Используемые учебники и учебные пособия:
БУИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АКСУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА. Деление на двузначное число (урок путешествие)
ХАСАНОВА ГУЛЬНАЗ НАИЛОВНА
Учитель начальных классов
Цели урока: Отрабатывать навыки устного счета, умение делить на двузначное число, действия с величинами; научить сопоставлять известный материал и делать выводы; воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в парах; развивать умение слушать и объяснять материал, а также ход решения примеров и задач; развивать интерес к математике и смекалку.
Подготовка к уроку: карточки для устного счета, кроссворд.
Вопросы к кроссворду написать на альбомном листе:
1. Самая маленькая геометрическая фигура, не имеющая точного определения. (Точка)
2. Равенство, содержащее неизвестную величину, обозначенную буквой. (Уравнение)
3. У неё есть числитель и знаменатель. (Дробь)
4. Четырехугольник, у которого все углы и все стороны равны. (Квадрат)
5. Это имеется у любого слова, растения и уравнения. (Корень)
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин)
Рассадить детей. Проконтролировать, чтобы за каждой партой сидело, как минимум, по одному сильному ученику. Объявить тему урока и его задачи.
Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в далекое прошлое на самолёте времени. Нас ждет много испытаний. Нам предстоит решать задачи, примеры, находить неизвестные в уравнениях, площадь и периметр фигур.
II. Устная работа (5 мин)
Учитель: Для начала проверим готовность к полету. Вам нужно стараться отвечать правильно и быстро, от этого зависит, полетим мы в путешествие или нет.
- Проводится фронтальный опрос по карточкам.
Показ слайда.
III. Актуализация знаний (5 мин)
Учитель: Теперь мы к полету готовы. Но нам надо узнать, на каком самолете мы должны совершить полет. Для этого разгадаем кроссворд, с помощью которого мы расшифруем известную нам запись. А помогут нам в этом знания по пройденному материалу. Итак, мы решаем кроссворд (показ слайда).
Вопросы нужно зачитывать вслух. Кто захочет ответить, поднимает руку.
- Когда кроссворд разгадан, записывается шифровка: 12ДКК (показ слайда). В этой шифровке нам нужно заменить цифры буквами, а буквы - цифрами. Должно получиться ТУ – 354 (показ слайда).
Молодцы, вы верно выполнили это задание и наше путешествие начинается. Вот и первая остановка на острове Крит. Нужно решить задачу.
IV. Работа по теме урока
- На этом острове археологи откопали кровать, которой более 4 тысяч лет. Ширина ее 2 фута. Это 1/3 часть ее длины. Какова длина кровати?
- Кто знает, чему равен фут? (1 фут - 30 см). Выразите ответ в сантиметрах. Молодцы, вы верно вычислили. Чтобы отправиться путешествовать дальше, нужно решить примеры (стр. 56, № 9) Путешественники всегда помогают друг другу. Вот и мы, чтобы не тратить много времени, решаем по вариантам: 1 строчка — 1 вариант, 2 строчка - 2 вариант.
- И с этим заданием вы удачно справились и мы очутились в древней Руси. А перед нами - средневековый рыцарь. (Учитель показывает картинку рыцаря.)
Обратите внимание на его доспехи. Интересно узнать, сколько килограммов носили на себе рыцари? Тогда решите задачу.
- Шлем средневекового рыцаря весил 2 кг 250 г, кольчуга в 4 раза тяжелее. Меч составляет массы кольчуги, а щит на 650 г меньше массы меча. Найдите массу доспехов средневекового рыцаря.
- Молодцы, верно вычислили массу доспехов средневекового рыцаря. А у кого на службе состояли эти рыцари? (У королей)
Пора бы нам навестить одного из них. А чтобы переместиться к нему, нужно решить уравнения стр. 57, №11.
Вот мы и у царя Гороха.
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали!
Довольно простые примеры, но, как видите, они не очень сильны в математике. Во всех примерах ошибки. Переложите в каждом примере только один стручок - и примеры станут правильными.
Примеры царя (показ слайда).
Примеры царицы (показ слайда).
Хорошо разобрались вы и с этим заданием. А теперь царица просит вас помочь ей. Нужно ей разбить цветник.
— Предложите ей все возможные варианты длины и ширины прямоугольного цветника, если его периметр 26 дюймов. (Длина и ширина должны быть выражены целым числом)
— Царица хотела поблагодарить вас за помощь, но у нее очень много дел. Но она отправила записку. Вы должны разгадать ее послание. Вот ключ к нему (задание на карточке).
- Вы должны дополнить недостающие линии, тогда у вас получатся буквы, и вы сможете прочитать слово. (Послание на листе бумаги)
Ответ: СПАСИБО.
V. Задания на смекалку
1. Логические задачи на возраст.
А. В семье трое детей: Данила, Василий и Светлана. Данила в два раза старше Светланы, а Василий старше Светланы на 6 лет. Если сложитъ вместе их возраста, то получится 22. Каков возраст детей?
Б. Рост Ильи - 98 см. За один год вырастает в среднем на 4 см, а его брат Дима только на 3 см. Какого роста будет Илья в тот год, когда суммарный рост обоих братьев увеличится на 42 см?
2. Заполните пустые ячейки таким образом, чтобы сумма в вертикальных, горизонтальных и диагональных рядах была равна 27, и, при этом ни одна цифра в каждом примере не должна повторяться.
(показ слайда).
3. Докажи, что эту фигуру нельзя обвести карандашом, не отрывая его от бумаги и не проводя никакую линию дважды (показ слайда).
Комментарий. На фигуре больше двух точек, в которых сходится нечетное число путей. Поэтому нельзя начать обводку в одной из них и закончить в другой. Придется проходить через третью точку, что невозможно.
4. У Кати есть подруги в Англии и в Индии. Почтовая марка для отправки открытки в Англию стоит 7 рублей, а в Индию — 11 рублей. Сколько подруг поздравила Катя с Рождеством, если ее почтовые расходы составили 57 рублей?
5. Половина плодов, висевших на яблоне, упала и была съедена мальчиком. А когда мальчик стал осматривать затем дерево в поисках новой добычи, он увидел, что на дереве больше нет яблок. Как это случилось?
Ответ: Мальчик съел одно яблоко. Теперь на дереве уже висели не яблоки, а яблоко.
6. Пять ворохов и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? Ответ: Один.
7. Задача на движение.
Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из пунктов, находящихся друг от друга на расстоянии 20 км. Скорость каждого велосипедиста 10 км/час. Одновременно вместе с первым выбежала собака. Собака бегала между велосипедистами: добежав до второго, она возвращалась к первому, потом опять ко второму и так далее до тех пор, пока они не встретились. Сколько пробежала собака, если ее скорость равнялась 20 км/час?
Комментарий. Иногда начинают высчитывать, сколько пробежала собака до второго велосипедиста, потом - сколько до первого и так далее. А все очень просто. Велосипедисты ехали до встречи ровно час, и столько же времени бегала собака со скоростью 20 км/час. Ответ: 20 км.
VI. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли оно вам?
- Что понравилось?
- Хотели бы вы еще раз отправиться в путешествие на наших уроках?
VII .Домашнее задание.
Стр. 57, № 14, 17.