Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Астрономия в 7-х классах

Автор: 
Лия Ириковна Габайдулина учитель астрономии и естествознания
Место работы: 
гимназия №1567 Западного округа г. Москвы

 

 

 

В московской гимназии № 1567 естествознание преподается по авторскому курсу Африной Е.И., Медведева О.Б. и Уварова А.Ю "Основы естественнонаучных исследований" (http://schools.techno.ru/sch1567/dost/estest.htm). Курс замечательный во всех отношениях, но астрономические вопросы остались за его пределами. Два года тому назад у нашей гимназии появилась возможность выделить в седьмых классах астрономию как самостоятельную естественнонаучную дисциплину, на изучение которой отводится один час в неделю.

 

В этой работе я хочу поделиться опытом преподавания астрономии в седьмых классах широкопрофильной гимназии.

 

Приступая к новому курсу, прежде всего, необходимо определить его главные цели и задачи. Несомненно, основной задачей курса является формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Чтобы поставить конкретные учебно-практические цели, прежде всего, необходимо было подробно ознакомиться с программами для шестых и седьмых классов гимназии по математике, физике, географии и истории. Преподавание астрономии в седьмых классах имеет качественное преимущество по сравнению с пятыми классами. Если в пятом классе уроки астрономии – это чтение рассказов на астрономические темы с демонстрацией картинок, то в седьмых классах уже можно преподавать астрономию как науку (пусть даже и ограниченно).

 

Например, семиклассники уже познакомились в курсе географии-6 с географическими координатами и работали с картами земной поверхности, следовательно, они готовы к обучению и работе со звездной картой. Знание из геометрии углов и умение их измерять позволяет учащимся понять принцип действия угломерных астрономических приборов и т.п.

 

Кроме этого, следовало определить, какие разделы астрономии необходимо включить в курс и как задать основную последовательность подачи учебного материала. Опираясь на то, что главная задача астрономии – мировоззренческая, я решила строить курс по принципу от древних знаний – к современной научной картине мира, то есть провести с учениками подробное исследование изменения представлений человечества об устройстве мира в историко-культурном процессе, параллельно достигая учебно-практических целей.

 

Так, например, при знакомстве с древними мегалитическими сооружениями можно изучить видимое движение Солнца и Луны, а повторяя античные мифы, связанные с ночным небом, запомнить созвездия и крупные звезды, приобрести навыки ориентирования по звездам.

 

Общий замысел нашего курса отражен в Программе по астрономии для 7 класса и в поурочном и тематическом планировании.

 

Методические разработки некоторых уроков

 

Непосредственно в процессе первого года преподавания астрономии в седьмых классах гимназии появилось много идей. Вот некоторые из них:

 

  1. Разработан Практикум по звездному ориентированию с использованием компьютерного планетария (примеры выполнения работ).
  2. Рассматривается устройство и принцип действия астролябии. Эта тема включает в себя: изучение материала об истории создания астролябии, домашнее задание «Изготовление простейшей астролябии» (схема взята из учебника «Физика-химия 5-6» Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.), практическую работу с астролябией.
  3. Проводится урок-конференция «Развитие астрономической мысли. Античность» по следующей схеме:
    • учащиеся группами по 2-3 человека в течение 1-2 недель готовят достаточно подробный доклад об одном из античных ученых и его вкладе в развитие астрономии;
    • во время урока докладчики представляют классу свою работу в тезисной форме;
    • стальные ученики и учитель задают вопросы докладчикам (причем цель учителя – понять, насколько глубока подготовка докладчиков, а цель учеников - получить более подробное представление об ученом). С такими докладами на одном уроке выступают обычно три-четыре "авторские группы";
    • после выступления каждой группы докладчиков в классе проводится обсуждение материала и составляется устное резюме об ученом, его вкладе в астрономическую науку и о его видении мира. Затем текст резюме записывается самостоятельно каждым учеником в сводную таблицу в тетради.
  4. Составлены контрольные работы по темам:
    • видимое движение небесных тел;
    • время. Его измерение. Календарь;
    • созвездия. Ориентирование по звездам. Звездная карта;
    • развитие астрономической мысли от геоцентризма к гелиоцентризму;
    • законы движения небесных тел;
    • строение Солнечной системы;
    • планеты и их спутники.

 

Примеры выполнения домашних заданий по темам:

 

  • письмо инопланетянину;
  • наблюдения за восходом и заходом Солнца;
  • астролябия;
  • созвездия.

 

При проведении уроков в качестве учебно-демонстрационного материала используются видеофильмы по астрономии из серии «Видеоэнциклопедия» для народного образования" (М.: Студия "Кварт") и компьютерные анимационные модели астрономических явлений и процессов. Кроме этого подготовлены электронные презентации:

 

  • античные астрономы;
  • история о том, как Землю изгнали из центра мира;
  • движение Земли;
  • солнечная система;
  • Галилеевы спутники Юпитера.

 

Для дополнительной внеурочной работы с учащимися создан сайт «Космология древних и современный взгляд на мир», который представлен также и на школьном сайте в Интернете (http://schools.techno.ru/sch1567/kosmologya/index.htm).

 

Для материально-технического обеспечения работы использованы:

 

  • компьютер с доступом в Интернет;
  • видеомагнитофон.

 

В преподавании используются учебники:

 

  • «Физика. Астрономия-7» Пинский А.А., Разумовский В.Г.;
  • «Физика и химия 5-6» Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.;
  • школьный астрономический календарь.

 

В заключение хочу выразить глубокую признательность за помощь в работе Африной Елене Ильиничне и Гомулиной Наталье Николаевне.

 

Литература

 

  1. Астрономия древних обществ. – М.: Наука, 2002.
  2. Астрономия. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2001.
  3. Гомулина Н.Н. «Открытая астрономия 2.0» электронный учебник. – Физикон, 2001.
  4. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика и химия 5-6». - М.: Просвещение, 1994.
  5. Джорнелиус «Звездное небо». - М.: 2000.
  6. Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Физика и астрономия 7». - М.: Просвещение, 1993.
  7. Сурдин В.Г. «Астрономические задачи с решениями». - М.: УРСС, 2002.
  8. «Я иду на урок астрономии. Звездное небо». - М.: Первое сентября, 2001.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн