Ерамков Д.С., Шульмина Р.В., Попов М.В.
Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.
Организация сетевой модели профильного обучения
По типу внутришкольной профилизации общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Модель сетевой организации профильного обучения имеет два основных варианта. Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования с привлечением нетрадиционных образовательных ресурсов (дистанционные курсы, заочные школы и др.).
При организационной разработке вышеназванных вариантов необходимо решать вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, их сопровождения к различным местам обучения взрослыми, разрабатывать и принимать нормативные документы об ответственности учредителей и руководителей учреждений. Все образовательные учреждения и организации, объединяющиеся в сеть, должны быть сертифицированы и иметь лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.
При этом необходимо определить долю объема учебного плана (например, не менее 50%), которая должна быть освоена в базовом общеобразовательном учреждении. Все остальные учебные курсы могут осваиваться в соответствующим образом лицензированных или сертифицированных образовательных учреждениях и организациях.
Порядок обучения отражается в индивидуальном учебном плане и согласуется с администрацией базового общеобразовательного учреждения.
Сетевая модель профильного обучения позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию. В то же время реализация сетевой модели требует серьезных изменений в системе управления образованием.
Необходимы:
- новые процедуры и формы лицензирования (сертификации) образовательных учреждений;
- процедуры академического взаимозачета между двумя (несколькими) общеобразовательными учреждениями;
- механизмы финансового взаимозачета между несколькими образовательными учреждениями и организациями, в том числе относящихся к разным уровням образования (школа, техникум, вуз, учреждение дополнительного образования), и, возможно, имеющих разные формы собственности;
- механизм финансирования малых учебных групп и индивидуального обучения;
- специальная подготовка и повышение квалификации административных и педагогических кадров, которые не имеют опыта составления индивидуальных учебных планов, сетевого расписания и т.п.
Индивидуальный учебный план
Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Базисного учебного плана (БУП). Новая структура БУП позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.
Нормативно-правовой основой обучения по ИУП помимо Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и БУП является Федеральный закон РФ «Об образовании», который указывает, что «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения ... Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта ... регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (ст. 50, п. 1). В уставе общеобразовательных учреждений, реализующих ИУП, в разделах «Организация образовательного процесса», «Участники образовательного процесса», «Локальные нормативные акты», «Управление образовательным учреждением» целесообразно прописать:
• права обучающихся на ИУП;
• порядок организации образовательного процесса по ИУП;
• порядок промежуточной и итоговой аттестации при обучении по ИУП;
• порядок разработки, утверждения и корректировки ИУП учащихся.
Построение обучения на основе ИУП меняет порядок формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, а также порядок составления и форму расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для изучения, затем формируются ИУП каждого ученика, и лишь потом их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом.
На первом этапе происходит формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся. Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить на выбор учащимся. В соответствии с БУП определяется перечень обязательных предметов базового уровня (федеральный компонент). Далее перечень дополняется профильными предметами, которые предлагает школа. Затем учебный план дополняется предметами регионального компонента и элективными курсами (перечень и содержание элективных курсов определяется школой - в рамках компонента образовательного учреждения).
На втором этапе учащиеся выбирают предметы, которые желают изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). Следует обратить особое внимание на следующие положения БУП:
- если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», входящие в инвариантную часть БУП, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются;
- если на базовом или профильном уровне изучаются три учебных предмета естественно-научного цикла, то интегрированный курс «Естествознание» на базовом уровне не изучается;
- учебный предмет «Обществознание» в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) «Обществоведение», «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществоведение», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля. В случае, если «Обществоведение» и один из учебных предметов социально-экономического цикла («Экономика», «Право») изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс «Обществознание» на базовом уровне не изучается.
После выбора обучающимися предметов и курсов производится подсчет суммарного количества их часов и установление соответствия с объемом учебной нагрузки, предусмотренной БУП и СанПиНами.
Необходимо разъяснить учащимся порядок составления ИУП, возможности и правила его изменения в период обучения, формы и порядок отчетности по выбранным курсам.
Далее ведется работа по составлению расписания общеобразовательного учреждения с учетом нормативов БУП, объемов допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы и т.д.
Администрация общеобразовательного учреждения создает сводную таблицу, в которой суммируются ИУП учащихся (табл. 1).
Таблица 1
Выбор учебных предметов базового и профильного уровня
(класс; полугодие)
Учебный предмет
|
Базовый уровень
|
Профильный уровень
|
Учебных часов в неделю
|
Количество учащихся, выбравших данный предмет
|
Количество учебных групп*
|
Учебных часов в неделю
|
Количество учащихся, выбравших данный предмет
|
Количество учебных групп*
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего учебных групп
|
|
|
|
*Данная колонка заполняется в последнюю очередь.
Таблица 2
Расчет зачетных единиц (кредитов)
Предмет
|
Уровень
|
Всего учебных часов за год
(То)
|
Кол-во учебных часов в неделю на год по учебному плану
(Т1 = Т0/35)
|
«Цена» курса в кредитах
(К0 = Т1)
|
Минимальный (зачетный) кредит
(Kmin)
|
Математика
|
Профильный
|
100
|
3
|
3
|
2,5
|
Биология
|
Базовый
|
80
|
2
|
1
|
1,5
|
История
|
Базовый
|
70
|
2
|
2
|
1,5
|
Физика плазмы
|
Элективный
|
35
|
1
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
|
На занятиях по информатике класс делится на подгруппы. Здесь может быть выбран, например, такой вариант: одна подгруппа базового уровня, несколько - профильные, или наоборот. При изучении иностранного языка класс также делится на подгруппы. Если численность группы ниже норматива для класс-комплекта, обучение можно организовать только в том случае, если будут изысканы дополнительные средства: увеличение бюджетного финансирования, часы факультативов, кружков, родительские средства и т.д.). Решение этого вопроса возможно в ходе переговоров с учредителем, с родителями учащихся.
Аналогичным образом обобщается информация по предметам регионального и школьного компонентов.
После сопоставления сведенной информации о пожеланиях учащихся с возможностями общеобразовательного учреждения (включающими кадры, учебные помещения, оборудование, средства и т.п.) возможна коррекция ИУП в режиме переговоров с учащимися и их родителями.
Подготовка школьного расписания фактически предполагает составление индивидуальных расписаний учителей и каждого учащегося. Предполагается также изменение порядка ведения классного журнала.
Примеры создания ИУП и разработки расписания общеобразовательного учреждения, опытный образец компьютерной программы и перечень проблемных вопросов относительно организации практики ИУП и сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций представлены в Интернете на сайте «Профильное обучение в старшей школе » (http://www.profile-edu.ru).
Система зачетных единиц (кредитов)
Система зачетных единиц (кредитов) обусловлена потребностями модернизации российского образования, применением новых технологий обучения, например дистанционного обучения, а также перспективой расширения сетевой модели профильного обучения, когда ИУП учащегося может реализовываться в различных образовательных учреждениях и организациях.
Традиционно в России зачетной единицей, определяющей объем учебной работы как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40—45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объем и трудоемкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы как в целом, так и по отдельным дисциплинам.
При расчетах трудоемкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 35-36 недель, поэтому одна зачетная единица (кредит) соответствует 35 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 мин (или 27 астрономическим часам), т.е. одному часу в неделю. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится, исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 35 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачетными единицами.
Индивидуальный учебный план профильного обучения в старшей школе разбивается на зачетные единицы (кредиты) в отношении базовых, профильных, элективных учебных курсов, а также учебных проектов и практик (табл. 2).
По каждой позиции учебного плана определяется минимальный кредит, который необходимо набрать для зачета. При этом устанавливаются требования к индивидуальному учебному плану обучающегося. Например, учащийся 10-го класса в течение учебного года должен:
• освоить общеобразовательные программы по русскому языку и математике на базовом уровне в объеме не менее трех кредитов;
• освоить не менее трех профильных курсов в объеме не менее пяти кредитов каждый;
• освоить не менее шести элективных курсов, проектов, практик в объеме не менее одного кредита каждый;
• освоить в итоге не менее 35 кредитов за год.
|