Экономическое образование в школах сегодня является неотъемлемой и важной частью общего (полного) среднего образования. Взаимосвязь экономики с другими предметными областями позволяет создать, адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность учащегося как всестороннего образованного человека и гражданина.
В процессе обучения учащихся экономике, навыкам бизнеса и предпринимательства, используется практика многих школ, методов и моделей. Большое внимание уделяется прикладной стороне обучения. Углубленное изучение экономики в качестве практики предполагает решение задач, выполнение тестов. В профильных и прикладных программах используются практические разделы: учебные предприятия, школьные компании, реализация которых предполагает изучение и теоретических основ и практическая отработка. В последнее время все чаще используют кейс-метод, который позволяет разрешить возникающие проблемы с учетом реальных условий и реальной информации.
В настоящей работе я хочу представить еще одну модель, - «Модель SEED» Шведского фонда обучения через предпринимательство (далее модель), с которой мы - Псковские учителя экономики, познакомились в 2005 году, обучались на семинарах и уже три года обучаем учащихся старших классов. Эта модель позволяет учащимся получить серьезный опыт и практические навыки в области бизнеса и предпринимательства.
Предприимчивость, инициативность и самостоятельность – это качества, необходимые человеку не только в частном бизнесе, но и во всех ситуациях жизни, а сегодня приобретение этих качеств, в стенах школы актуально.
Предприимчивый подход стал залогом успеха в развивающейся в настоящее время новой культуре работы. Все люди рождаются с творческими способностями, естественной любознательностью и изобретательностью, поэтому так важно помочь учащимся выявить эти способности еще в школе, стать им творческими личностями.
Обучение через предпринимательство достигает максимальной эффективности тогда, когда школа взаимодействует с бизнесом и сообществом, давая учащимся творческие задачи, в которых они могли бы использовать свои школьные знания в ситуации реальной жизни. И надо сказать, сегодня создание такого взаимодействия школа, бизнес, сообщество через обучение, опять таки актуально.
Цель такого обучения – развивать деловые качества, приверженность делу и умение работать в команде, - т.е. именно те способности, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели. Помимо этого, в процессе такого обучения ученики приобретают понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать свое собственное дело.
Модель обучения через предпринимательство построена так, чтобы предоставить учащимся возможность развить в себе такой подход.
Модель охватывает те же предметы и учебные курсы, которые входят в традиционную школьную систему. И, все же, эта модель кардинально отличается от традиционного обучения.
Основной ее принцип – стимулировать учащихся к самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными фирмами, предприятиями.
Реальная компания становится "наставником" для двух - трех учеников на срок в два года. Регулярные контакты с компанией-ментором на протяжении всего этого периода становятся стержнем всей модели, позволяя учащимся соотносить теорию и практику и, благодаря этому, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе.
Регулярное общение с компанией требует от учеников умения брать на себя ответственность, планировать свое время и работать с другими людьми, наконец, составить так интересующие его вопросы, чтобы не было «не приятия» этих вопросов у компании. Все это, позволяет им осознать значение этих важных навыков и лучше узнать самих себя. Все основано на регулярности такого общения с реальностью, и продуктом этого общения становятся естественно возникающие вопросы и ответы на них. В основе модели лежит разработка учащимися серии проектов. Проектный метод, хорошо знакомый школам по урокам технологии, по подготовке учащимися творческих, исследовательских работ.
Эта модель требует от учителя новой для него роли.
Основная творческая задача учителя – это постепенно развивать в учащихся способность работать самостоятельно, одновременно снижая степень контроля над всеми аспектами процесса обучения. Иными словами, учитель передает часть ответственности и инициативы самим учащимся. Этот процесс проходит постепенно на протяжении работы по программе модуля и при подготовке проектов.
Такая постановка задачи обучения неоднозначна и для учителя, и для его учеников.
Модель предполагает использование целого комплекса мер обучения, опирающихся на солидную, специально разработанную базу данных. В нее входят тексты, упражнения, задания, «кейсы» (описания конкретных ситуаций), ролевые игры и другой материал, который можно использовать и в других курсах.
Согласно модели, процесс преподавания с использованием проектного метода должен быть представлен следующим образом:
- в центре его – личностное развитие учащихся;
- компания-ментор и работа над проектами, связанными с реалиями настоящей, рабочей жизни, стимулируют развитие предприимчивости и самостоятельности учащихся;
- учащиеся регулярно анализируют и оценивают каждый проект, т.е. то, чему они научились на каждом этапе (проекте) и это укрепляет в них желание учиться;
- создается и расширяется сетевое взаимодействие учащихся, их учителей и работников школьной администрации;
- используются подходы, принятые в методологии обучения через действие, т.е. обучения за счет активного участия в существующих ситуациях реальной жизни.
Модель основана на четырех принципах:
1. Ученик активен и самостоятельно решает проблемы: - для повышения мотивации учащихся необходимо делегировать им ответственность за процесс собственного обучения и контроль над ним. Для того, чтобы выпускники школы были творческими и предприимчивыми личностями, способными управлять своим будущим, необходимо отойти от этого пассивного и шаблонного стиля обучения, требующего от учеников лишь заучивания готовых ответов к экзаменам, и переключиться на активный учебный процесс, в котором ученики получают возможность брать на себя ответственность за формирование вопросов и поиск ответов на них, решая не придуманные проблемы реальной жизни.
2. Задания носят комплексный характер и охватывают более, чем один предмет: все те знания и навыки, которым школа учит как отдельным курсам или предметам, используются в ней комплексно, без какого-либо строго деления на дисциплины. Ученики смогут понять, то, что они усвоили, изучая какой-то один предмет, может применяться в работе над другими предметами.
3. Задания выполняются, в сотрудничестве с людьми из местного сообщества: - Если обучение учащихся в школе, будет непосредственно связано с тем, как
учащиеся, воспринимают реальную жизнь, то получаемое знание будет восприниматься как актуальное и, будет усваиваться лучше и прочнее.
4. Результаты работы приносят пользу за пределами школы:
- В школах многие задания выполняются с единственной целью - получить оценку от учителя.
- Если школьник видит, что кого-то за пределами школы интересуют результаты его работы (выполнения задания), то он понимает, что его работа актуальна, и начинает ощущать уже не оценку, а реальную ценность своей деятельности.
Когда результат какой-то проектной работы нужен компании-ментору, создается мотивация достаточно эффективная так как, выполнение таких заданий повышают статус образования и школы в глазах представителей местного сообщества за пределами школы.
Конечно, можно было бы говорить о программе модуля, о распределении учебного времени, о сопутствующих требованиях к изучению новых областей знаний, но хотелось бы сказать , о наработанном опыте.
А выявилось много проблем даже в выборе предприятия - ментора. Сегодня наши фирмы, предприятия не слишком открыты для сообщества, поэтому они с удивлением выслушивали учащихся и отказывали в сотрудничестве, информации или просто предлагали изучить сайт компании. Но здесь здорово помогли родители, им самим было интересно знать не только мнение своих детей о своем предприятии, а о перспективах развития, о трудностях и угрозах.
Надо сказать что, школы работающие, по программе модуля встречались уже неоднократно и учащиеся представляли презентации проектов. Интересно было всем учителям, ученикам, родителям, администрациям школ. Есть возможность увидеть работы других учащихся, обменяться мнениями. Практически мы видим сетевое взаимодействие в действии.
Следует отметить предметные области, которые были задействованы учащимися при подготовке проектов. Это целый спектр предметов. Экономика, математика, информатика, маркетинг, русский язык, психология, иностранный язык.
Кроме того, необходимо также сказать о развиваемых у учащихся умениях и навыках:
- постановка цели и планирования, практическое применение, полученных в школе знаний в реальной жизни;
- сбора и обработки первичной и вторичной информации;
- ведения маркетингового исследования и прогнозирования развития рынка;
- компьютерной грамотности и использования Интернет технологий;
- грамотного устного и письменного делового общения;
- общения коммуникации и создания благоприятного психологического климата.
Важным моментом в разработке проектов учащимися является инициирование ими идей, развитие их творческих способностей.
Наш опыт работы по модели показывает, что ученики, действительно, усваивают материала больше и глубже, когда им предоставляется возможность получить знания в практической, реальной деятельности и делиться этими знаниями с другими. Участие школ Псковской области во Всемирной Акции "Неделя предпринимательства", подтвердил актуальность этой деятельности, когда с 17-по 23 ноября были организованы встречи школьников с предпринимателями на их предприятиях, и в школах. Надо сказать, что вся информация о проводимой Всемирной Акции была представлена на сайтах, ПОИПКРО, УО г. Пскова. Самое активное участие в Акции приняла Торгово-Промышленная палата Псковской области, под руководством Председателя ТПП Зубова Владимира Анатольевича и центра делового образования ТПП, организовав неделю встреч с учащимся в палате. Были проведены замечательные встречи с работниками Сбербанка, где Председатель Сбербанка, Валентина Петровна Донец, с пониманием важности этой Акции поручила своему заместителю Степановой Елене Вадимовне организовать и провести встречи с учащимися и учителями. Встречи прошли просто на высоком профессиональном уровне. Впервые за много лет, все поняли, что такие встречи и обучение через реальную деятельность фирм, предприятий необходимы.
Я постаралась "вкратце" рассказать о модели, о существующей практике, об ежегодной Всемирной Акции «Неделя предпринимательства», - но всему надо учиться, поэтому, можно меня пригласить на курсы, можно задавать вопросы, с удовольствием отвечу.
Уважаемые коллеги, я жду вопросов.