Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



В зеркале карикатуры

Автор: 
Андрей Валентинович Фищев учитель истории, старший преподаватель лаборатории компьютерных технологий исторического факультета УрГПУ, зав. кафедрой "ИТ в образовании" ИРРО
Место работы: 
г. Екатеринбург
Контакты: 

 

(методика использования сатирических рисунков на уроках истории)

 

Если бы первобытные люди умели смеяться,
то история пошла совсем бы по другому пути развития.

Оскар Уальд

 

 

В эпоху коммунистической идеологии политическая карикатура в учебниках истории и преподавании предмета считалась важнейшим средством наглядности.

 

В настоящее время воспитательная ценность карикатуры не утрачена. Значительно расширяется спектр тех людей и событий, над которыми можно смеяться. Идейно-политическая направленность карикатур определенного времени создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает повод для размышления о том или ином историческом периоде.

 

Карикатура как средство обучения наиболее соответствует уровню мышления старших классов. Склонность учеников старших классов к критическому осмыслению изучаемых вопросов выдвигает на первый план источники документального характера. Такими источниками являются карикатуры.

 

При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются определенные обобщающиеся ассоциации.

 

А.А Вагин выделил два типа карикатур: карикатуры-иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя и не требуют особой расшифровки, привлекаются в качестве примера, и карикатуры-характеристики, которые подчеркивают определенные черты исторических явлений, вскрывают его политическую природу, его суть. Вторая характеристика требует разбор ее и беседы с учениками.

 

К данной классификации нужно добавить карикатуру-портрет, которая раскрывает образ исторического деятеля с негативной стороны. Демонстрацию такой карикатуры сопровождают метким высказыванием, кратким изречением (например, о Людовике XVI, о Сталине, о Бисмарке, о Гитлере, о Наполеоне). Четвертым типом является карикатура-символ, в которой степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного сигнала, эмблемы.

 

Использование карикатур на уроке истории открывает большие возможности для развития методического творчества учителя. Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества учеников (создание проблемной ситуации при помощи карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися). Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания событий или явлений определенной эпохи.

 

В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию умения воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную культуру, расширяет кругозор учащихся.

 

В современном преподавании значительно расширился диапазон сатирических рисунков. В учебниках истории появились карикатуры на моды, быт людей, явления культуры. Так, в учебнике А.А. Преображенского, Б.А. Рыбакова «История Отечества» на с. 361 читателю предлагается карикатура на моды XVIII в. В учебнике Л.А. Кацвы, А.Л. Юрганова «История России XVI - XVIII вв.» на с. 378, 380, 384 также даны карикатуры XVIII века на моды того времени.

 

 

 

 

Огромные прически, которые составляют половину человеческого роста, туго затянутые корсеты, женские детали туалета – все это дает увидеть карикатура.

 

В учебнике А.Я. Юдовской «Мир в новое время» помещены карикатуры на женскую моду начала ХХ века. Женщины изображены в виде стройных грибов-поганок с огромными шляпами и тонкой фигурой-ножкой гриба. Такие сатирические рисунки можно использовать при изучении истории культуры и быта.

 

В советский период времени, когда был СССР, наиболее актуальной представлялась сатира на социальные темы, а сейчас чаще используются карикатуры, посвященные внешней политике. Они наиболее популярны в школьных учебниках. Особенно это касается учебников по новой истории. В книге С.Н. Бурина по новой истории предлагается целая система карикатур по внешней политике. Это не случайно, так как в этом пособии пристальное внимание уделяется международным проблемам, идее мира и стабильности. К этим карикатурам можно добавить еще:

 

История создания США

 

 

 

 

История Востока: Китай, Индия, Япония

 

 

 

 

 

Американские президенты

 

 

 

Все карикатуры на эту тему можно поделить на три группы: отражающие планы сторон, противодействие и борьбу сторон, итоги решения международных вопросов и войн. В основном это карикатуры-иллюстрации и характеристики. Первый тип просто используется в рассказе и комментариях учителя. Примерами могут служить карикатуры: «Франция, вытесняемая Севером на Юг» – на решение Веронского конгресса Священного союза об интервенции французских войск в Испании; «Больной человек Европы» – на планы европейских держав по разделу Турции и другие.

 

Карикатуры-характеристики учитель использует для разбора и анализа. При этом внимание учащихся обращается на аллегории, художественные средства выражения международной проблемы.

 

Древний мир. Римская империя. Царствование императора Нерона

 

 

 

Древний мир. Греция. Философы и просветители. Диоген

 

 

 

Такие карикатуры-характеристики есть также в учебнике А. Я. Юдовской «Новая история». Например, карикатура «Бисмарк выкачивает из Франции пять миллиардов франков контрибуции», карикатура на Т. Рузвельта «Дипломатия большой дубинки», на Вильгельма II, который бежит от африканских повстанцев, и другие. При работе с такими иллюстрациями необходимо разъяснение и разбор рисунков.

 

Беседа при разборе карикатур возможна и на уроках по истории ХХ века.

 

В экспериментальном учебнике М.А. Бойцова и И.С. Хромова «Послевоенное десятилетие» (М., 1998) приводятся карикатуры такого плана: «Черчилль заглядывает под железный занавес», «Доктрина Трумена», «Советская угроза», «НАТО». В задании к ним школьникам предлагается объяснить суть карикатур и разгадать смысл иронии.

 

С данным типом карикатур полезными могут быть задания, сопоставляющие позиции СССР и социалистического лагеря с позициями западных держав на основе языка художников-карикатуристов. Возможно сочинение надписей к карикатурам, проведение интервью с художником-карикатуристом, спора 2 художников.

 

Интересным представляется использование русского лубка на уроках по изучению культуры России IX - XVII вв

 

 

 

 

Учащимся предлагается определить: кто изображен на лубочных картинах, какая аллегория прослеживается на данных карикатурах, что выразил автор этими образами? Сами карикатуры-характеристики могут быть более сложными, чем иллюстративные.

 

Карикатуры-характеристики на социальные темы имеют разный смысл и соответственно этому разные методические приемы при использовании. В учебнике А.Я. Юдовской на с.270 республиканцы изображены в виде слона, а демократы в образе осла.

 

 

 

Аллегории не случайны, так как эмблемами этих партий были именно эти животные. Эти карикатуры иллюстративные и легко воспринимаются учащимися.

 

Другой тип карикатур демонстрирует влияние и мощь экономических структур. Так США изображается в образе «дядюшки Сэма», тресты изображены в роли толстого хозяина дома, который читает нравоучения ребенку, изображающему правительство США.

 

 

 

Третий тип карикатур социального плана - это карикатуры с оценкой какого-либо явления или состояния общества. Примером могут служить карикатуры на буржуазные реформы 60 гг. в России. Карикатуры П. Куренкова середины XIX в. «Какие вам еще законы нужны?» и «Мое дело продвинулось?» показывают пороки судебной системы России. Школьникам предлагается задание по выявлению недостатков судебной системы. Так же организуется беседа о том, почему такое средство, как карикатура, было в то время орудием борьбы против этих недостатков.

 

Карикатура-характеристика раскрывает суть явлений или отношений, как бы выступает в роли их оценки, которую можно предложить детям дать ее самостоятельно. Можно предложить определить на основании карикатуры политические и религиозные взгляды автора.

 

 

Карикатура на суды в XVIII в.

 

Другим типом задания можно предложить учащимся описание ситуации, вызвавшей создание рисунка.

 

Еще одним видом познавательных заданий с карикатурами является объяснение подрисуночных подписей. Например, школьникам предлагается объяснить подпись к известной карикатуре XVIII в., на которой изображены священник и дворянин, сидящие на шее у простолюдина. Подпись гласит: «Следует надеяться, что скоро эта игра закончится». Как наглядное продолжение этого выражения можно продемонстрировать продолжение этой карикатуры, где дворянин и священник сброшены с шеи простолюдином. (Бурин С.Н. Новая история 1649—1918.-М., 1998.-С.189).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для работы с карикатурами можно использовать и другие типы познавательных заданий. Обратимся к уже упомянутой карикатуре «Третье сословие пробуждается». Школьникам можно предложить определить примерное время создания данной карикатуры. То же самое касается карикатур на моды. Более творческий тип задания – составление диалогов участников карикатуры, «озвучивание» рисунков. Серию таких рисунков предложила в своих рабочих тетрадях А.Я. Юдовская. (см. Рабочая тетрадь, 7 класс. Новое время).

 

Для работы с карикатурами можно использовать коллекции рисунков на различные темы, взятые из программы « WORD 2000». Эти рисунки можно использовать и в опорных конспектах, в схемах, таблицах и индивидуально.

 

Использование карикатуры на уроке истории

 

 

Франция, 9.4.1787

Угроза финансового краха Франции

 

Собрание французских нотаблей вынудило короля Людовика XVI отправить в отставку генерального контролера финансов Шарля Александра де Калонна. Его преемником стал архиепископ Тулузский Этьен Шарль де Ломени де Бриенн. Калонну не удалось остановить рост государственного долга. Франции угрожало банкротство. Ежегодный дефицит составлял около 112 млн. франков. Калонн вначале пытался ликвидировать его путем списания долгов, но потерпел неудачу. В 1786 г. он предложил провести ряд реформ для улучшения финансового состояния государства, в том числе и налоговую реформу.

 

Поскольку налоговая реформа из-за сопротивления дворянства, придворных кругов и парламента провалилась, король созвал собрание нотаблей. Знатные подданные короля, священники, дворяне, высшие чиновники со всей страны должны были ограничить функцию парламента.

 

В начале 1787 г. собрание отказалось поддержать финансовую реформу министра и потребовало информации о реальном финансовом положении. Калонн отказался представить подробный отчет. Он назвал лишь сумму дефицита — 125 млн. франков — и обнародовал свой план реформ. Это и послужило причиной его отставки, инициатором которой был Ломени де Бриенн. В мае 1787 г., не добившись улучшения ситуации, король распустил собрание нотаблей. Но и преемник Калонна не мог действовать иначе, чем его предшественники. В 1788 г. государственное казначейство объявило о банкротстве. Неспособность властей осуществить финансовую реформу усилила недовольство населения.

 

СССР, 31.1-2.2.1943  Капитуляция и конец Сталинградской битвы

 

 

Советский военный плакат «Отрежем вражескому чудищу пути.
Из этой петли ему уж не уйти!»

 

Капитуляция генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса и южной группировки немецких войск, запертой в Сталинградском котле, положила конец кровавой битве на Волге. 2 февраля сдалась и северная группировка войск Паулюса.

 

Германские войска были отброшены далеко на запад от Волги и Дона. 330 000 немецких солдат были окружены Красной Армией еще 22 ноября 1942 г. Через два дня Гитлер издал приказ войскам укрепиться и выстоять. 25 ноября началось снабжение окруженных войск по воздуху.

 

Вопреки обещаниям главнокомандующего авиации Германа Геринга, удалось переправить только треть необходимого снаряжения и продуктов. В конце 1942 г. в германских войсках начался голод. Не обеспечена была медико-санитарная служба, не хватало боеприпасов. 12 декабря генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн со своей группой армий Дон решил перейти в наступление, чтобы исправить положение, но контрудар советских войск 24 декабря эту попытку пресек. Паулюс не осмелился действовать вопреки приказам Гитлера и даже не попытался вывести войска из окружения, что могло спасти хотя бы часть из них. 10 января советские войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов начали ликвидацию вражеских частей в Сталинградском котле. 31 января немцы потерпели полное поражение, части Красной Армии продолжали наступление.

 

В ходе боев Сталинград был полностью разрушен, около 46 000 жителей погибли. За время Сталинградской битвы, длившейся 200 дней и ночей, фашистский блок потерял четверть своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте. Общие потери немцев убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести составили около 1,5 млн. солдат и офицеров, потери с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. — больше 800 000 человек, а также до 2000 танков и штурмовых орудий, больше 10 000 орудий и минометов, около 3000 боевых и транспортных самолетов.

 

Победа советских войск под Сталинградом ознаменовала начало коренного перелома в ходе военных действий на советско-германском фронте. 8 февраля был освобожден Курск, 14 февраля — Ростов-на-Дону. Перелом в войне был закреплен летом 1943 г. в результате Орловско-Курской битвы и последующего наступления Красной Армии.

Франция, 11.7.1789

 

Парижский люд обеспокоен

 



Карикатура на сословное государство, в котором все тяготы несет на себе крестьянин,
который кормит дворянство и духовенство
(цветной офорт, Париж, Национальная библиотека)

 

После того как король Людовик XVI отправил в отставку генерального контролера финансов Жака Неккера и либеральных министров, революционные настроения во Франции достигли апогея.

 

Народ боялся, что король и дворянство применят против Национального собрания силу и что готовится заговор аристократии. Еще в начале июля король сосредоточил около Парижа и Версаля 20 000 солдат. Наряду с политическими мотивами в распространении революционных настроений большую роль сыграли и социальные проблемы населения. После неурожая 1788 г. резко возросли цены на хлеб. Кризис сельского хозяйства усугубился стагнацией в промышленности, что привело к росту безработицы. Нехватка продовольствия и постоянно растущая стоимость жизни уже весной вызвали сопротивление феодалам и торговцам, спекулировавшим хлебом.

 

Созыв Генеральных штатов (5.5.1789) возродил в кругах буржуазии, ремесленников и крестьян надежду на улучшение их положения. Более 60 000 наказов, которые еще с весны записывали по всей Франции, отразили ожидания и надежды этих социальных групп. Сословия требовали конституции, которая ограничила бы строгими рамками власть короля, создания представительных органов для утверждения налогов, проведения судебной реформы и обеспечения свободы личности. Буржуазия требовала отмены феодальных привилегий и полного гражданского равенства. Купечество добивалось свободного развития торговли и промышленности. Крестьяне требовали отмены десятины и других феодальных повинностей. И только дворянство и духовенство настаивали на сохранении своих привилегий.(см. карикатуру).

 

После отставки Неккера банкиры, опасаясь финансового краха, закрыли биржу. Парижане восприняли отставку Неккера как провокацию. Вечером 12 июля избиратели третьего сословия приняли решение о создании парижской милиции. В постановлении собрания избирателей говорилось, что от каждого квартала «потребуется создать отряд из 200 граждан; они будут собраны в отряды парижской милиции, чтобы охранять общественную безопасность». Волнения продолжались и 13 июля. Парижане рыли окопы, сооружали баррикады. Напряжение достигло наивысшей точки. Разъяренная толпа направилась к Бастилии.

Баден, 1813

Дрезина, или велосипед

 

 

Гонки на дрезинах; английская карикатура
(цветная литография неизвестного художника, 1819)

 

Карл Дрез фон Сауэрброн, баденский лесничий, в 1813 г. сконструировал четырехколесный велосипед, предшественника нынешнего велосипеда. Однако он оказался настолько неудобным, что распространения не получил.

 

По болотистым и немощеным дорогам гораздо лучше передвигалось двухколесное транспортное средство, чем четырехколесное. Тогда Дрез изменил первоначальную конструкцию велосипеда: он соединил два колеса перекладиной, на которой крепилось сиденье. Ездок отталкивался от земли ногами.

 

По имени изобретателя тележки с ручным управлением получили название дрезин.

 

Карл Дрез серьезно занимался математикой и механикой, проявил себя как изобретатель и в других областях техники.

 

Склонность учеников выпускных классов к критическому осмыслению изучаемых вопросов выдвигает на первый план среди изобразительных источников источники документального характера. Этими источниками являются карикатуры. Воспитательную ценность карикатур трудно переоценить. Идейно-политическая направленность карикатур определенного времени создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает пищу для размышлений о том или ином историческом периоде. При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются определенные обобщающие ассоциации. За внешним сюжетом рисунка кроется глубокий общественно-политический смысл. Использование карикатур на уроке истории дает простор для развития методического творчества учителя. Работа с карикатурами на уроке истории помогает по новому взглянуть на историю своего народа и народов мира. Концентрируя недостатки, она (карикатура) помогает в выборе путей развития Государства и нации.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Андрей Валентинович Фищев

На: В зеркале карикатуры


Нормально, смешно, полезно! 

Андрей Валентинович Фищев


Поиск

Loading

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн