Первый этап. Настрой
Начало занятия — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка детей к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы.
Упражнение «На что похоже?»
Используется мультимедийное оборудование. На экране появляются изображения предметов (по очереди): карандаш, скрипка, шнурок, блюдце и т.п.
Педагог: - Как вы думаете, ребята, на что похож этот предмет?
Дети: - Карандаш похож на спицу, скрипка – на вазу, шнурок – на змею, блюдце – на колесо и т.п.
Упражнение «Рисование в воздухе»
Педагог: - Ребята, сейчас мы будем рисовать в воздухе. Представим, что в руках у нас кисти для рисования, возьмите их правильно. Нарисуем дом: сначала квадрат, теперь треугольник – это крыша, потом окна в доме, около дома – трава, цветы, деревья. На траве разлегся маленький котенок, он греет свой носик на солнышке. У солнца очень много лучей, коротких и длинных.
Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге. В последнем случае характер движений и темп задает педагог, а затем, по желанию, и дети.
Упражнение «Эстафета цветных линий».
К каждому из двух мольбертов прикреплен лист ватмана. Дети делятся на две команды.
Педагог: - Ребята, возьмите фломастеры. Каждому достался свой цвет. Вам предлагается игра-соревнование «Эстафета цветных линий». Первый участник команды подходит к мольберту и проводит первую линию своим цветом фломастера, следующий участник продолжает линию первого уже своим цветом, дальше третий участник соединяет свою линию со вторым участником и так далее, пока все участники не проведут свои линии в продолжение предыдущей. Линия не должна прерываться и должна быть разноцветной. Линии можно проводить в разных направлениях.
По окончании педагог с детьми рассматривает абстракции, полученные в результате пересечения линий. Можно найти знакомые изображения предметов в этих узорах.
При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.
Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к решению проблем, помогает ему активно участвовать в творческом процессе.
Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.
Звучит мелодичная музыка. Включается аромалампа. Дети чувствуют приятный аромат.
Педагог: - Ребята, давайте закроем глаза. Попробуйте представить самый счастливый момент своей жизни. Где вы тогда находились? Может быть, это был ваш день рождения? Или отдых на море? Возможно, вы представите Новый год и подарки под елкой? Вам было очень весело, вы улыбались, люди вокруг вас тоже были радостны, у всех были счастливые лица. И сейчас, когда мы вспоминаем о таких моментах - мы тоже счастливы.
- Давайте откроем глаза, возьмемся за руки, поделимся своим счастьем друг с другом, улыбнемся друг другу. У нас получился круг. Давайте покружимся и покружим счастье на своих руках.
Педагог с детьми садятся на ковер, располагаясь свободно.
Педагог: - Как вы думаете, ребята, что такое счастье?
Дети: - Счастье – это когда всем весело, когда праздник, люди смеются. Счастье – это, когда человек не грустит, не плачет или, когда ему помогают другие, жалеют его, успокаивают.
Педагог: - Что ощущает счастливый человек?
Дети: - Счастливый человек ощущает радость.
Педагог: - Делится ли счастливый человек своим счастьем с друзьями и близкими?
Дети: - Конечно, делиться. Рассказывает всем, что у него случилось хорошее. Его поздравляют друзья.
Педагог: - Как стать счастливым человеком?
Дети: - Нужно быть добрым и дарить добро другим, помогать в чем-то.
Педагог: - Правильно – нужно быть милосердным. Это значит помогать другим людям, быть соучастным к трудностям, проблемам других людей.
- Считаете ли вы себя счастливыми людьми? Почему?
Дети: - Мы счастливы, потому что есть мама, папа, свой дом и рядом много друзей, с ними интересно и весело. Мы всегда стараемся помочь близким, чтобы их порадовать.
Педагог: - Что же нужно для счастья человеку, как вы думаете?
Дети: - Для счастья человеку нужна семья, добрые друзья. Нужны праздники, отдых – когда весело и радостно всем. Еще нужно, чтобы у человека было доброе сердце, тогда он будет счастлив сам и сможет делиться счастьем с другими.
Дети высказывают мысли на тему счастья, аргументируя и приводя примеры из собственного опыта.
Педагог: - Ребята, спасибо вам за искренние рассказы. Ведь «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д.Дидро). «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон) – так говорили известные люди.
Послушайте пословицы о счастье:
Жить без счастья и воли, что жевать хлеб без соли.
Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.
Счастье - не рыбка, удочкой не поймаешь.
Счастье не ищут, а делают.
Всякий своего счастья кузнец.
Педагог объясняет детям значение пословиц, непонятных детям.
Третий этап. Индивидуальная изобразительная деятельность
Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний, способствует раскрытию творческого потенциала детей. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством, по мнению английского арттерапевта С.Скейфи, способствуют раскрытию внутренних сил человека.
Таким образом, человек невербальным языком сообщает о своих проблемах и чувствах, учится понимать и анализировать свои эмоции. По утверждению Э. Крамер, продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.
Некоторые дети пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить им, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе работы можно получить при интерпретации его рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.
Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить нюансы настроения и психического состояния.
Педагог: - Ребята, предлагаю вам создать город счастья. Расскажите, пожалуйста, каким вы представляете город счастья? Какие у него улицы, дома? Какие основные цвета красок вы будете использовать? Расскажите о счастливых людях этого города. Что вы сами сделаете для своего города счастья?
Дети дают описание своих городов. Рассказывают о его жителях. Предполагают формы домов, цвета улиц и т.д.
Для практической работы детям на выбор предлагаются краски акварельные, гуашь, фломастеры, маркеры, наборы цветных ручек, акриловые краски, восковые мелки.
Дети рисуют на альбомных листах. Звучит веселая музыка, но не громко. Педагог также может участвовать в творческом процессе.
Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации
Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому ребенку предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к педагогу, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
Можно предложить детям сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил-был человек, похожий на меня...». Такое начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации.
По рассказу ребенка можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.
Педагог: - Ребята, какие замечательные города счастья у вас получились. Я расскажу вам историю про свой город счастья: «В городе счастья жила-была женщина, похожая на меня. Она привыкла каждое утро ходить на работу по оранжевой улице. В розовом доме ее ждали дети. Вместе с детьми женщина каждый день спешила на помощь двум старушкам, которые жили на соседней лиловой улице. Дети помогали прибирать в доме у старушек, а женщина готовила вкусный обед. Старушки всегда были благодарны помощникам и рассказывали детям волшебные сказки. Так в этом городе все были счастливы, потому что никто не оставался без внимания».
- Ребята, расскажите истории про ваши города.
Дети рассказывают сочиненные истории.
Пятый этап. Коллективная работа в малых группах
Дети объединяют работы в одно целое, придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли.
Педагог: - Как вы думаете, ребята, если ваши работы расположить рядом друг с другом, что получится?
Дети: - Если наши города объединить, то получится большая страна.
Педагог: Какое название подошло бы для нашей страны?
Дети: Страна Счастливия! Страна Счастливых Людей!
Шестой этап. Рефлексивный анализ
Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому ребенку - участнику арттерапевтического занятия пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности.
Дети приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я».
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.
Педагог: - Очень хотелось бы жить в такой стране. Предлагаю каждому из вас взять фигурку человека (дети берут заранее приготовленные фигурки человека из картона), написать на ней свое имя и поместить себя в страну счастья, рядом с тем, с кем вы хотели бы находиться.
Дети располагают свои фигурки в стране Счастливии.
Педагог: - Я поместила свою фигурку в центре, чтобы находиться рядом со всеми вами, потому что вы все мне очень дороги. А почему вы расположили свои фигурки именно так?
Дети рассказывают о своих предпочтениях.
Педагог: - Давайте скажем друг другу добрые пожелания или несколько теплых слов.
Педагог начинает произносить пожелания в адрес одного или нескольких детей, дети продолжают, обращаясь, друг к другу.
Педагог: - Ребята, спасибо вам всем за добрые слова и пожелания, помните об этом. Для того чтобы быть счастливыми, надо приложить много сил и старания. Счастье благоволит к тем, кто старается думать не только о себе, но и об окружающих; отдавая часть своего сердечного тепла, вы должны знать, что к вам с излишком вернется благодарность и забота других. Будьте милосердны друг к другу и к окружающим. Каждый хочет быть счастлив в семье, но счастье только тогда бывает настоящим, когда оно общее, единое для всех.
- Каждый из вас сегодня успешно представил город счастья, а вместе вам удалось создать замечательную страну Счастливию. Будьте счастливы, ребята и дарите счастье свои близким и друзьям!
|