Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.: от «духа Женевы» к Карибскому кризису.
Submitted by Нина Юрьевна Макаревская on чт, 15/10/2009 - 08:29
Урок начинается с разъяснения его темы, обоснования цели и постановки учебных задач в виде четырехпроблем:
1. Объективные причины и инициаторы развязывания "холодной войны".
2. Возможно ли было избежать гонки вооружений? Проблема вины в ее развязывании.
3. Какова роль СССРв урегулировании международных конфликтов? Ошибки и просчеты.
4. Какие противоречия между США и СССР привели к Карибскому кризису? К каким последствиям привело бы применение ядерного оружия?
В начале урока учащимся предлагается обратить внимание на вопросы рубрики "Давайте вспомним" учебника и назвать:
- определение "холодной войны";
- объективные причины ее начала;
- инициаторов "холодной войны".
Ответы обучающихся связаны с информацией на интерактивной доске, которая пополняется по мере развития урока (см. презентацию) и материалом учебника.
В начале 50-х гг. руководство США приняло курс на "идеологическую войну" с Советским Союзом. Одновременно начинается гонка вооружений.
Теперь попытаемся решить вторую учебную задачу и объяснить причины начала гонки вооружений между СССР и США. Рассмотрим материалы учебника, справочные материалы и материалы презентации. Анализируются статистические данные. При рассмотрении причин начала гонки вооружений подразумевается поиск ответов на вопросы: возможно ли было избежать гонки вооружений? Кто виноват в ее развязывании? (дискуссия).
Проблемная ситуация решается школьниками в процессе нахождения ответа. При коллективном обсуждении учащиеся приходят к выводу, что:
Во-первых: причины развязывания гонки вооружений заключается в стремлении США безраздельно и монопольно "править миром". Для этого по мнению руководства США имелись веские основания:
- экономическое и финансовое могущество;
- наличие намного большего колличества атомного оружия;
- уязвимость российской территории.
Во-вторых: избежать гонки вооружений было нельзя, т.к. США действовали жестко, американские военные продолжали разрабатывать планы ядерной войны против СССР.
В-третьих: осложнение отношений между СССР и Западом в ходе "холодной войны" требовало новых подходов, однако при Сталине никаких явных изменений в этой области не произошло. Лишь после его смерти новые советские лидеры (и в первую очередь Хрущев) выступили с теорией мирного сосуществования.
Урок продолжается постановкой задачи, непосредственно вытекающей из проблемы, рассмотренной ранее: рассмотреть суть теории мирного сосуществования и найти причины того, что отношения между СССР и США вновь были заморожены.
Учащимися делаются выводы:
а) об инициативе СССР в вопросах о предотвращении новой мировой войны и о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем;
б) причинами нового охлаждения отношений между СССР и США стали: подозрение в шпионаже США со стороны СССР; непредсказуемость и взрывной характер Хрущева.
Урок продолжается решением третьей учебной задачи: раскрыть роль СССР в урегулировании международных конфликтов. Найти ошибки и просчеты советской политики. Сначала учащиеся характеризуют отношения СССР со странами ОВД и отвечают на вопрос: какие факты свидетельствуют о том, что во второй половине 50-х гг. СССР был готов признавать большую самостоятельность стран-союзниц?
Работая с материалами учебника и интерактивной доской, учащиеся выделяют следующие факторы:
- создание 14 мая 1955г. ОВД;
- военные отношения между странами регулировались договором.
Далее, используя материалы учебника, презентации и документа (в конце параграфа) учащиеся знакомятся с событиями в Венгрии и отвечают на вопрос: почему позже Венгрию с горькой иронией станут называть "самым веселым бараком социалистического лагеря"?
Затем обучающиеся рассматривают отношения СССР с Китаем и отвечают на вопросы: какие проблемы существовали между этими странами? В чем заключается кризис отношений? Какие политические ошибки допустил СССР?
Учащиеся делают выводы о том, что политическая и экономическая интеграция была весьма противоречива и во многом зависела от политики конкретных руководителей. Именно это вызывало иногда острые кризисы. Руководство СССР смогло подавлять недовольство, зревшее в восточноевропейских странах. Однако, в случае с Китаем, это сделать уже не удавалось.
Далее рассматриваются отношения СССР с другими странами-союзницами и делаются выводы о плюсах и минусах политики Н.С.Хрущева со странами-союзницами.
И остается решить последнюю проблему урока: причины, сущность, результаты и уроки Карибского кризиса.
Учащиеся, используя материалы презентации, учебника и документов составляют рассказ по плану:
1. Причины ситуации.
2. Цель действий США и СССР.
3. События и мероприятия.
4. Итоги.
5. Последствия.
Т.о. на завершающей стадии урока используется самостоятельная деятельность учащихся для решения задания, требующего ознакомления с дополнительной информацией, что вовлекает учащихся в процесс исследования в качестве компетентных помощников учителя, качественно повышает уровень подготовки и мотивации школьников к изучению истории и соответствует выполнению разноуровневых заданий в учебнике.
В конце урока учащимся предлагается сделать вывод об успехах и просчетах советской внешней политики в годы правления Н.С.Хрущева.