В качестве лирического предисловия.
Моей школе я посвятила уже более двух десятков лет. За это время я успела, как мне кажется, прожить целую жизнь: вышла замуж, родила детей, потом дети росли….потом они ВЫросли…Сейчас они уже взрослые, ищут свои пути в этой жизни. А я…. Всё там же, в МОЕЙ школе. В этой части МОЕЙ жизни вроде бы ничего не изменилось: жизнь не по календарю и часам, а по звонкам с урока и на урок, детские оценивающе- лукавые глаза, стопки тетрадей, рябь в глазах от красно-синих сочетаний цвета….
И всё-таки…Какой я была тогда, более двадцати лет назад? Девчонкой, которая была чуть старше своих учеников и которая была очень уверена в своих знаниях и считала, что научить учеников сможет ну чуть ли не в два счёта. Ведь знания свежи, ведь молодость , ведь столько веры….
А сейчас? Зрелость? Скорее всего… Может быть…. Ну вобщем, если зрелость, то относительная. Относительно биологического возраста, то пора зрелости уже прошла. Уже, скорее, пора сбора урожая. Относительно возраста души – что-то на границе между-между. Когда работаешь рядом с молодостью, с детьми, то и самой часто хочется заплетать косички, но нет, не солидно… Относительно профессионального возраста - совсем ещё юная, молодая, у которой впереди нераспаханная целина… работать и работать, жить и жить, учиться и учиться...
«Обучая – учусь» - говорили древние мудрецы. Мысль не утратила своей актуальности и для меня, учительницы, живущей в век глобальных изменений. Хочется научиться работать так, чтобы было интересно, чтобы быть всегда впереди ученика, а не плестись за ним, чтобы знание было настоящим, живым, а не шаблонным, не иллюстративным. Но хотеть для меня – это мало. Нужно делать. Нужно искать способы новых стартов.
В качестве делового предисловия.
Сегодня слово «развитие» становится фундаментом российского образования. Не секрет, что многие знания, которые уже много лет преподносятся в готовом виде ученикам, устаревают гораздо раньше, чем усваиваются детьми. Как избежать этого?
Путей несколько. Здесь важно учесть многое. И содержание образования. И организацию работы образовательных учреждений. И материально-техническую поддержку образовательного процесса. И социальные факторы. И педагогические технологии. Несомненно, что всё это должно действовать на основе единства. О каждом направлении нужно говорить и отдельно, и в связи с другими. Но разговор доложен быть конкретный, аргументированный, позитивный. Чёткость предложений. Деловое обсуждение и оценка, нацеленная на перспективу.
О главном.
Хочу предложить для один из конкретных проектов, который поможет обновить методическую работу в школе.
Его цель: реструктуризировать методическую деятельность педагогов школы.
Такая цель очень актуальна для школы, где я работаю. ШМО, организованные по старинке, уже не очень привлекают педагогов. Их участие в предметных объединениях обусловлены, скорее, инертностью, а не искренним желанием обновить методическую основу своей деятельности. Насколько важна заинтересованность педагогов , думается, доказывать не нужно. Очевидно, что если учитель воспринимает работу как обязанность, как безысходность – то и результаты работы формальные. Но творческий, ищущий педагог способен на революционные действия в педагогике. И при этом он не должен быть одиночкой. Механизм работы всей школы должен поддерживать инновационные процессы, стимулировать рост профессионализма педагогов.
Основные цели методической работы, обозначенной условиями предложенного проекта, достаточно просты, уже много раз сформулированы в педагогической прессе: повышение профессионализма учителей, системное освоение новых педагогических технологий и внедрение их в практику работы, обеспечение улучшения качества образования.
Базовая идея школьной методической службы: информатизация образования.
Организационная идея: формируется методический совет школы (директор, завучи, руководитель методического совета – творческий, увлечённый методически грамотный, заинтересованный педагог). Остальные учителя объединяются по интересам: в творческие надпредметные группы.
Форма работы: внутри творческих групп прорабатывается общая надпредметная методическая идея (с преломлением на предметную область каждого педагога). Обсуждаются различные уровни теории. Проводятся открытые уроки (ИКТ обязательно). Оформляется банк идей, разработок, оформляются результаты диагностик. Методический совет координирует деятельность групп.
Результат: представляется в виде творческого группового отчёта на педагогическом совете по теме работы группы. Руководитель методического совета берёт на себя публикацию опыта работы на школьном сайте.
Проект в схеме:
Главные факторы успешности проекта.
Концептуальность.
Каждая группа прорабатывает своё теоретическое направление, опираясь на уже известное об этом, формирует концепцию и воплощает её на практике.
Системность.
Методическая деятельность каждой группы проводится в системе, логично вписываясь в систему работы всего педагогического коллектива. Таким образом методическая работа в школе получается целостной взаимосвязанной во всех частях.
Управляемость.
Здесь решающую роль сыграет диагностирование процесса воплощения методической идеи в практику, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность.
Между методическими группами будет определённая степень конкуренции, взаимообучаемости, что гарантирует и качественность обучающей деятельности участников групп.
Воспроизводимость.
Теоретический и практический опыт групп будет опубликован на педагогическом совете, на школьном сайте, описание работы будет хранится в школьном банке, поэтому материал можно будет легко воспроизвести, применить в схожих условиях работы, модифицировать для других условий.
Деловое послесловие.
Приведено только краткое описание одной из идей модернизации методической работы в одной конкретной школе. Естественно, что этот проект при более детальной проработке обрастёт деловыми подробностями. Но идея уже созрела, она уже обсуждена в нашем педагогическом коллективе. Она жива. Отсюда и общая(!!!) вера колллектива в качественные изменения процесса обучения. А когда есть вера коллектива целой школы, что погружение в технологию ИКТ, интегративность её с другими сможет что-то изменить, РАЗВЕ ЭТО НЕ ПРЯМОЙ ПУТЬ К НОВИЗНЕ?
Лирическое послесловие.
Господи, как много ещё предстоит сделать! Вся жизнь впереди!....
|
|
На: Как педагогические технологии могут превратить мою школ
Любовь Владимировна, понравилась Ваша статья, предложу почитать руководителю объединения.
На: Как педагогические технологии могут превратить мою школ
Спасибо большое, Ольга Александровна! С искренним уважением.....
На: Как педагогические технологии могут превратить мою школ
Любовь Владимировна, предложенный вами проект организации методической службы интересен. Он позволит активизировать процесс методической работы в школе, так как захватыватит все сферы жизнедеятельности коллектива,
На: Как педагогические технологии могут превратить мою школ
Уважаемая Любовь Владимировна! Замечательная статья! Поздравляю с победой в конкурсе статей на конференцию.
Дальнейших успехов, побед!
Чугунова Н.П.
P.S. Оставлен комментарий в Вашем портфолио.
На: Как педагогические технологии могут превратить мою школ
Любовь Владимировна! Ваша статья понравилась, заинтересовала и моих коллег, большое спасибо.
На: Как педагогические технологии могут превратить мою школ
Спасибо за статью! Ваши мысли и высказывания заставляют задуматься о новой школе. Конечно, это факт, что работать как прежде нельзя, да и не возможно. У нас в школе тоже переворот, много проходит мероприятий обучающих, но думаю, что все таки зависит от самого учителя, как ему работать дальше. Просто "урокодателей" теперь школа не потерпит.
С уважением С.Н.