу, я поняла, что занималась именно "так или иначе" . Ваша   программа позволит систематизировать работу, даст ей новые направления. Большое спасибо.

С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково



Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн