Внеклассное мероприятие "Знай и люби русский язык"
Submitted by Нина Ивановна Фирюлина on Sat, 24/10/2009 - 22:26
(Слайд 1) Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка «Люби и знай русский язык». Приурочена наша встреча к знаменательному событию (Слайд 2): заканчивается Год Русского языка, который отмечался в 76 странах мира. Русский язык является родным для 288 миллионов человек, причём самых разных национальностей. Решение президента Российской Федерации объявить 2007 год Годом Русского языка позволило привлечь к русскому языку внимание широкой аудитории, стимулировать изучение русского языка за рубежом, поднять его авторитет в мире. И мы с вами проводили конкурсы, диспуты, встречи, писали сочинения, выпускали газеты, участвовали в олимпиадах – и проводим это заключительное мероприятие. Так давайте же покажем, что мы знаем и любим русский язык, умеем применять его правила, относимся бережно к родному языку, а еще – умеем работать в команде. (Слайд 3) В нашем турнире участвуют 2 команды: команда 5 класса «Грамотеи» (аплодисменты) – капитан Быстрова Вика - и команда 6 класса «Родной язык» (аплодисменты) – капитан Шакирзянова Оксана! Оценивать конкурсы будет наше уважаемое жюри – ученицы 8 класса, которые достигли хороших результатов в изучении русского языка, а Ксения Трофимович даже стала призёром районной олимпиады (аплодисменты). 1) Итак, 1 конкурс – «Приветствие». Максимум 5 баллов. (Выступление команд) - Русский язык – (Слайд 4) национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. К слову, к языку нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт Вадим Шефнер. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели (цитаты на доске). Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о русском языке? (Дети называют несколько примеров.) Жюри подводит итоги конкурса «Приветствие». 2) 2 конкурс – конкурс чтецов «Высказывание о русском языке». Один из учеников от каждой команды подготовил выразительное чтение наизусть понравившегося высказывания русского писателя о русском языке. Начинает команда «Грамотеи». (Выступления.) 3) Следующий конкурс. Разыгрывается 1 очко. Что называется фонетикой? (Ответ.) Итак, несколько заданий будут связаны с этим разделом науки о языке. (Слайд 5) Внимание на экран. Вы видите таблицы. Каждой команде предлагается по 3 слова, чтобы определить количество букв и звуков в них. Нужно выйти к доске и вписать в таблицу нужные данные. Кто лучше всех знает фонетику? (Работа у доски.) (Щелчок.) 6 баллов. Ещё по 1 ученику из каждой команды получают индивидуальное задание на карточках: нужно записать текст, данный в транскрипции, в соответствии с нормами правописания. Кто быстрее и правильнее? Не забывайте отделять предложения друг от друга: в транскрипции, как вы знаете, нет знаков препинания. (Индивидуальная работа.) 5 баллов. Вопрос после того, как команды сдадут листочки. Как звали сына? (Илья Муромец.) Жюри проверяет задание по образцу. Загадки (если пишут долго): Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет. (Книга.) Земля бела, Семены черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий). Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит.) Черные, кривые, станут в ряд – заговорят. (Буквы.) 4) Орфоэпия тесно связана с фонетикой. Разыгрываем 1 балл: Что называется орфоэпией? (Ответ.) Я приглашаю к доске ещё по одному участнику, по очереди, чтобы определить правильность расстановки ударения в словах. Задание: в одном из слов какого ряда неправильно поставлено ударение? Начинает команда «Грамотеи». (Слайд 6) (Работа у доски.) Продолжает «Родное слово». (Слайд 7) Жюри объявляет результаты конкурсов. 5) Внимание – следующее задание! Оно называется «Звук заблудился». На экране будут появляться короткие стихотворные тексты. Вам нужно определить, в каких словах «звуки заблудился», и назвать правильные варианты. Номер задания – слово. А жюри будет фиксировать ваши ответы. (Слайд 8) 6) Конкурс - творческое задание. С русским языком, как утверждал К.Г. Паустовский, можно творить чудеса. Я предлагаю вам сотворить такое чудо – текст. Каждой команде я называю тему. А вы по цепочке, предложение за предложением, создаёте текст. По одному предложению каждый игрок. Максимальный балл – 10 баллов. Начинает команда «Родной язык» («Снежный городок, Слайд 9). Продолжают «Грамотеи» («Новогодний праздник», Слайд 10). 7) А теперь очень внимательно смотрим мультфильм. (Слайд 11). Задание: Вы запомнили, какой облик принимал герой мультфильма? Запишите названия предметов, в которые превращался пластилиновый мужичок, и подчеркните в них орфограммы. Приготовьтесь называть орфограммы в записанных словах. Время – 2 минуты. Проверка – аукцион. Начинает команда, у которой больше очков. (Количество орфограмм + 1 балл последнему). Жюри объявляет результаты конкурсов. 8) Конкурс капитанов. Наши капитаны подготовили рассказы о происхождении их имён и фамилий. Начинает команда «Грамотеи». 10 баллов. Разыгрываем 2 балла. Какая наука изучает историю слов? (Этимология.) 9) Блиц-турнир. 1. (Слайд 12) Произнесите правильно – 2 балла. 2. (Слайд 13) Сколько раз в предложении встречается звук – 3 балла. 3. (Слайд 14) Как правильно сказать – 5 баллов. (У рыб нет зубов. А вообще-то зубы у рыб есть.) 10) Конкурс грамотеев. Приглашаю самого грамотного игрока из команды «Грамотеи» и из команды «Родное слово». Возьмите мел и аккуратно запишите слова, которые я вам продиктую. Можете заработать 10 баллов. Искусство, тренировать, фонтан, территория, фантастика, пожалуйста, во-первых, как будто, космонавт, спортсмен. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как видите, немало трудных заданий встретилось нам сегодня. Вам предстоит ещё многому научиться. Не зря ведь сказал когда-то французский писатель-просветитель Вольтер: «Выучить несколько языков – дел одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своём родном языке как следует, надо полжизни». Жюри объявляет результаты конкурсов. Награждение. Изучайте русский язык, берегите родной язык. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…». (А.И. Куприн.)