Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
УРОК ЧТЕНИЯ в 3-ем классе
Учитель: Долматова Л.В.
ТЕМА: А.И.Куприн. «Слон»
ЦЕЛИ: 1.Учить правильному, выразительному, осознанному чтению.
2. Развивать познавательные способности детей, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему миру.
Оборудование: Учебники «Родная речь»,3 кл. нач.шк. Ч.2 /сост. Л.Ф.Климанова/, экран проектор, компьютер, презентация.
ХОД УРОКА.
1) Организационный момент.
2) Сообщение темы: (слайд 1)
- Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом А.И. Куприна «Слон».
3)Речевая разминка: (слайд 2)
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит слон
- Чтение жужжание
- Орфографическое чтение
- Чтение с ускорением
- Прочитайте с вопросительной интонацией. – Какое чувство выражаем? (удивление)
- Прочитайте с восхищением. – С какой интонацией прочитали? (с восклицательной)
- Прочитайте весело.
4) Проверка домашнего задания.
-Какие сведения о слонах вы разыскали к уроку? (ответы детей – чтение сообщений)
Примерные сообщения:
1 ученик: (Слайды 3 – 4) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.
Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
2 ученик: (слайды 5 – 7) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3 ученик: (слайд 8) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
4 ученик: (слайд 9) В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
- Произведения каких авторов о слонах подготовили? (ответы детей)
5) Постановка задач. Работа над темой. (слайд 10)
Из всего сказанного вами я делаю вывод, что слон - животное в России экзотическое, в природе не встречающееся. Где в России можно встретить слона? В зоопарке или в цирке. Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
-А сейчас, вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Примерный пересказ:
Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы её вылечить доктора советовали родителям исполнять все её желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего. Живого слона. Надин папа отправился в зоопарк.
Выборочное чтение по ролям:
-Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца. (с.30- 32: автор, папа, хозяин зверинца,- до слов: «Я сам хозяин этого дома.»)
Физминутка:
Чтение по цепочке:
-Найдите отрывок в котором говорится о том, как слона доставили к больной девочке? (с.32 -34: от слов: «Ночью слона ведут…»,- до слов: «Тушат огни и все ложатся спать.»)
Выборочное чтение:
-Каким было первое впечатление Нади от встречи со слоном? (с.35)
-Какие эмоции испытывала Надя от общения с Томми? (с.36, с.37)
-Как закончился необычный день? (с.39)
-Как закончилась эта история? (с.40)
Беседа:
-Ответьте на первый вопрос учебника с.40 (В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события?)
-Ответьте на второй вопрос учебника с.40.(Можно ли было предположить, что девочку вылечит живой слон? Расскажи, как это произошло.)
-Прочитайте пословицы (слайд 11). Подумайте, можно ли их отнести к рассказу «Слон».
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами. (В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)
6) Итог урока:
- Подведём итог. Осталось ответить на вопрос урока: Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН»?
Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей. А вы как относитесь к своим родителям?
-Оценки:
7)Домашнее задание:
Придумать свою невероятную историю с обычными вещами.