Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогические условия обеспеченности качества итоговой аттестации в условиях независимой экспертизы знаний

Submitted by Людмила Борисовна Мерзлова on Fri, 23/10/2009 - 09:07

Одним из оценочных критериев качества итоговой аттестации является независимая экспертиза знаний, которая подразумевает оценку образовательных достижений учащихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной школе.

Раннее оценку качества подготовки выпускников, как главную составляющую результативности деятельности школы, осуществляли мы сами, то есть производители образовательных услуг. Сами обучали и сами же оценивали результаты своей работы. Самооценка – это хорошо, но всегда ли она была объективной?


Введение единого государственного экзамена позволило осуществить более объективный контроль, что приводит к более высокой мотивации всех участников образовательного процесса на успешное его прохождение. Следовательно, одна из основных задач при подготовке к итоговой аттестации – выбор оптимальных образовательных технологий, создание педагогических условий, которые позволяют не только подготовить учащихся к успешной сдаче государственного экзамена, но и создать мотивацию к саморазвитию.
Сама технология проведения ЕГЭ позволяет добиваться большей объективности в оценке знаний выпускников, во многом исключает негативное влияние человеческого фактора на результаты экзамена, повышает ответственность учащихся и учителей при подготовке к итоговой аттестации.


Но подготовка к итоговой аттестации не должна сводиться к простому натаскиванию учащихся на решение тех или иных видов заданий или к простому увеличению объема знаний. Семилетний опыт проведения ЕГЭ показывает, что кратковременная форсированная подготовка к экзамену не может привести к успешному результату. Эта цель достижима лишь при организации эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения истории в старших классах на той базе, которая закладывается в основной школе.
Эта задача связана не только с отбором содержания образования, но и с реализацией компетентностного подхода, с использованием современных подходов обучения. На уроках истории у школьников должны быть сформированы различные виды предметной компетенции: исследовательские, социально-мировоззренческие, информационно-коммуникативные. Хороший уровень знаний и умений выпускников по истории может быть обеспечен при условии, что деятельностный подход станет доминирующим, будут использованы методики, соответствующие принципам личностно-ориентированного обучения. Для этого у старшеклассников необходимо развивать различные виды познавательной деятельности на продуктивном и творческом уровне, ориентировать учебный процесс на развитие самостоятельности, ответственности ученика за результаты своего труда.


А это требует роста возможностей образовательного выбора, который тесно связан с учебным планом школы. Это и факультативы, и элективные курсы, и научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие ученика, раскрытие его творческого потенциала. Поэтому следует тщательно разрабатывать учебные планы, вариативная часть которых дает дополнительные возможности для развития ученика, удовлетворения его образовательных потребностей.


Можно выделить ряд направлений в дидактико-методических подходах к обучению старшеклассников, что наряду с вышеперечисленным и будет являться педагогическими условиями обеспеченности качества итоговой аттестации:

 

  • необходимо перестроить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить на занятиях главенство мышления над формальным запоминанием фактов, самостоятельной деятельности под руководством учителя над монологическим способом информирования школьников педагогом.


Основа подобных подходов закладывается при тематическом планировании уроков. Один из его способов – блочно-тематический принцип: на первом этапе материал преподносится лекционным методом с постановкой задач и определение актуальности ее изучения, выделением основных проблем темы.


Затем организуются семинарские, практические, лабораторные занятия, на которых учащиеся самостоятельно прорабатывают выделенные вопросы, ищут решения поставленных проблем. На заключительном этапе обобщаются результаты работы, на зачетах проверяется, как освоены знания и умения. Материал изучается крупными блоками, что позволяет сопоставлять особенности, характерные черты каждого этапа исторического развития, прослеживать изменения в различных сферах жизни общества.
Анализируя итоги ЕГЭ, мы понимаем, что даже при хорошем знании дат, фактов, понятий выпускники более всего затрудняются при выполнении заданий, выявляющих умения систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы, относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой. Это свидетельствует о том, что без опыта организации серьезной, самостоятельной аналитико-синтетической деятельности старшеклассников успешное выполнение многих заданий экзаменационной работы становится проблематичным. Отсюда следующее условие повышения качества итоговой аттестации:
- изменение методики преподавания, использование современных образовательных технологий, которые позволяют расширить познавательные возможности учащихся при изучении предмета. Образовательный стандарт предъявляет к подготовке выпускников требование уметь «участвовать в групповой исследовательской работе, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, учитывать различные мнения, представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации».


Для реализации этих требований можно использовать организованный диалог, «дебаты», «мозговой штурм», диспуты, устные журналы, защиту рефератов, ролевые или деловые игры (например, «Что? Где? Когда?»). На такой основе наиболее эффективно формируются предметные умения и навыки учащихся, развиваются общеучебные умения. На формирование этих умений нацелен новый учебник истории России для 11 класса под редакцией Уткина, Филиппова и т.д. В учебнике после каждого параграфа и тематического блока даны не только вопросы для повторения прочитанного, но и такие разделы как «Думаем, обсуждаем», «Работаем с источником, выполняем задания».


Наряду с вышеперечисленным важно уделять внимание таким технологиям, которые непосредственно нацелены на выполнение заданий ЕГЭ:

 

  • анализ исторической информации в разных знаковых системах – текст, карта, таблица, схема;
  • источниковедческий анализ (внешняя и внутренняя критика источника, классификация источника по определенным основаниям).
     

Так создаются возможности для успешного выполнения многих заданий экзаменационной работы, особенно представленных в частях 2 (В), и 3 (С).


Говоря о системной подготовке к ЕГЭ, важно продумать вариант некой системы постепенной, целенаправленной подготовки учащихся к выполнению заданий к ЕГЭ в основной школе. Ее компонентами могут быть:

 

  • получение учителем основной школы полного представления о содержании, структуре, типах заданий, методике организации и проведения ЕГЭ;
  • включение в практику уроков отдельных типов заданий, адаптированных в соответствии с возрастными возможностями учащихся;
  • усиление работы над формированием у учеников основной школы умения систематизировать и группировать фактический учебный материал;
  • включение в практику заданий на установление соответствия двух рядов информации и т. д.
     

Особое место в реализации качественной подготовки к ЕГЭ должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса. Прямое использование заданий экзаменационной работы на текущих уроках может иметь обучающий характер. На итоговых занятиях их можно использовать как средство углубления знаний, обобщения материала, а также как способ проверки знаний.


Наряду с отмеченными выше факторами качественной подготовки к ЕГЭ важно предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые необходимо целенаправленно использовать для актуализации знаний учащихся, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. Это тем более необходимо, поскольку на предэкзаменационное повторение практически не отводится времени. Но практика показывает, что рациональное распределение учебного времени в течение года позволяет выделить на эти цели 10 – 12 часов.


В рамках предэкзаменационного повторения невозможно затронуть все учебные темы, поэтому необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, воспроизвести умения выполнять задания различных видов. Учащиеся должны познакомиться со структурой экзаменационной работы, ее хронологическими рамками, принятой периодизацией.


Общий алгоритм предэкзаменационного повторения:

 

  • определить круг вопросов для обязательного повторения каждой из тем;
  • вычленить вопросы для беседы, чтобы закрепить полученные знания;
  • отработать типовые задания разного содержательного характера по определенной теме, разделу как базового, так и повышенного уровня.
     

Таким образом, качественная подготовка и успешность на экзамене в немалой мере зависит:

 

  • от организации разносторонней познавательной деятельности учащихся, овладения ими всеми элементами подготовки по предмету;
  • от педагогических усилий учителей-предметников, профессиональ-ная квалификация которых определяется пониманием роли и места преподавания предмета в жизненном и профессиональном самоопределении личности;
  • от действий администрации учебного заведения, которые направлены на разработку и использование инновационных педагогических технологий;
  • от усилий семьи, которая должна помогать детям воспринимать воспитательно-образовательный процесс школы как добрую поддержку и помощь в жизненном и профессиональном самоопределении личности растущего человека, а школьную воспитательно-образовательную среду как мастерскую для саморазвития и самоопределения.

 

Мерзлова Людмила Борисовна,
учитель МОУ СОШ № 1


»  Размещено в сообществах:   

На: Педагогические условия обеспеченности качества итоговой атте


Чрезвычайно полезная статья. Я не историк, но Ваши формы и методы подготовки к ЕГЭ мне понятны и приемлемы. Только существует единственное но. Мы живём в государстве, где взаимоотношения играют очень большую роль, поэтому, как только ЕГЭ станет единственной формой итоговой аттестации и вступительных экзаменов найдутся множество лазеек, чтобы он перестал быть независимой (от заинтересованных лиц) экспертизой знаний. Но Ваш опыт очень полезен, спасибо.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн