Электронное пособие "Профориентация в предпрофильной подготовке"
Submitted by Гульсина Илюшина on Sat, 24/10/2009 - 12:47
Тема 5.Классификация профессий
Цель:формирования комплексного подхода к изучению мира профессий
Теоретические сведения:выбор профессии как средство достижения определенного жизненного стандарта; изменчивость мира профессий и содержания труда;
Классификация профессий по Е.А.Климову. Типы профессий: «человек –природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек –художественный образ», «человек – знаковая система». Классы профессий по характеру труда : исполнительский и творческий.
№ слайда/
демонстрационный материал
Материл для проведения беседы
справочник
ЕКТС
Выбирая профессию мы не только выбираем себе работу, но и заявляем о своем желании войти в определенную группу людей, принять ее этические нормы. Правила, принципы, ценности, образ жизни.
Сколько же существует профессий?
В документе, который называется «Всероссийский Единый тарифно- квалификационный справочник», насчитывается более ….
Провести игру.
За определенное время написать профессии, которые известны детям. Похвалить тех, у кого окажется в списке больше.
Так сколько же профессий? В Классификаторе описаны более 6000 профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Каждый год появляются новые профессии, например: аналитик, логистик, мерчендайзер и другие - и исчезают старые.
Как ориентироваться в мире профессий? По предмету труда выделяют пять типов профессий.
К типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, су ходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например: агроном, ветеренар, геолог, микробиолог, озеленитель и др.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;
·способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
·терпение, настойчивость;
·готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.
Тип «человек - техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например: инженер-строитель, инженер-механик, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь и др.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
·хорошая координация движений;
·развитое техническое и творческое мышление и воображение;
·умение переключать и концентрировать внимание;
·наблюдательность.
К профессиям типа «человек- человек» относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например: педагог, врач, юрист, продавец и др.
Психологические требования профессии этого типа к человеку:
·стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
·устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
·способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;
·способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;
Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами. С чертежами, картами, схемами, сос звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, преводчик, бухгалтер.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·хорошая оперативная и механическая память;
·способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
·хорошие переключаемость и распределение внимания
·точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
·усидчивость и терпение.
К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу. например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·знание законов эмоционального воздействия на людей;
·нестандартное мышление;
·креативность
По характеру труда выделяют два класса профессий:
1.Профессии исполнительского класса, связанные с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением правил, нормативов, инструкций, стереотипным подходом к решению проблем. В большинстве своем эти профессии не требуют высшего образования.
2. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления и, как правило, высшего образования.
Занятие завершается просмотром видеофильмов «Путь к успеху» с последующим обсуждением материала