Задание С-5 – анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; проверяет комплекс знаний и умений (VIII – XXI вв.)
1. Ниже приведены две точки зрения на внутреннюю политику Александра III :
1. Внутренняя политика Александра III была консервативной по сравнению с политикой Александра II.
2. Внутренняя политика Александра III была продолжением политики Александра II.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
2. Ниже приведены две точки зрения на характер политики императора Александра III:
1. Г.В. Плеханов писал об эпохе 1880-х – начале 1890-х годов: «Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».
2. Политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-70-х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Для поиска аргументов необходимо проанализировать ряд источников:
- Высочайший манифест "О незыблемости самодержавия" 29 апреля 1881 г.
- Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия (1881 г.)
- Высочайше утвержденное положение Комитета министров «О временных мерах относительно периодической печати». 1882. 27 августа.
- Положение о земских участковых начальниках (1889 г., июня 12)
- Положение о губернских и уездных земских учреждениях 12 июня 1890 г.
- «Циркуляр о кухаркиных детях» 1 июля 1887 г.
Задание: Сравните постановления Александра III с соответствующими преобразованиями Александра II. Ответ оформите в виде таблицы. Подберите из таблицы соответствующие аргументы к одной из представленных точек зрения. Выступите в защиту своей точки зрения.
Подведение итогов урока: вывод об итогах царствования Александра III.