( Часть 1: «Русь и Орда: вассалитет и патриотизм» )
(Из авторской разработки учителя)
Введение: структура урока.
Тема урока:«Русь и Орда»: Часть 1 «Вассалитет и патриотизм».
Цели урока:
*Рассказать о монгольском нашествии на Русь. Выявить причину поражения русских княжеств;
* Выявить причины установления вассальных отношений русских княжеств с Ордой.
* Охарактеризовать точки зрения в исторической литературе о факте существования ордынского ига; раскрыть систему зависимости русских земель от Золотой Орды.
*Рассказать о современном видении ордынского ига. Показать последствия поражения русских княжеств.
*Акцентировать внимание на противостоянии Новгорода и шведско-немецких агрессоров. Охарактеризовать двойственную политику Александра Невского по отношению к Орде. Выяснить причины такой политики.
* Рассказать о появлении, становлении и возвышении Московского княжества,
* Выяснить двойственность политики ИванаIКалиты по отношению к Орде. Показать последствия этой политики.
* Предоставить обучающимся возможность обсудить спорные моменты истории, обосновать и защитить ту или иную точку зрения.
Урок составлен на основе УМК «История России с древнейших времён до конца XVII в. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века.- М.:Просвещение,2008
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний
Вид урока: урок-лекция.
Оборудование: учебник, тетради, компьютер, проектор, экран, карта "Русское государство вXIV- первой половинеXVв.".
План урока: I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала: Параграф №20 «Моногло-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский».
I.Ордынское нашествие.
II.Вассалитет и патриотизм
1. А было ли иго?
2.Ордынское владычество на Руси.
3.Борьба Новгорода за независимость. Александр Невский.
4.Наследники Александра Невского.
5.Возвышение Москвы и её конкуренты. Иван I Калита.
6.Московское княжество при детях Калиты.
III.Закат Золотой Орды. Возвышение Москвы
ЛЕКЦИЯ
I.Ордынское нашествие.
С конца XII века у монгольских племён, кочевавших в степях Центральной Азии, шёл процесс разложения родоплеменного строя, в ходе которого выделялась племенная знать – нойоны – князья, окружённые нукерами – дружинниками. Кровавая борьба между этой знатью закончилась победой Темучена (Темунджина), объединившего монгольские, татарские племена, включившего в состав своего государства другие народы Сибири. В 1206 г. Хурал (Хамаг могол улус – съезд всех монгол), а точнее съезд племенной знати поставил Темучена во главе новорождённого государства, присвоив ему почётный титул Чингисхана («повелитель морей»). Чингисхан создал войско, которое было сильно чёткой организацией и строжайшей дисциплиной. Войско строилось на основе родоплеменного признака и делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч составляли один тумен, или по-русски «тьму». Каждый десяток был связан круговой порукой: за вину одного наказывали весь десяток. Выносливые и смелые воины – монголы, спаянные в единое целое, имели серьёзное преимущество перед соседними народами, переживавшими период феодальной раздробленности.
В 1211 году монголы обрушились на Северный Китай, в 1219 начали вторжение в Хорезм (Средняя Азия), в 1222 году покорили Северный Иран. Монгольское завоевание сопровождалось разрушением городов и сёл, порабощением значительной части населения, наложением огромной контрибуции на остальных. Чингисхан показал себя не только жестоким завоевателем, но и незаурядным правителем: он сохранял на покорённых землях прежнюю систему государственных и общественных отношений, умело подчиняя её собственному контролю. Сумел Чингисхан воспользоваться военной техникой, захваченной в Китае.
В 1222 году Чингисхан отправил часть своих войск – два ударных корпуса полководцев Джэбэ и Субэдэ из Северного Кавказа в Закавказье. Разграбив эту территорию, монголы вошли в причерноморские степи, где разгромили половцев. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, со многими из которых состояли в торговых или родственных связях. В Киеве состоялся съезд князей по инициативе великого князя Мстислава Киевского. Далеко не все князья согласились принять участие в походе, считая его внутренним делом половцев и южно – русских княжеств. Остальные отнеслись к походу несерьёзно - монголы ещё были неизвестны, как и их тактика боя: считалось, что победа будет лёгкой – мало ли народов приходило из степи на Русь, остались одни половцы.
В результате в походе приняли участие половцы хана Котяна и несколько мелких ханов, отряды Мстислава Киевского, его зятя Мстислава Галицкого (Удалого), Мстислава Святославича Черниговского и Даниила Романовича Волынского (будущего Даниила Галицкого) – зятя Мстислава Удалого и около десяти удельных князей.
31 мая 1223 года на реке Калка русско-половецкое войско потерпело страшное поражение. Мстислав киевский не принял участие в сражении, сдался монголам и был убит со своими воинами. Погиб Мстислав Черниговский. Мстислав Удалой спасся бегством. Даниила Романовича – тяжело раненого, спасли его дружинники.
Но в планах Чингисхана не было завоевания Руси. О монголах забывают на 13 лет, в которые продолжаются княжеские распри.
В последующие годы на Востоке события развиваются следующим образом: в 1223 году пала Волжская Булгария; в 1225 году Чингисхан возвращается в Монголию, где делит земли между сыновьями. Западные земли – улусы достались его старшему сыну Джучи, а после его смерти – его сыну Бату. В 1235 году на курултае великий хан Угэдэй принимает решение выполнить завет отца – «выйти к последнему морю», то есть о походе в Европу. Во главе объединённых войск был поставлен племянник Угэдэя и внук Чингисхана Бату саин – хан («хороший государь»). Все покорённые земли на Западе должны были стать частью его улуса (государства).
В 1236 году монголы вновь огнём и мечом прошлись по Волжской Булгарии, а в декабре 1237 года вторглись на Русь. Первой пала Рязань, погиб рязанский князь Юрий Игоревич. Рязань продержалась 5 дней и была сожжена дотла. Затем последовали Пронск, Коломна, Москва и стольный град – Владимир (пал в феврале 1238 года, продержавшись 2 дня), Великий князь владимирский Юрий Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо) бежал на границу с Новгородской землёй, где на реке Сить стал набирать войско. После Владимира пали Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Тверь. В начале апреля Бату вошёл в Новгородские земли и захватил город Торжок, но вскоре повернул обратно, испугавшись весенней распутицы, но никак не новгородское ополчение. На обратном пути он не смог взять город Смоленск, а отряд конкурента Батыя на великоханский престол Гуюк – хана семь недель штурмовал городишко Козельск, и смог взять его только после прихода основных сил. «Злым городом» прозвали монголы Козельск. В мае 1238 года поредевшие отряды Бату вернулись в Монголию, собираться силами.
В 1239 году началось новое вторжение на юго-западные русские земли. В августе 1240 года после пятидневной обороны пал Киев, пали Чернигов, Владимир – Волынский. Но Галицкому князю Даниилу Романовичу удалось нанести поражение нескольким крупным монгольским отрядам, выстояла крепость Кременец. Даниил Романович ещё 17 лет будет вести борьбу с монгольскими ханами.
В 1241 году Батый совершил поход в Центральную Европу, разбив венгерские, чешские, австрийские, германские войска и выйдя к берегам Адриатического моря, к Италии. Но, вдруг, он отдаёт приказ возвращаться назад. Историки имперского и советского времени почти хором утверждали, что Батыя испугало сопротивление русских княжеств и многочисленные восстания на Руси, что войско Батыя было на столько ослаблено в войне с Русью, что не смогло продолжать борьбу на Западе. Сегодня выдвинута новая версия о том, что в начале 1242 года Батый узнал о смерти своего дяди и стремился удержать отстоять захваченные им земли на очередном курултае. В обеих точках зрения есть не только определённый смысл, но и спорные вопросы,
Но, в конечном счете, Батый не вернулся в Монголию, а основал свою новую державу – Золотую Орду – в Нижнем Поволжье, столицей стал город Сарай – Бату (близ современной Астрахани). С этого времени (1242 год) по 1480 год или 238 лет, по мнению большинства историков на Руси установилось монгольское или Ордынское иго. (Употреблявшийся ранее термин «монголо-татарское иго» некорректен, так как практически все татары Прибайкалья были уничтожены монголами). Но действительно ли на Руси было иго монголов?
II.Вассалитет и патриотизм
1.А было ли иго?
В современной исторической литературе термин монголо-татарское иго звучит как система властвования татаро-монгольских ханов над русскими землями в XIII – XV веках. Слово «иго» подразумевает угнетающую, порабощающую силу, тяжкое ярмо. Как могло случиться, что маленькая, редконаселённая Монголия покорила более развитых в культурном и экономическом смысле соседей? Вряд ли Батый привёл на Русь армию более 40 тысяч человек, в то время как в русских княжествах в то время проживало около 6 млн. жителей. В летописях, конечно, содержится преувеличение: «бесчисленные орды народов незнаемых». Подобные преувеличения для летописцев вполне естественны, Как иначе можно было объяснить победы кочевников над княжескими дружинами, только изменой князей – соседей, не пришедших на помощь или «идучи не идяху», или же огромным числом иноземных врагов.
Русские города, конечно же, сражались героически и катастрофическими были последствия поражения Руси. Мнения различных историков по вопросу об ущербе от нашествия разнятся в мелких деталях. Крупные расхождения касаются отрицательных и положительных сторон воздействия ига на степень торможения объективных процессов исторического развития страны. Отмечая безусловные гибель большого числа людей, обеднение населения, отток значительных материальных и человеческих ресурсов в Орду, упадок городов, сходятся все историки прошлого и настоящего. Особенно явственен упадок городов, прежде всего каменного зодчества (во второй половине XIII -XIV веках на Руси не было построено ни одного каменного храма), городского права и самоуправления.
С другой стороны, отмечается, что сохранение церкви, церковных институтов и имущества (монголы суеверно боялись трогать храмы и служителей различных религий) способствовало не только сохранению веры, грамотности, церковной культуры, но и росту экономического и морального авторитета церкви. Сравнивая условия Ордынского управления Руси, в частности, с турецкими (мусульманскими) завоеваниями, авторы отмечают, что последние нанесли гораздо больший ущерб покорённым народам. Ряд историков (А. Быков, О. Кузьмина и др.) отмечает и подчёркивает значение монгольского ига для формирования идей централизации и для возвышения Москвы.
Сторонникам идеи, что монгольское нашествие резко затормозило объединительные тенденции в русских землях, возражают те, кто указывает на то, что усобицы существовали и до нашествия. Правда, необходимо помнить о том, что монгольские ханы, управляли Русью с опорой на принцип diwide et impera (разделяй и властвуй), натравливая княжества и князей друг на друга. Так что начало объединения русских земель вокруг Москвы, это не столько «заслуга Орды», сколько единственный возможный ответ русского народа в своей борьбе за независимость.
Споры ведутся также о степени «нравственного упадка». Речь идёт о том, в какой мере нравы и обычаи монголов перенимались местным покорённым населением, насколько оно огрубляло нравы. Характерно, что современный русский мат имеет монголо-татарские корни. Факт, как говорится, говорит сам за себя.
Почти не вызывает споров идея, что именно ордынское завоевание стало тем фактором, который определил историческое отставание Руси от Европы, её отличие в форме правления, то есть, иго способствовало утверждению на Руси специфическому деспотическому, самовластному правлению.
Таким образом, Русь не просто потерпела урон в противоборстве с монголами, но стала завоёванной территорией. И, несмотря на многочисленные утверждения современных историков, что ига не было, необходимо считать, что оно всё – таки имело место, как сложная, изменяющаяся со временем система, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани(ордынского выхода, собираемого баскаками)(смотри далее), не только материальными, но и людскими ресурсами: ремесленниками, горожанами и крестьянами, которых забирали в монгольское войско; в политической – жёстким контролем за деятельностью князей, в культурном - принудительном использовании русских мастеров (на Руси были позабыты такие ремёсла, как каменное зодчество, скань, производство эмалей и др.), расхищением материальных и культурных ценностей.
В исследованиях С.М. Каштанова «Финансы средневековой Руси» показано, что ордынская дань с Руси составляла в XIV веке 5000 рублей, а в XV веке – 7000 рублей в год. По тем временам сумма огромная. Так, например, на 1 рубль можно было купить тогда в среднем 100 пудов, то есть более 1600 килограммов хлеба.
В тоже время Ордынское иго на Руси имело свои, подчас значительные особенности. Первая и самая важная из них – иго было создано по инициативе русских князей, ведь не смогли же монголы подчинить разгромлённые ими Польшу, Чехию, Венгрию, так как правители этих стран не поехали на поклон к хану.
2.Ордынское владычество на Руси.
Жить в покорённой Руси монголы не собирались, они осели в половецких (куманских) степях. Сами монголы никогда не составляли большинства среди кочевников, являясь правящим этносом. Будучи в абсолютном меньшинстве, золотоордынские монголы не имели возможности создать деспотический режим. Они опирались на административный ресурс русских князей, ставших вассалами хана. Батый покорил не русский народ, а русских князей. Разгромив их дружины, хан продемонстрировал превосходство своего войска в обученности и дисциплине. А князья, так и не сумев организовать совместный отпор, вынуждены были признать над собой власть ордынского хана. Русские князья один за другим потянулись в ханскую ставку за ярлыком – грамотой, дающей право на княжение в собственном княжестве. Хана стали называть «законным царём». Оказалось, что князьям просто необходима царская власть, поскольку самостоятельно решать свои споры и защищать свои земли от ливонской и литовской экспансии они были не в состоянии. И ордынские цари действительно стали оказывать военную помощь своим новым улусам. Так, в 1242 году они помогли Александру Невскому, в 1269 году – на помощь Владимиро-Суздальским князьям, противостоящим новому натиску немцев, пришёл великий баскак владимирский Армаган. Русская правящая верхушка в своём большинстве, предав собственный народ, стала верой и правдой служить новому «великому князю киевскому», которого заменил хан. Даже карательные набеги – «ордынские рати», посылаемые на Русь монголы осуществляли для подавления не княжеских выступлений, а стихийных народных бунтов, в том числе в интересах русских князей и бояр. Ни одна крупная усобица не обходилась без приглашения тем или иным князем татарского отряда.
Власть Золотой Орды не казалась современникам чем - то противоестественным. Хан – он же «царь» является высшей судебной инстанцией, на русских гравюрах ханов изображали в царской короне. РУСЬ НЕ ВОШЛА В СОСТАВ ЗОЛТОЙ ОРДЫ. Русские княжества сохранили свои хозяйственные, административные, религиозные особенности, свою денежную и налоговую систему, княжескую дружину. Это была практика монгольских ханов, создавших своего рода средневековую федерацию, основанную на вассальных отношениях улусов (подвластных земель) и центра - ханской ставки.
Монголы стремились править каждой завоёванной областью сообразно национальностям и обычаям её населения. С этой целью в канцелярию при дворе великого хана были приняты писцы из представителей всех религий и национальностей. Указы, обращённые к населению, писались на его родном языке.
С момента создания Золотой Орды шла борьба ведущих религий Восточной Европы за души и умы ордынских правителей. Не раз присылал своих проповедников папа римский. В 1261 году митрополитом киевским Кириллом в столице Золотой Орды Сарай – Бату была учреждена Сарская епархия православной церкви. Православные священники открыто проповедовали своё учение язычникам монголам. Племянник хана Берке даже бежал тайком в Ростов, крестился там под именем Петра и впоследствии за свою жизнь праведника был причислен к лику святых. Симпатизировал православию и хан Батый. Даже после того, как правнук Батыя хан Узбек ввёл ислам в качестве официальной религии, монголы не отказались от веротерпимости. Согласно ханским ярлыкам, РПЦ освобождалась от всех налогов, а с 1267 года ей были предоставлены специальные ярлыки, согласно которым за оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь.
Возникает вопрос, за какие заслуги церковники пользовались такими льготами? Да всё просто: священники поддерживали авторитет ханов Золотой Орды и незыблемость ордынской власти. Во время службы в русских церквях священнослужители первым поминали ордынского царя, молясь за его здоровье, а уже потом молились за своего князя. За годы ордынского «ига» церковь намного расширила свои земельные владения и стала богатейшей организацией на Руси. Да, именно на годы «ига» приходится «эра процветания РПЦ». К счастью, и среди священнослужителей нашлись и патриоты, такие как Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря (ныне Троицко - Сергиева лавра).
3.Борьба Новгорода за независимость. Александр Невский.
Одновременно с ордынским нашествием на Русь началось наступление духовно – рыцарских орденов (Тевтонского и Ливонского), а также шведов, благословлённых папой римским для «обращения в христианство» местных племён, уже крещенных православными миссионерами. На самом деле речь шла о завоевании земель на Востоке.
Русские князья, ранее собиравшие дань с населения Прибалтики, вступают в борьбу с новым противником. В 1234 году Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) разгромил немцев – крестоносцев на реке Эмбах, в 1237 году Даниил Галицкий громит крестоносное войско на реке Западный Буг. Однако немцам удалось прочно утвердиться в Прибалтике, а шведам – на побережье Финляндии.
Момент разгрома русских княжеств монголами показался благоприятным для овладения землями Северо – Западной Руси и Новгорода. Первым удар нанесли шведы во главе с ярлом Биргером. Летом 1240 года они вошли в Неву, имея целью ударить по Новгороду. 15 июля 1240 года Александр Ярославич, «сидевший» тогда в Новгороде князь переяславский, стремительным ударом разгромил шведов. Новгородцы вскоре поссорились с князем и он отбыл в родное княжество. Тем временем немцы вошли в Псковскую землю, захватили с помощью изменника – посадника Твердилы сам Псков. Отряды ливонцев находились в 40 -50 км. от города. В этих условиях новгородцы вновь призвали к себе Александра Невского. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера Александр Невский с переяславской дружиной, новгородским ополчением и войском брата Андрея Городецкого наголову разгромил крестоносцев в ходе Ледового побоища. Надолго была приостановлена немецкая агрессия на Восток.
В 1246 году умер (был отравлен в Орде) отец Александра Невского Ярослав Всеволодович. В Орде великим князем владимирским назначили младшего Ярославича Андрея Городецкого, Александр Невский получил ничего не значащий титул великого князя киевского. Хан добился своего – между братьями началась война, победу в которой одержал Александр Невский, получивший золотой ярлык на великое княжение Владимирское из рук самого Батыя. Вообще то, Батый хорошо относился к Александру, в летописях сказано, что они стали побратимами. Да и сам Александр показал себя гибким и дальновидным политиком. Решительно отстаивая независимость Руси на западных рубежах, он, тем не менее, счёл необходимым поклониться Батыю и получил его поддержку в борьбе за укрепление личной власти. Осторожная и льстивая политика Невского по отношению к Орде позволила избавиться от карательных рейдов. Но это стоило князю потери авторитета, в том числе и в Новгороде, где он в 1259 году помог ордынским численникам провести перепись населения для более чёткого определения размера дани. Эта перепись вызвала негодования простых горожан, в 1262 году вспыхивают восстания против баскаков и местной русской администрации во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле и в других городах. Восстания были жестоко подавлены русскими княжескими дружинами с помощью татарских отрядов. Однако эти восстания стали одной из причин отмены откупной системы, когда местная знать выкупала право сбора дани у хана, и передачи сбора ордынского выхода в руки местных князей.
В 1263 году, возвращаясь из Орды, Александр Невский умирает, возможно, отравленный по приказу хана.
4.Наследники Александра Невского.
После смерти «солнца земли Суздальской», как назвал летописец Александра Невского, начинается ожесточённая борьба между его сыновьями Дмитрием Переяславским, Андреем Городецким и Даниилом Московским. В битве против братьев Андрей не стеснялся приводить ордынские рати, которым в качестве платы за услугу дозволялось грабить города и веси противника. Особенно страшной была Туданова (Дюденева) рать1293 г.
Согласно завещанию Александра Невского своему младшему сыну Даниилу он завещал захолустный городишко Москву с уездом как удельное княжество. Появление Даниила Александровича в Москве открывает новую главу в истории Русского государства. Кроме того, Даниил Александрович становится основателем династии великих князей московский, правивших нашим государством до 1598 года.
5.Возвышение Москвы и её конкуренты. Иван I Калита.
Результатом Ордынского нашествия стало различное развитие отдельных групп русских земель. Западнорусские земли (Полоцкое, Турово – Пинское, Смоленское княжества) в XIV -XV веках оказались включёнными в состав Великого княжества Литовского. Земли Юго-Западной Руси были поделены между Польшей и Литвой. Лишь в Северо – Восточной и Северо- Западной Руси продолжали существовать независимые русские княжества. Обязаны они были своей независимости Золотой Орде, которая помогала им отразить натиск с Запада. Независимость эта была ограничена вассальными отношениями с той же Золотой Ордой и регулярной выплатой дани. Кроме того, чтобы стать легитимным правителем в своих (или чужих, захваченных у князей – соседей) землях, князья должны были в обязательном порядке «пройти собеседование» и получить ханскую грамоту – ярлык. Чтобы одно княжество не усиливалось чрезвычайно, ханы давали ярлык попеременно то одному, то другому князю, поощряя княжескую рознь.
Постепенно в Северо – Восточной Руси выделяются самые крупные и сильные княжества – Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Причём, политическим центром Руси считалось великое княжество Владимирское со столицей во Владимире на Клязьме. Ярлык давал владимирскому великому князю право верховной власти над всеми княжествами северо-востока и северо-запада. Однако, фактически все княжества северо-востока, а также Новгород и Псков, оставались самостоятельными государствами.
Земли каждого княжества состояли из городов и волостей во главе с наместниками и волостелями, сидевшими на кормлении. Князья правили совместно с советом боярской аристократии – Боярской думой. Бояре также управляли теми или иными отраслями хозяйства или «путями» («путные» или «путинные» бояре).
Между княжествами развернулась борьба за первенство, которая представляла схватку за титул великого князя владимирского.
Наиболее сильным в начале XIV века стало Тверское княжество, где правил племянник Александра Невского Михаил Ярославич. В 1304 году он получил великокняжеский владимирский трон. Именно в Твери был построен первый в постмонгольский период каменный храм, возрождалось каменное зодчество. Вскоре в борьбу включается Москва, которая при Данииле Александровиче и его сыне Юрии Данииловиче сумела расширить свои границы за счёт Коломны и Можайска, а также Переяславского княжества.
Юрий Даниилович, ставший московским князем после смерти отца в 1303 году, начал борьбу с Михаилом Ярославичем Тверским. Учитывая военную мощь тверского князя, Юрий проявляет настоящую изворотливость и женится в 1317 году на сестре хана Золотой Орды Узбека. Тут же, естественно, получает ярлык от своего тестя на великое княжение Владимирское. Получив военный отряд от тестя, Юрий со своей дружиной движется на Тверь, но терпит поражение. В плен к тверскому князю попала жена Юрия, где вскоре и скончалась. Юрий обвиняет Михаила в её отравлении, хотя смерть его жены была невыгодна (и даже опасна) для тверского победителя. Естественно, хан Узбек узнаёт об этом от Юрия Данииловича, и придя в ярость, вызывает в Орду обоих. Здесь тверской князь Михаил Ярославич был казнён, но и Юрий потерял ханское доверие. Поэтому Узбек передаёт ярлык на Владимирское княжение сыну Михаила Ярославича Дмитрию Михайловичу. Радость радостью, но надо и за отца отомстить. В той же Орде Дмитрий встретил Юрия Данииловича и в честной схватке зарубил его мечом. За свой самосуд Дмитрий тут же был казнён по приказу хана. Но ярлык получил не брат московского князя Юрия Иван, а брат Дмитрия Михайловича Александр Михайлович.
Иван I Данилович Калита приложил немало усилий, чтобы отобрать ярлык у Твери, но безуспешно. Помог случай: в 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против ордынского отряда Чол – хана (Щелкана). Поводом восстания стало то, что татарин отобрал лошадь у местного дьякона. На протесты хана князь Александр Михайлович никак не прореагировал. Узбек направил против Твери свой отряд, но посчитав силы недостаточными призвал на помощь русских князей. Иван Калита с радостью согласился. Тверь была взята и разграблена татарскими и московскими войсками. Александр Михайлович бежал в Литву.
После тверского восстания Калита получает Новгород и Кострому, а в 1332 году, после смерти великого князя владимирского Александра Васильевича Суздальского, ярлык на всё Владимирское княжество.
Иван Данилович преуспел в достижении своей цели – превращение своего княжество в большое и богатое. Этому помогла двойственность его политики. Калита открыто стал на службу хану. Помогая ордынцам в подавлении восстаний в русских княжествах, он таким образом не только уничтожал возможных и реальных соперников в борьбе за единый центр власти в русских землях, но и добился от Орды привилегии в самостоятельном сборе дани с русских земель. При этом, Калите удалось доказать Ордынским ханам выгоды такого положения (часть дани не будет оставаться в руках сборщиков). В итоге, хотя Калита («мешок с деньгами – калита») собирал дань более жесткими методами, для русских земель наступило облегчение: монголы уже не разоряли русские земли, часть дани оседала в руках московского князя и могла быть использована для развития княжества.
Иван Калита принял меры также против «лихих людей» - разбойников, которых немало было в лесах. Всё это способствовало хозяйственному развитию княжества, росту численности населения, которое стало переселяться в спокойные московские земли из других княжеств.
К концу жизни Иван Калита стал признанным лидером Московско-Владимирской Руси. Политическое, церковное, религиозное, материальное и символическое значение имел перенос кафедры митрополита Всея Руси из Киева в Москву. Таким образом при Калите Москва становится столицей большого, богатого и сильного княжества, а также церковной столицей русских земель.
6.Московское княжество при детях Калиты.
Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семён Иванович Гордый (1340 – 1353) и Иван II Иванович Красный (1353 – 1359 гг.).
Семён Гордый сумел не допустить раскола Московского княжества. Договор, подписанный им с братьями, закреплял единство княжества, подчинённое положение удельных князей великому князю московскому, передавал в его руки объединённые вооружённые силы. Но править потомкам Семёна Гордого не довелось…
В 50-ые годы XIV века страшная болезнь, известная под именем «чёрной смерти», унесла в могилу большую часть населения Европы. Эта беда не обошла стороной и Русь. В Москве моровая язва свирепствовала в 1353 году. Погибло много народа. Умер и великий князь Семён Иванович Гордый и два его сына. Новым великим князем московским и владимирским стал младший из четырёх сыновей Ивана Калиты, Иван Иванович Красный, поскольку все его старшие братья к тому времени умерли, не оставив наследников мужского пола. Правил он недолго, оставив малолетнего сына Дмитрия Ивановича, которому в 1359 году было всего 9 лет.
III.Закат Золотой Орды. Возвышение Москвы.
Своеобразным рубежом, после которого стало возможным создание централизованного Русского государства с центром в Москве, можно считать 1359 год. С этого года, согласно русскому летописанию, начинается «великая замятня» в Золотой Орде. С момента убийства хана Бердибека (1359) и до вступления на престол Тохтамыша (1359- 1380), то есть за 20 лет в Орде сменилось более 20 ханов.
«Великая замятня», начавшаяся в Орде в 1359 году, породила в некоторых русских князьях стремление создать самостоятельное государство мирным путём, так сказать, «под шумок». В это время отделились от Золотоордынского центра Казань, Астрахань, Крым, мордовские земли и другие территории. Но это отделение было вызвано не столько попыткой национального самоопределения окраин, сколько попыткой самостоятельно решать насущные проблемы при полном параличе верховной ордынской власти.
В XIV – XV веках не может быть речи о борьбе русского народа против татаро-монгольского владычества.Будут великие битвы, но битвы эти будут вестись не за окончательное освобождение Руси от Ордынского ига, а ради сохранения ведущих позиций Москвы и возвращение на ханский трон «законного царя».
Великорусская нация в этот период находится в фазе становления и ещё не осознаёт себя в полной мере отдельным, претендующим на государственную самостоятельность, народом. Но именно 1359 год стал переломным моментом, с которого началось движение к созданию самостоятельного московского государства.
III.Первичное закрепление материала.
1.Выделите спорные моменты изученной темы.
2.Охарактеризуйте причины поражения русских княжеств.
3.Почему русские земли не вошли в состав Золотой орды?
4.Назовите причину перехода русских князей в вассальную зависимость от ханов Золотой Орды.
5.Дайте ответ на вопрос: «А было ли иго»?
6.Охарактеризуйте роль Александра Невского в становлении отношений Руси и Орды?
7.Расскажите о первых московских князьях и оцените их действия по укреплению позиций своего княжества.
8.Назовите не менее пяти причин возвышения Москвы.
IV.Итог урока. Домашнее задание.
Параграф № 22. Подготовьте перечень вопросов по изученной теме, которые вызывают у вас затруднения при аргументации ответа.
Напишите мини-сочинение – эссе на тему «Вассалитет и патриотизм».
IV.Источники.
1.Быков А.В., Кузьмина О.В. Эпоха Куликовской битвы. – М.: Вече, 2005. – 320 с.
2.Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. - М.: Центрполиграф, 1975.- 495 с.
3.Греков Б.Д. Киевская Русь.- М.: Учпедгиз, 1953. – 489 с.
4.Кучин В.А. Дмитрий Донской: биография и оценка деятельности //Преподавание истории в школе, 1991.-№ 2.- С. 51-59.
5.Шефов Н.А. Хроника российской истории (в 2-х т.) – М.: Вече, 2006.- 320 с.
6.Шильник Лев. Чёрные дыры российской истории.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.- 192 с.
7.Широкорад А.Б. Русь и Орда. – М.: Вече, 2005. ЭНАС, 2007. -320 с.
Мне понравился Ваш материал по теме "Русь и Орда". Еще очень интересно описывает взаимоотношения Руси и Орды В. Чивилихин в своем романе-эссе " Память".
Размещено вт, 03/11/2009 - 21:55 пользователем Михаил Александрович Лашевский.
Спасибо, Галина Фёдороовна. Постараюсь прочитать роман-эссе В. Чивилихина. Я интересуюсь этой темой очень давно, со школы. Если вас интересует любая другая тема с новыми подходами к изложению истории, постараюсь разместить в Open class в своих материалах. За 6 лет работы написал небольшую в 600 листов методичку по истории страны, Как авторская программа она не прошла, но на её основе провожу уроки в старших классах. С уважением, М. Лашевский.
На: «Русь и Орда»: Часть 1 «Вассалитет и патриотизм».
Мне понравился Ваш материал по теме "Русь и Орда". Еще очень интересно описывает взаимоотношения Руси и Орды В. Чивилихин в своем романе-эссе " Память".
На: «Русь и Орда»: Часть 1 «Вассалитет и патриотизм».
Спасибо, Галина Фёдороовна. Постараюсь прочитать роман-эссе В. Чивилихина. Я интересуюсь этой темой очень давно, со школы. Если вас интересует любая другая тема с новыми подходами к изложению истории, постараюсь разместить в Open class в своих материалах. За 6 лет работы написал небольшую в 600 листов методичку по истории страны, Как авторская программа она не прошла, но на её основе провожу уроки в старших классах. С уважением, М. Лашевский.