Ассоциативно-образный подход к развитию речи младших школьников.
Абрамова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национально проекта «Образование» 2008 года, МОУ «Гимназия №21», г. Электросталь, Московская область
Из своего детства я вынесла слова детской песенки, которые стали девизом моей профессиональной жизни: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…». Весело – это не значит беспечно. Весело – это значит работать и учиться с увлечением и с радостью. Современной школе, думаю, недостает именно радости, позитивных человеческих эмоций. Жизнь заставляет нас быть серьезными: инновации, мониторинги, проекты… В это же погружаются наши ученики, обремененные ответственностью не только за уроки, но и за результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях. Получается, что старое еще не покинуло школу, а новое не знает, где его место. А проблемы остаются нерешенными. Одна из них – закрепощение детской речи, отсутствие свободной, творческой, радостной атмосферы, которая могла бы способствовать развитию коммуникативных навыков у детей. Решением этой проблемы я занялась благодаря встрече с удивительным человеком, автором уникальной методики преподавания русского языка О.Л. Соболевой. Личное знакомство, тесное сотрудничество на протяжении девяти лет дает сейчас потрясающие результаты. Вместе с моими коллегами мы наблюдаем, как формируется не только речь, но и личность ребенка. А это всего лишь дети 1-4 класса - чуткие, отзывчивые, самостоятельные (любой проект по плечу), позитивные, понимающие, любящие и ценящие Слово. Не знающие, что такое усталость, так как умеют учиться весело, то есть радостно, творчески.
Считаю, работать над развитием речи надо с первого класса. На уроках использую "Букварь" О.Л. Соболевой, получаются не совсем обычные уроки. На них мы с ребятами играем, шутим, фантазируем. Я не даю жестких установок, не прошу детей «запомнить и научиться». Они просто вместе со мной смотрят, слушают, представляют, проживают какие-то ситуации и образы, разгадывают загадки, мастерят, раскрашивают буквы и даже едят их. Вместе с родителями дети буквы вырезают из бумаги, ткани, лепят из теста. Поэтому буквы запоминаются почти незаметно для самого ребенка. А главное, что процесс познания нового сопровождается положительными эмоциями: радостью, восторгом, удовлетворенностью собственной деятельностью. На уроке срабатывает антистрессовый механизм: он не позволит ребенку нервничать, комплексовать и страдать от неудач и значительно отодвигает порог утомляемости. Кроме этого, сохраняется здоровье. Здесь есть свой методический секрет: материал на уроках обращен одновременно к «логосу» и «образу», то есть новые знания приобретаются благодаря включению не только логического мышления, но и образного восприятия. Известно, что фантазия, творческие способности ребенка развиваются именно в детстве, так определено природой. Поэтому я много внимания уделяю игре с образами, ассоциациями, и метафора оказывается в «центре событий». Дети начинают воспринимать не только буквы, слова, но и целые тексты. Любимая метафора – хрустальная ваза. Это ассоциативный образ предложения. Склеить кусочки вазы – значит, не только восстановить образ вазы, но и построить предложение. Сказки о буквах – близнецах помогают запомнить буквы с одинаковыми элементами: О – Ю, И – Й и др. Дети с удовольствием, без напряжения, с радостью рассказывают эти волшебные истории на уроках и дома – своим родителям, мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Так в процесс творчества и познания включается вся семья.
Во 2, 3, 4 классах наиболее эффективной формой работы я считаю коллективное сочинение, которое должно стать способом выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни, кроме того, сочинение может оказать психотерапевтический эффект, снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку. Но только при одном условии, если это настоящее, свободное, творчество. В основе любой деятельности – мотивация. Мотивацией на уроках развития речи в начальной школе может быть потребность рассказать о любом событии: посещении библиотеки, чтении книг, поездке в театр, встрече с интересным человеком, подарках, необычной игрушке и т.д. Главное, тема сочинения не навязывается учителем, а выбирается ребенком. Он сам решает, о чем ему писать.
На уроках развития речи я решила отказаться от стереотипов и шаблонов; непредсказуемость творческого действия и свобода воображения стали главными принципами моделирования уроков творчества. Но для того чтобы процесс не приобрел стихийный (анархический) характер, отдаю предпочтение коллективным формам работы над сочинением. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества.
Урок творчества обычно имеет следующую структуру:
· Организационный момент.
· Выбор темы. Определение степени ее актуальности.
· Наблюдение. Обмен впечатлениями. Учитель эмоционально настраивает на поиск образов и необычных идей.
· Составление первого предложения по выбранной теме.
· Вопросы-стимулы.
· Коллективное составление предложений, запись их на доске и в тетрадях.
· Написание сочинения.
Вот что у нас получается.
Черепаха.
Прошел дождь. По садовой дорожке через теплые лужицы ползла черепашка. Воздух был наполнен свежим ароматом душистых цветов. У черепашки красивые голубые глаза, пятнистый яркий панцирь, пухленькие лапки, похожие на ажурные чулочки, коротенький хвостик. Шляпка из желтой соломки с розовым бантом и лиловыми колокольчиками. На передней лапке на алой ниточке таинственная записка. А там – новость… Союзмультфильм приготовил сюрприз для ребят 3 «Б» класса.
Итак, методика, которую я использую на уроках развития речи, помогает мне не только работать над развитием мышления, но создавать условия для творческой деятельности детей, результатом которой становятся новые образы и новые идеи, обогащение эмоционального, внутреннего мира ребенка и его воображения. А главное, это атмосфера успеха и радости, сохранение нравственного здоровья, без которого невозможно обучение, развитие и воспитание детей в современной школе.
|