Адамова Г.Н.
В основу содержания и структуры спецкурса положена концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (1 час в неделю за счет школьного компонента в 10 и 11 классах). Программа курса «Художественный анализ текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях. Цель курса – ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление учащихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы. Контроль проводится в виде тестирования, лабораторных работ, рефератов.
Задачи курса:
- Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.
- Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.
- Организовать практическую деятельность учащихся. развивающую их творческие способности.
- Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности.
- Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста,
- Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.
- Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Курс «Художественный анализ текста» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности. учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы.
Организация деятельности учащихся.
Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.
Перед знакомством с творчеством писателя и анализом его произведений проводится - мастерская по подготовке восприятия текста.
В процессе работы с текстом- мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.
В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.
В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:
1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
- углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
- общие сведения по теории стихосложения;
- умение владеть различными видами речевой деятельности,
- создание творческих текстов различных жанров;
- развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Программа «Художественный анализ текста» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
- анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интер-претировать в контексте художественной культуры и традиции;
- умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.
№
|
Т е м а
10 класс
|
Кол-во
часов
|
В том числе
|
Уроки
|
Лаб. Практ
|
Контр
|
I
|
СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ
|
4
|
|
|
|
1
|
Многозначность понятий
«слово и словесность»
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Жизнь слова
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Словесность народная и книжная
Словесность и гуманитарные науки
|
1
|
1
|
|
|
4
|
Лабораторная работа по теме:
“ Лесков-художник слова ”
|
1
|
|
1
|
|
II
|
К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
3
|
|
|
|
1
|
Русский язык - один из славянских языков
Этапы развития русского литературного языка
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Русский язык и русская классическая литература как духовное достояние народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Мастерская творческого письма. Углубление понятия “ Слово ”
|
1
|
|
|
1
|
III
|
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ-
ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ
|
3
|
|
|
|
1
|
Восприятие художественного текста – процесс творческий. Писатель и читатель
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Учись понимать язык произведения
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Лабораторная работа. Комплексный анализ текста
|
1
|
|
1
|
|
IV
|
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
|
3
|
|
|
|
1
|
Что и как мы читаем. Системное и бессистемное чтение. Читательский дневник. Его роль в самообразовании. Дневник русских писателей.
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Мастерская творческого письма: «Читательский дневник
|
2
|
|
|
2
|
V
|
СЛОВО КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ТЕКСТА
|
3
|
|
|
|
1
|
Слово в художественном тексте. Его смысловая гибкость. Правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство.
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Контекстуальные синонимы и антонимы
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Творческая мастерская по углублению понятий типа: 1) гордыня – гордость:
2) воля – свобода : 3) дерзать – дерзить ;
|
1
|
|
|
1
|
V
|
РОДЫ И ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
6
|
|
|
|
1
|
Эпос и лирика. Их особенности. Драма как сценический вид искусства.
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Эпические жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня.
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Лирические жанры: ода, баллада, элегия, послания, стихотворение.
|
1
|
1
|
|
|
4
|
Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
|
1
|
1
|
|
|
5
|
Лабораторная работа. Исследование текстов разных жанров.
|
1
|
|
1
|
|
6
|
Контрольная работа. Жанр. Особенности жанра. На примере литературного произведения
|
1
|
|
|
1
|
VI
|
ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ
|
3
|
|
|
|
1
|
Тема и содержание. Тема и идеи. Сюжет и композиция.
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Композиция как средство развертывания сюжета. Композиционные функции “деталей” в словесном произведении.
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Лабораторная работа. Исследование художественного текста по изученной теме.
|
1
|
|
1
|
|
VII
|
ОБРАЗ АВТОРА И РАССКАЗЧИКА В ТЕКСТЕ
|
4
|
4
|
|
|
|
Сумма
|
29
|
20
|
4
|
5
|
№
|
Т е м а
11 класс
|
Кол-во
часов
|
В том числе
|
Уроки
|
Лаб. Практ
|
Контр
|
I
|
ЗАДАЧИ КУРСА. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 кл
|
1
|
1
|
|
|
II
|
ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
|
18
|
|
|
|
1
|
Общее понятие о системах стихосложения.
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Силлабическое стихосложение
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Силлабо – тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих.
|
3
|
3
|
|
|
4
|
Мастерская по углублению понятия “поэзия”
|
2
|
|
|
2
|
5
|
Пауза. Перенос. Цензура. Анакруза. Клаузула.
|
1
|
1
|
|
|
6
|
Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма. Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные.
|
2
|
2
|
|
|
7
|
Мастерская по подготовке восприятия творчества поэта. ( В соответствии с прохождением программы по литературе )
|
1
|
|
|
1
|
8
|
Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие, терцина, октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи.
|
1
|
1
|
|
|
9
|
Акцентный стих и свободный стих.
|
1
|
1
|
|
|
10
|
Звуковые средства художественной изобразительности
|
1
|
1
|
|
|
11
|
Отбор словесного материала для стихотворного произведения. Путь к стиху от слова “живых” словосочетаний.
|
1
|
1
|
|
|
12
|
Мастерская творческого письма: “Мой поэт”.
|
2
|
|
|
2
|
13
|
Различие понятий “стихотворный” и “поэтический”. Ритм и интонация в прозе.
|
1
|
1
|
|
|
III
|
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНОГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ОДНОЙ ТЕМЫ.
|
9
|
|
|
|
1
|
Языковые построения с установкой на “чужое слово”.
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Стилизация. Сказ. Пародия.
|
3
|
3
|
|
|
3
|
Перифраза. Бурлеск. Травести.
|
1
|
1
|
|
|
4
|
Мастерская по углублению изученных понятий на основе комплексного анализа художественных текстов.
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Средства словесного выражения сатиры и юмора.
|
1
|
1
|
|
|
6
|
Мастерская творческого письма по сказки Л.Филатова “Про Федота”.
|
2
|
|
|
2
|
IV
|
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД И ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
|
3
|
|
|
|
1
|
Лабораторная работа. “Стиль и язык литературного произведения”.
|
1
|
|
1
|
|
2
|
Семинар на тему: “Писатель – мой современник”
|
2
|
|
|
2
|
V
|
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
|
1
|
1
|
|
|
VI
|
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ.
|
1
|
|
|
1
|
|
Сумма
|
33
|
21
|
1
|
11
|
Список рекомендуемой литературы
10-11кл
- А.С. Пушкин «Памятник» РЯШ 1/89. Автоцитация в произв. Пушкина РЯШ 3/97
- М.Ю- Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» РЯШ 4/89 ; «Родина» 3/91. Фоновые значения слов в поэзии Лермонтова РЯШ 2/96.
- Воспитывающее слово Паустовского РЯШ 2/87,
- Временная организация художественного произведения Герцен «Былое и думы» 2/87 РЯШ.
- Поэтический язык Батюшкова РЯШ 4/87.
- Толстой «После бала» Лингвистический анализ» РЯШ стр. 5-6 /92.
- «Рукой Грибоедова водил сам русский язык» РЯШ 1/95.
- Гражданская лирика Плещеева РЯШ 5/93,
- К. Рылеев «К временщику» РЯШ 4/95.
- Элегическая поэзия Баратынского РЯШ 2/94.
- Поэтика позднего Баратынского РЯШ 3/97.
- Ориеитализмы в русском художественном тексте 1 половины XIX в. РЯШ 1/94.
- «Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красою и богатстве красок». Паустовский РЯ111 2/92
- Радищев «Путешествие» Язык и стиль РЯШ 4/97.
- Об одной поэтической традиции в поэзии М.Ю. Лсрмонтова РЯШ № 4/97.
- Экспозиция и стилевые особенности текста (Н. Карамзин
- «Бедная Лиза») РЯШ 6/96.
- 16.Структура повествования «Капитанской дочки» А.С. Пушкина РЯШ 3/97.
- 17.Словообраз, «душа» в лирике Лермонтова РЯШ 3/97.
- Поэтическое завещание Державина РЯШ 3/97.
- Световые прилагательные в художественном тексте (Л.Н. Толстой «Война и мир») РЯШ 5/89.
- Воспроизведение в лит-худ. тексте народной речи. Очерк «Воительница» и повесть «Очарованный странник» Н. Лескова РЯШ №6/90.
- Инверсия в стихотворной речй,3./97 РЯШ. «Обломов»-поэзия жизни и страстей 3/97 РЯШ.
- Речевая структура художественных текстов Гончарова РЯШ 4/91
- Слово как предмет изображения в произв. Гончарова .3/97.
- Словообразовательные средства и стиль. (На мат-ле произв. Достоевского) РЯШ 5/91.
- Рассказ Чехова «О любви» РЯШ 5/91.
- Лексика диссертации Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действ.» РЯШ 5/89.
- Образно-смысловая связь заглавия и художественного текста на примере романа Бондарева «Горячий снег» РЯШ 2/88.
- Одна из дидактических миниатюр Фета «Классические розы» (опыт анализа стихотворения И. Северянина) РЯШ 4/9.
- 10. Ю.Лесков «Левша» Радость словесной игры и серьезность сюжета РЯШ 2/9 5.
- Образное слово Тютчева: «И все у него строго ...», «Как нам дается благодать» РЯШ 6/93, 2/94. ' '
- Тургенев Триптих «Вариации» РЯШ 2/93.
- Козьма Прутков и его афоризмы РЯШ 2/93.
- Закономерности и аномалии эпистолярного повествовамия в худ.произведении РЯШ 6/91
- Лингвистический анализ сказки «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин
- РЯШ 3/95.Типология и функции повторов. Салтыков-Щедрин «История одного города» РЯШ 1/96.
- «Пленителен образ отважной жены» («Русские женщины» Некрасова) РЯШ 5/96.
- «Поэзия сердца» - выражение любви в лирике Некрасова и Тютчева (сравнительный анализ) РЯШ 5/96.
- Образное слово Бунина РЯШ 4/90.
- Адъективные словосочетания в прозе Бунина РЯШ 4/90.
- Лингвистический анализ стихот»орения_Бунина «Пустой зеленый ельник у дороги» РЯШ 4/ S 7.
- Лингвистический анализ текста в классе с углубленным изучением русского языка М. Цветева «Рябину рубили» РЯШ 3/91.
- «Минута» М. Цветаевой 5-6/92 РЯШ.
- Стилистический анализ стихотворения «Незнакомка» Л. Блок 6/93 РЯШ.
- «Я только стих...» В. Маяковский РЯШ 3/93.
- «И шла моя душа босой» Симонов РЯШ 6/95.
- Платонов рассказ «Такыр» РЯШ 2/94, «Усомнившейся» 6/96
- О стиле Есенина РЯШ 5/95, 2/97
- Мотив тишины в лирике Бальмонта РЯШ 2/97.
- И. Северянин РЯШ 6/9], РЯШ 2/97
- Структура поэтического мира в стихотворном цикле Л. БлокаРЯШ 2/96.
- Звуковые соответствия в лирике Бальмонта РЯШ 5/96.
- О «Золотой розе» Паустовского Крупинки золотой россыпи РЯШ 2/97.
- Из наблюдений над метафорой в поэзии Маяковского РЯШ 3/97.
Литература для учителя и учащихся
- Одинцов В.В. «О языке художественной прозы». М . Просвещение, 1973г.
- «Пути анализа литературного произведения» М Просвещение. 19
- Газета «Русский язык» №37, 1997г Дидактические материалы с заданием для уч-ся.
- Журнал «Русский язык в школе» № 3,2, 1997г. «Комплексный анализ текста»,
- Н.М. Шанский «Лингвистический анализ художественного текста» Л. 1990г,
- Н.М. Шанский «Художесгвенный текст под лингвинистическим микроскопом» Л. 1986г
- А.И. Горшков «Русская словесность» Уч. Пособис для учащихся 10-11 кл. М. Просвещение. 1996г
- Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово» М. Просвсщение 1987г
Темы рефератов:
- .Смысловые регистры одного диалога (роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита»)
- «Плыло облако, похожее на рояль» (о сравнении).
- «Бытие в тупике» ( аномальность в языке повести А. Платонова «Котлован»).
- Фольклорно- литературные сказки как составная часть отечественная литературного процесса 20-х – 50-х годов XX века ( Б. В. Шергин.).
- « Лес – «Бесприданница.» парадигматика стилей.
|