Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога. Труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. Нужен профессионализм, обеспечивающий высокую эффективность в работе педагога, приносящий желаемые воспитательно-образовательные результаты.
В реалиях сегодняшнего дня профессиональное методическое мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи или, по-другому, это способность учителя предельно точно формулировать воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее выигрышным способом решать их.
Педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностно-профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, емкая, многомерная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Сфера локализации профессиональных методических достижений безгранична, как безграничен системно осмысленный опыт творчески работающего педагога-профессионала.
Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.
Предусмотреть все нюансы многогранного воспитательно-образовательного действия, обеспечить представляемую на мастер-классе логику своих авторских педагогических действий, достойным образом методически инструментовать ее крайне непросто. Это весьма важная и сверх ответственная процедура, высоко ценимая в презентации любого мастер-класса. Культура презентации своего профессионального методического опыта есть определенный результат профессионального мастерства педагога. Такой результат есть следствие успешного повышения квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте.
Мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов в той или иной конкретной сфере «педагогического производства». Но как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом, она требует беспристрастной «шлифовки» и непрерывного совершенствования — и в плане готовности к ее использованию «передающей» стороной и стороной, активно «воспринимающей» этот инновационный опыт.
Следует отметить, что презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит нас перед весьма актуальной проблемой повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Вернее говоря, задаваемого «на старте», изначально избираемого уровня такой компетентности, на который ориентируется содержание презентуемых инновационных идей. Ведь готовность к полноценному восприятию инновационной информации - вещь весьма прихотливая.
Так, перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем:
- Какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса?
- Каким способом (по форме организации) лучше сделать это?
- Сосредоточить ли профессиональное внимание коллег на эффективно скомплектованном содержании авторской образовательной программы, анализе технологически выверенной цепочки системно структурированных педагогических действий или либо ограничиться удачно найденной шкалой оценочно-диагностических процедур?
- А может, лучше всего предварительно представить участникам мастер-класса самые общие свои принципы и установки, на которых зиждется реализуемая воспитательно-образовательная технология?
- Дать ли в превалирующем объеме примеры из практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более свободное поле концептуальных волеизъявлений?
- Целесообразнее ли будет заранее предложить коллегам авторскую алгоритм-схему для системно-целостного анализа представляемого методического опыта или лучше будет создать подобную схему вместе со всеми участниками будущего мастер-класса?
- Представить ли достигнутые результаты обучения и воспитания детей в продуктах их познавательно-творческой деятельности или обратиться к наработанным схемам, способам и технологиям осмысления результатов своего собственного преподавательского труда?
Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев системы повышения квалификации на своем рабочем месте.
В сущности же, сегодня, для успешной подготовки мастер-класса, педагогу-практику необходимо развернутое представление о центральном звене своего инновационного педагогического опыта, скажем так, его «ядерной» части, «стержне», источнике достигаемых воспитательно-образовательных результатов. Вот почему подготовка и проведение мастер-класса сегодня есть чрезвычайно непростой труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже. Конечно, такая деятельность не застрахована от многих ошибок и издержек, прежде всего, в плане ожидаемых иллюзий и воспроизводства устаревших стандартов и рутинных оценочно-технологических процедур.
В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способность участников (а прежде всего, самого педагога-мастера) проникнуть «внутрь» своего опыта, так сказать, за грань видимого, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы отработанной на практике системы методико-технологических действий. Какие-либо крайности здесь совершенно недопустимы. Нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Ведь перемять, творчески воспроизвести инновационный педагогический опыт можно только в виде осмысленных идей. Одновременно - глубоко проникая во внутреннюю сущность явления и, вмес те с тем, имея перед собой развернутое научно-методическое описание внешней, деятельностно-практической стороны анализируемого явления. Только из гармоничного сочетания этих компонентов возможно спроектировать и профессионально грамотно реализовать на практике идею мастер-класса по обмену инновационным методическим опытом.
Здесь сразу же возникает вопрос о наличии у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Ведь факт их наличия позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта. Иначе спонтанное, педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст требуемого импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Результатом работы в мастер-классе станет только лишь досада по поводу напрасно потраченного времени: у всех пришедших на мастер класс педагогов, возможно, сложится неверное представление о том, что методический опыт данного конкретного учителя-мастера есть тайна за семью печатями. Все это самым непосредственным образом относится к вопросу о методико-педагогической культуре учителя-мастера, о его реальной способности профессионально грамотно представить свой практический опыт в форме мастер-класса. С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны иметь адекватную готовность к действительно профессиональному теоретико-методическому обсуждению представляемого опыта. Значительный разрыв в объеме, уровне и качестве имеющегося у участников профессионального опыта заставляет применять в работе принципиально иную модель проведения мастер-класса, в частности, больше напоминающую, к примеру, студенческие обучающие проблемно-творческие семинары, ничем сами по себе не плохие, но несущие на себе кардинально иную функциональную нагрузку. Мы же здесь говорим больше об уровнево-сопоставимой модели истинного, а не учебно-игрового мастер-класса.
Еще один важный момент, связанный с успешной подготовкой и проведением методически ориентированного мастер-класса, касается изначального уточнения вопроса о том, на каком структурном «этаже» (уровне) производится презентация профессионального опыта. Соответственно, в каком терминологическом поле будет представлена инновационная идея. В качестве универсального рабочей гипотезы здесь можно предложить четырехуровневую модель, в которой есть:
- уровень частно-предметных методических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;
- уровень общеметодического порядка - более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и схем на сферу других учебных предметов, в том числе и реализуемых в данном образовательном учреждении;
- уровень психологический, обеспечивающий проектируемую результативность обучения и воспитания за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных структур личностно-психологического развития ребенка, за счет актуализации индивидуально-личностного мотивационно-потребностного поля деятельностиобучаемых;
- уровень собственно педагогический (воспитательно-дидактичекский), задающий инновационному опыту свою особую логику организации предпринимаемых профессиональных педагогических действий, объясняющий в деятельностно-практическом контексте многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.
Значительное число практических достижений педагогов-инноваторов захватывает все перечисленные уровни. Тем не менее поэлементный анализ представляемого на мастер-классе опыта создает благоприятные психологические предпосылки для теоретически последовательного анализа опыта
Изложенное ставит перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса по обмену опытом реальную практическую задачу — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. Здесь могут сыграть свою важную роль и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов учебных занятий, факультативов, бесед и др.
Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и взгляд родителей, и преподавателей-коллег. Такое разнообразие создает именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса, создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, разнообразия оценок, точек зрения на методическую состоятельность представляемого инновационного опыта. Но в целом же форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы-алгоритма проведения этого организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и искреннее стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупятся возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
|