Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Чтение
Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки»
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с произведениями И.А.Крылова, с басней «Мартышка и очки», расширить читательский кругозор детей.
2. Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении.
3. Развивать творческие способности детей – учить читать басню по ролям: развивать навык беглого, выразительного чтения.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрация к басне, изображение памятника Крылову в Летнем саду в Санкт – Петербурге, оформленная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) чтение наизусть обращения юного Гвидона к волнам:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна….»
2) чтение по ролям (диалог Салтана с корабельщиками).
- Можно ли «Сказку о царе Салтане» сравнить с народной? Почему?
- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?
- Что из того, о чем рассказано в сказке, могло происходить в действительности?
III. Постановка цели урока.
- Прочитайте, что написано на доске, только справа налево
ИКЧО И АКШЫТРАМ
ВОЛЫРК А.И.
- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»
IV. Изучение нового материала.
1) Беседа об И.А.Крылове.
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т.д.)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным и добрым запечатлен баснописец в бронзе (Рассматривание изображения памятника И.Крылову в Летнем саду в Санкт – Петербурге). На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
- Какие басенные герои вам знакомы? ( Ответы детей)
- Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Потому что И.А. Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка).
- Познакомиться с новой басней И.Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
2) Актуализация знаний.
- Кто из вас знает, что такое басня? (Ответы детей)
- Правильно. Это небольшой рассказ в стихах и прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди? (На сказку)
- Вспомните, какие чудесные превращения происходили в «Сказке о царе Салтане»? (борьба с коршуном – чародеем, волшебные превращения Гвидона, чудесные дары лебеди)
- Ещё в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.
- Какие басни Крылова вы учили во 2 классе? Вспомнить их нам поможет игра. Посмотрите на доску. Игра «Узнай басню».
На доске код: 1 2 1 2 1 2 … .
- В соответствии с кодом прочитай названия басен дедушки Крылова (читать через букву)
Л у е к б а е и д р ь а щ к
Ч о и л ж у и б г ь
З о е б р е к з а ь л я о н и а
- Молодцы, ребята, очень хорошо справились с эти заданием («Лебедь, щука и рак», «Чиж и голубь», «Зеркало и обезьяна»).
- Кто из вас сможет прочитать наизусть какую-нибудь басню?
V. Знакомство с басней «Мартышка и очки».
1) Рассматривание иллюстрации в учебнике
- Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
2) Чтение басни учителем (учебники закрыты).
- Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться?
- Почему именно мартышка стала главным персонажем басни?
Физкультминутка
3) Самостоятельное чтение басни учащимися.
- Что делает Мартышка с очками?
- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.
- Почему именно этот эпизод изображен?
- Чем он важен?
- Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
4) Словарная работа.
- Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает,как использовать очки?
- Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?
- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?
- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?
- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?
- Почему Мартышка решила, что люди ее обманули?
- В чем комичность ситуации описанной в басне?
VI. Закрепление изученного.
1) Повторное чтение басни (читают парами друг другу).
2) Выборочное чтение.
- Вспомните, что такое мораль басни?
- Прочитайте мораль басни «Мартышка и очки».
- Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.
- Подумайте, если бы в басне не было морали, можно ли было догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в ней.
VII. Итог урока.
1) – С каким писателем мы сегодня познакомились?
- С каким произведением?
- Что такое басня?
- Для чего и зачем написана басня?
- Какая мораль в этой басне?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
2) Выставление оценок за работу на уроке.
VIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть басню «Мартышка и очки», ООП – Сураевой и Медведеву выразительно читать.
|