Предлагаем вашему вниманию материалы по организации профильных смен с использованием ИКТ в образовательном учреждении. Они содержат много интересных идей, которые могут быть реализованы как в рамках программы, так и в ходе других мероприятий, организуемых заместителями директоров школ по воспитательной работе, классными руководителями и организаторами детского творчества.
Что обеспечивает успех работы любого летнего профильноголагеря?
Во-первых, содержание деятельности лагерей нужно тщательно готовить, продумывая каждую деталь. Когда наполнен смыслом сложный калейдоскоп общения, когда приготовлены сюрпризы и подарки для участников лагеря, когда тщательно подготовлены экспромты, тогда и появляется легкость и праздничность. А главное, каждый творец действа должен видеть предстоящую лагерную смену с первого мгновения до последнего. Организаторы должны предвидеть результат работы лагеря.
Во-вторых, лагерь должен находиться в жестких организационных рамках. Правила жизни в лагерях звучат довольно сурово, хоть мы и пытаемся сформулировать их в как можно более мягкой форме. Ниже представлен один из вариантов таких правил.
Правила жизни в лагере
- В лагере можно делать все, что указано в расписании, и только тогда, когда указано в расписании. Закон 00.
- В лагере можно делать все, что делают вожатые.
- Все остальное делать нельзя.
- Никаких зрителей!!! Только участники! Всем мы предлагаем роль участника лагеря. Или никакой роли.
В-третьих, в жизни лагеря очень важна точность. Его работа начинается и заканчивается точно в определенный срок. Опоздания невозможны.
Подготовка лагеря
Лагеря мы начинаем готовить примерно за два месяца до начала их работы. Руководители лагерей вместе с воспитателями определяют состав подростков, которым будет предложено стать участниками лагеря. Иногда это может быть класс (реально существующий коллектив), а иногда - сборная разновозрастная группа. Затем выбираются формы проведения лагерей и его стиль. В нашей школе традиционными являются три профильных лагеря: «Первоклассник», «Экотур», «Спикер».
«Первоклассник»
Лагерь посещают дети 6-8 лет, поступающие в первый класс.
Цели:
- создание дополнительных условий для самопознания, самоопределения, само¬реализации детей;
- развитие познавательной сферы ребенка;
- развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих по¬ступков;
- обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителем. Задачи:
- создавать различных ситуаций для приобретения социального опыта; развивать и поддерживать социальную инициативу детей, направленную на формирование позитивных представлений о способах социальной деятельно¬сти в окружающей действительности;
- создавать условия для знакомства с новым делом, проявления себя и испыта¬ния успеха.
Дополнительной частью к программе стала экспериментальная работа детей по посадке и проращиванию семян гороха, апельсина и яблока, в про¬цессе которой они учились наблюдать, экспериментировать, делать выводы.
В результате прохождения данной программы детьми были освоены навыки уста¬новления контакта со сверстниками, приобретались умения подчинять свои действия интересам группы, навыки выбора партнера по совместной деятельности; приобретались навыки самосозна¬ния, самопонимания, принятия себя, своих индивидуальных особенностей; развивалась познавательная сфера детей через включение их в развивающую игровую дея¬тельность.
Использование на занятиях в течение смены информационных компьютерных технологий в работе с учащимися способствовало более полному восприятию информации, учету индивидуальных особенностей (индивидуального темпа деятельности, ведущей репрезентативной системы) и возможностей каждого ребенка. Использование компьютерных программ развивающего характера способствовало развитию сенсомоторных, когнитивных функций, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Проведение профильного оздоровительного лагеря «Первоклассник» обосновано потребностями детей в период подготовки к школе.
Профильный лагерь «Экотур»
Экологический лагерь на базе школьного экологического клуба «Экотур» МОУ СОШ № 4. Программа является составной частью воспитательной системы школы и экологической программы клуба «Экотур».
Цели.
- создать условия для самореализации учащихся
- создать условия для дальнейшего экологического развития личности,
повышение качества жизни и улучшение своей окружающей среды через формирование новых привычек
- научно-методическая помощь в коррекции экосознания и в области компьютерных технологий.
Задачи.
- организовать психологически комфортное совместное нахождение и контактное общение ребят разного возраста (5 – 8 кл.) в малых группах в условиях познавательного процесса, коллективного дела и досуга
- организовать многообразие видов творческой деятельности
- формировать у школьников соответствующие привычки
- организовать образовательный процесс в области формирования экологических и компьютерных знаний и навыков
Схема выполнения исследовательской работы.
- Обнаружение интересного факта.
- Освоение методов изучения объекта или явления.
- Определение целей и задач.
- Дополнительные исследования.
- Камеральная обработка и оформление результатов.
- Защита (публикация).
В результате работы лагеря:
- написаны стихи, проза (сказки и рассказы) и напечатаны в местной газете;
- представлено 8 презентаций исследовательских работ по экологическим темам, самостоятельно выбранным ребятами;
- сделан фото отчёт о работе лагеря (слайд фильм);
- выпущена школьная печатная экологическая газета «Заметки «Экотура»;
- сформированы положительные экологические привычки;
- желание детей продолжить работу в «Экотуре» в учебном году (проведение исследовательской деятельности и постоянный выпуск школьной печатной экологической газеты).
«Спикер»
Одной из главных целей летнего профильного лагеря «Спикер» является создание особого воспитательного пространства, организованного для включения детей в творчески развивающую жизнь, удовлетворение каждым из них личных потребностей, достижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей.
Лагерь, предоставляя широкий спектр выбора пространств деятельности, открывает для ребенка удивительную возможность выбора видов деятельности в соответствии с его желаниями и способностями. Чтобы ребенок смог совершить осознанный выбор, необходимо предварительно познакомить его с различными видами деятельности, которые смогли бы его заинтересовать. Роль педагогов – это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Воспитательная система лагеря основана не том, что с помощью педагогов подростки способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт. Т.е. данная модель создает атмосферу, Которая способствует проявлению и развитию ребенка, что на наш взгляд, отвечает индивидуальным потребностям подростков.
Элементы прикладной экономики и информатики
В последние годы возрастает внимание к правовой и экономической подготовке учащихся, чему свидетельствуют одобренные Министерством образования РФ образовательные стандарты по экономике и праву и включение курса экономики и права в учебный план. И это отражение не только того факта, что растет число университетов и ВУЗов, где обучают экономистов и менеджеров и где на вступительных экзаменах требуют знаний экономики. Куда важнее другое: наша страна переживает один из самых трудных этапов своей истории, и наибольшее число проблем связано с реформами в области экономики. Сейчас практически все мы вовлечены в труднейший процесс создания – в общем-то, с нуля – новой экономической системы общества. А потому потребность в экономически грамотных людях остра как никогда.
Кем бы ни стал Ваш ребенок, где бы он ни жил, он обязательно столкнется с законом Экономики и компьютерными технологиями. Если он будет их знать - это пойдет ему на пользу, и он сможет устроить свою жизнь интересно и разумно.
Социально-экономическая подготовка учащихся очень эффективна, т.к. она направлена на активизацию жизненного опыта, знаний и умений, которые уже есть у школьников. Базируясь на этом фундаменте, можно помочь ребятам в играх, тренингах, практических и творческих работах приобрести новый социальный опыт, новые знания и умения, которые будут использоваться, и совершенствоваться ими в повседневной социально-экономической деятельности. Поэтому изучение экономики (как и права) лучше всего начинать с тех ситуаций, в которых вы участвуете практически.
Чтобы не быть лишним в огромном сообществе цивилизованных граждан планеты, чтобы чувствовать себя в безопасности перед новыми экономическими реформами и уметь объяснять старые грехи экономической политики своего правительства, чтобы разумно и рационально мыслить в быстроменяющемся мире экономических и политических событий, мы должны изучать экономику и владеть информационными технологиями.
Программа дает возможность ученику объективно лишенного возможности постичь суть информатики, овладеть в кротчайший срок пользовательскими навыками работы на персональном компьютере, основными базовыми знаниями, позволяющими в будущем продолжить изучение современных информационных технологий и использовать их в качестве инструмента в образовании. Очень важно, чтобы молодое поколение научилось грамотному поведению в рыночной, правовой и информационной среде.
Программа призвана способствовать:
- формированию знаний, умений, навыков в сфере права и экономики, компьютерных технологий, вступающих в самостоятельную жизнь подростков, становлению гармонически развитой личности;
- комплексному изучению курса «Экономика семьи»; основ компьютерных технологий;
- осознанию своих социальных ролей – потребителя, производителя, гражданина, с которых, возможно, для некоторых начнется привитие основ демократии и ощущения себя личностью, наделенной правами.
Таким образом, главной целью лагеря «Спикер» является привлечение внимания к вопросам экономики семьи, потребительского образования и компьютерной грамотности на уровне обязательного минимума образования по экономике и информатике; сделать отдых ребят насыщенным и интересным, полных новых впечатлений; дать ребятам возможность раскрыть свои таланты-способности.
В копилке лагеря имеются различные курсы: «Основы потребительских знаний», «Семейная экономика, «Путешествие в страну экономики», «Юный предприниматель», «Организация учебных исследований со старшеклассниками», «Основы создания компьютерных презентаций», «Работа с издательской системой Microsoft Publicher»/
Система обучения и формы работы:
1. Учебно – познавательная. Каждому ребенку «Спикера» предлагается посетить занятия, ликвидирующие экономическую и компьютерную неграмотность. Учебная ситуация каждого занятия строится на решении познавательных задач, выполнении практических работ, участие в деловых и дидактических играх, создание проектов различных видов. Время занятий, практических работ 40 минут.
2. Предметно-практическая. Участие всех детей в общелагерных мероприятиях с разнообразной игровой деятельностью (конкурсы, спортивные мероприятия, ролевые игры, интеллектуальные игры).
Ожидаемые результаты.
- Хороший уровень навыков в области ИКТ: компьютерные презентации;
- Практический опыт по анализу и решению бытовых экономических проблем семьи;
- Развитие коммуникативных навыков у детей.
Летняя школа "Спикер" 2007
Летний профильный лагерь "Спикер" 2008
Летний профильный лагерь "Спикер" 2009
|
На: Организация летних профильных лагерей с использованием ИКТ
Очень интересно!!! И очень неожиданно!! А самое главное очень много полезного для работы и не только в лагере!
На: Организация летних профильных лагерей с использованием ИКТ
Анна Евгеньевна, спасибо за оценку моей работы.
На: Организация летних профильных лагерей с использованием ИКТ
Уважаемая Оксана Ивановна! С удовольствием просмотрела все Ваши материалы. Есть что перенять. Спасибо. В течение многих лет сельская школа, в которой я работала, занималась экономическим образованием учащихся. Ваши материалы помогут многим, кто действительно хочет что-то изменить в своей работе или работе своей школы. Тимакова Елена Викторовна.