Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность занять в ней своё место;
- критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать где и каким образом приобретённые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Учителя школы согласны с таким подходом к образованию и стараются обеспечить каждому ученику возможность активной познавательной и творческой деятельности. Делают это с учётом богатого опыта дидактики, возможностей новых информационных технологий.
Школа призвана готовить будущую интеллигенцию, людей умственного труда. Следовательно, для учащихся интеллектуальное, творческое и нравственное развитие – суть методологическая основа образования.
В решении поставленных задач помогает широкое использование современных образовательных и информационно – коммуникационных технологий. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых образовательных технологий позволит решить новые задачи образования и только новые информационно – коммуникационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых образовательных технологиях.
Занимаясь внедрением новых образовательных технологий, мы ведём мониторинг использования их в образовательном процессе учителями школы.. Результаты анализа этих мониторинговых исследований, а также уровня и качества обученности учащихся, участия их в предметных олимпиадах различного уровня, интеллектуальных конкурсах, социальных проектах, научно – практических конференциях и других видах интеллектуальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что среди разнообразия современных образовательных технологий наиболее адекватными поставленным целям школы являются:
· обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, использование внутренней дифференциации);
· проектные методы обучения; разноуровневое обучение (внешняя дифференциация по частным способностям и интересам);
· исследовательские методы в обучении;
· модульное обучение;
· технология полного усвоения;
· информационно – коммуникационные технологии.
Все указанные технологии в своей основе предусматривают развивающее обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Всё шире используются информационно – коммуникационные технологии. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Выбор учителями именно этих образовательных технологий не был случайным. Учителя школы – это учителя, в большинстве своём высшей и первой квалификационной категории. И они смогли сделать свой выбор обоснованно:
во – первых, в условиях классно – урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержание обучения, которое определено государственным образовательным стандартом и государственными программами для базового уровня. Вместе с тем, если речь идёт о более углублённом, профильно ориентированном содержании, то данные технологии легко вписываются и в эти образовательные системы. Эти технологии позволяют учителю достигать поставленные любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету современными методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии;
во – вторых, эти технологии гуманистические и в нравственном аспекте: обеспечивают успешное усвоение учебного материала почти всеми учениками, их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу и к учителю.
Мы рассматриваем использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе. Как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
|