Автор:
Лия Ириковна Габайдулина учитель астрономии и естествознания
Место работы:
гимназия №1567 Западного округа г. Москвы
В московской гимназии № 1567 естествознание преподается по авторскому курсу Африной Е.И., Медведева О.Б. и Уварова А.Ю "Основы естественнонаучных исследований" (http://schools.techno.ru/sch1567/dost/estest.htm). Курс замечательный во всех отношениях, но астрономические вопросы остались за его пределами. Два года тому назад у нашей гимназии появилась возможность выделить в седьмых классах астрономию как самостоятельную естественнонаучную дисциплину, на изучение которой отводится один час в неделю.
В этой работе я хочу поделиться опытом преподавания астрономии в седьмых классах широкопрофильной гимназии.
Приступая к новому курсу, прежде всего, необходимо определить его главные цели и задачи. Несомненно, основной задачей курса является формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Чтобы поставить конкретные учебно-практические цели, прежде всего, необходимо было подробно ознакомиться с программами для шестых и седьмых классов гимназии по математике, физике, географии и истории. Преподавание астрономии в седьмых классах имеет качественное преимущество по сравнению с пятыми классами. Если в пятом классе уроки астрономии – это чтение рассказов на астрономические темы с демонстрацией картинок, то в седьмых классах уже можно преподавать астрономию как науку (пусть даже и ограниченно).
Например, семиклассники уже познакомились в курсе географии-6 с географическими координатами и работали с картами земной поверхности, следовательно, они готовы к обучению и работе со звездной картой. Знание из геометрии углов и умение их измерять позволяет учащимся понять принцип действия угломерных астрономических приборов и т.п.
Кроме этого, следовало определить, какие разделы астрономии необходимо включить в курс и как задать основную последовательность подачи учебного материала. Опираясь на то, что главная задача астрономии – мировоззренческая, я решила строить курс по принципу от древних знаний – к современной научной картине мира, то есть провести с учениками подробное исследование изменения представлений человечества об устройстве мира в историко-культурном процессе, параллельно достигая учебно-практических целей.
Так, например, при знакомстве с древними мегалитическими сооружениями можно изучить видимое движение Солнца и Луны, а повторяя античные мифы, связанные с ночным небом, запомнить созвездия и крупные звезды, приобрести навыки ориентирования по звездам.
Общий замысел нашего курса отражен в Программе по астрономии для 7 класса и в поурочном и тематическом планировании.
Методические разработки некоторых уроков
Непосредственно в процессе первого года преподавания астрономии в седьмых классах гимназии появилось много идей. Вот некоторые из них:
- Разработан Практикум по звездному ориентированию с использованием компьютерного планетария (примеры выполнения работ).
- Рассматривается устройство и принцип действия астролябии. Эта тема включает в себя: изучение материала об истории создания астролябии, домашнее задание «Изготовление простейшей астролябии» (схема взята из учебника «Физика-химия 5-6» Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.), практическую работу с астролябией.
- Проводится урок-конференция «Развитие астрономической мысли. Античность» по следующей схеме:
- учащиеся группами по 2-3 человека в течение 1-2 недель готовят достаточно подробный доклад об одном из античных ученых и его вкладе в развитие астрономии;
- во время урока докладчики представляют классу свою работу в тезисной форме;
- стальные ученики и учитель задают вопросы докладчикам (причем цель учителя – понять, насколько глубока подготовка докладчиков, а цель учеников - получить более подробное представление об ученом). С такими докладами на одном уроке выступают обычно три-четыре "авторские группы";
- после выступления каждой группы докладчиков в классе проводится обсуждение материала и составляется устное резюме об ученом, его вкладе в астрономическую науку и о его видении мира. Затем текст резюме записывается самостоятельно каждым учеником в сводную таблицу в тетради.
- Составлены контрольные работы по темам:
- видимое движение небесных тел;
- время. Его измерение. Календарь;
- созвездия. Ориентирование по звездам. Звездная карта;
- развитие астрономической мысли от геоцентризма к гелиоцентризму;
- законы движения небесных тел;
- строение Солнечной системы;
- планеты и их спутники.
Примеры выполнения домашних заданий по темам:
- письмо инопланетянину;
- наблюдения за восходом и заходом Солнца;
- астролябия;
- созвездия.
При проведении уроков в качестве учебно-демонстрационного материала используются видеофильмы по астрономии из серии «Видеоэнциклопедия» для народного образования" (М.: Студия "Кварт") и компьютерные анимационные модели астрономических явлений и процессов. Кроме этого подготовлены электронные презентации:
- античные астрономы;
- история о том, как Землю изгнали из центра мира;
- движение Земли;
- солнечная система;
- Галилеевы спутники Юпитера.
Для дополнительной внеурочной работы с учащимися создан сайт «Космология древних и современный взгляд на мир», который представлен также и на школьном сайте в Интернете (http://schools.techno.ru/sch1567/kosmologya/index.htm).
Для материально-технического обеспечения работы использованы:
- компьютер с доступом в Интернет;
- видеомагнитофон.
В преподавании используются учебники:
- «Физика. Астрономия-7» Пинский А.А., Разумовский В.Г.;
- «Физика и химия 5-6» Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.;
- школьный астрономический календарь.
В заключение хочу выразить глубокую признательность за помощь в работе Африной Елене Ильиничне и Гомулиной Наталье Николаевне.
Литература
- Астрономия древних обществ. – М.: Наука, 2002.
- Астрономия. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2001.
- Гомулина Н.Н. «Открытая астрономия 2.0» электронный учебник. – Физикон, 2001.
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика и химия 5-6». - М.: Просвещение, 1994.
- Дж.Корнелиус «Звездное небо». - М.: 2000.
- Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Физика и астрономия 7». - М.: Просвещение, 1993.
- Сурдин В.Г. «Астрономические задачи с решениями». - М.: УРСС, 2002.
- «Я иду на урок астрономии. Звездное небо». - М.: Первое сентября, 2001.