Концепция: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ (программа экспериментальной работы \в школах Всеволожского района)
Размещено: Ольга Константиновна Ермолаева - вт, 29/09/2009 - 13:23
В программе модернизации российского образования, одобренной правительством РФ, отмечается, что общеобразовательная школа должна быть ориентирована не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей (4, с.9). Следовательно, есть основания утверждать, что концепция личностно-ориентированного обучения становится частью официальной доктрины отечественного образования. К числу основных положений данной концепции можно отнести следующие:
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->дифференциация обучения, под которой нужно понимать не только возможность выбора профиля в основной школе, но и создание условий для выбора в процессе обучения оптимального способа деятельности;
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->деятельностный подход к обучению, определяющий необходимость разработки учебно-методических материалов для обеспечения процесса познавательной деятельности, в частности, самостоятельной деятельности;
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->диалогический характер обучения, предполагающий организацию общения между субъектами учебной деятельности.
По мнению И.А.Зимней, личностно-ориентированный подход следует соотносить с более общим личностно-деятельностным подходом, так как организация учебной деятельности обучающегося, взаимодействие с ним является самостоятельной проблемой (2, с.77). Предложенное данным автором в середине 80-х годов ХХ века понятие личностно-деятельностный подход предполагает субъектно ориентированную организацию и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи должны развивать не только предметную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. Современное понимание проблемы организации учебной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода предполагает разработку соответствующей технологии обучения.
Под технологией обучения (образовательной технологией), вслед за В.В.Гузе-евым (1, с.8), будем понимать комплекс, в который входят следующие компоненты:
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->описание результатов обучения,
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->средства диагностики состояния обучаемых,
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->набор моделей обучения,
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Именно характеристика каждого из перечисленных компонентов и их взаимосвязей поможет, по нашему мнению, раскрыть процессуальный аспект личностно-деятельностного обучения.
Информатизация образования, широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс создают условия для реализации на практике основных идей личностно-деятельностного подхода. Во-первых, компьютерные программы могут обеспечивать учащимся возможность выбора темпа и способа выполнения заданий, формы предъявления материала (графической или вербальной), следовательно, позволяет осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения. Во-вторых, применение компьютеров способствует увеличению объёма самостоятельной работы и изменению её характера. Как отмечает Дж.Нокс, у учащегося возникает ощущение, что он сам управляет своей учебной деятельностью. Проблема внешнего управления (осуществления обратной связи) также решается более эффективно, так как ученик получает ответ на каждое собственное действие. Подобный результат недостижим в условиях обычной работы с классом. В-третьих, компьютер может использоваться как средство развития наглядно-образного мышления, моторных и вербально-коммуникативных навыков (8). В четвёртых, многие исследователи отмечают позитивную роль компьютера в развитии познавательных мотивов учащихся.
Работа на компьютере способствует формированию у учащихся обобщённых навыков самостоятельной работы с информацией, то есть умения учиться. Самостоятельность и организованность учебной деятельности младших школьников, их общеучебные умения целесообразнее формировать не в рамках отдельного учебного предмета "“Информатика", а за счёт включения компьютерных технологий в процесс обучения другим предметам, например, в процесс языкового и математического образования.
В работах отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены процессу информатизации образования, приводится целый ряд проблем, не разработанных как на теоретическом, так и на практическом уровне. Наиболее важной следует считать проблему методико-технологического сопровождения конкретных компьютерных программ. В подобном сопровождении нуждаются и программно-методические комплексы (ПМК) серии “Компьютерное обучение” (авторы: М.Г.Зеков, В.В.Бржеский). ПМК из данной серии по русскому языку и математике для начальной школы внедряются в школах Всеволожского района.
Каждый ПМК серии “Компьютерное обучение” состоит из универсальных программных модулей и учебного курса. К универсальным программным модулям относятся:
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->“Наставник” – предназначен для организации работы ученика, визуального контроля за усвоением имеющихся учебных курсов, выдачи практических рекомендаций по устранению пробелов в знаниях и умениях;
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->“Тестировщик” - предназначен для проведения тестирования в различных режимах (изучения, тренинга, контроля);
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->“Статистика” – предназначен для просмотра индивидуальных результатов работы ученика и их анализа.
Учебный курс делится на учебные разделы, которые, в свою очередь, состоят из учебных элементов. Учебный элемент – это минимальная информационно-деятель-ностная единица, усвоение которой количественно оценивается. Именно структурирование материала в виде системы учебных элементов позволяет осуществлять анализ результатов усвоения материала учащимися, выяснять причины возникновения пробелов и вырабатывать рекомендации по их устранению.
Однако возникает целый ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ходе эксперимента. Во-первых, необходимо выяснить, на каких этапах изучения конкретных тем и разделов курса русского языка и математики целесообразно использовать компьютерную поддержку. Во-вторых, следует разработать типовые модели уроков с применением компьютерных программ. Особенности этих моделей будут определяться местом компьютерной поддержки в структуре урока, способом сочетания различных типов учебного диалога. В-третьих, необходимо сформировать у учителей умение отбирать модели уроков, ориентируясь на конкретные условия обучения, и создавать собственные варианты уроков.
Известно, что компьютеры могут использоваться в образовании не только как средство обучения и управления учебным процессом, но и как средство коммуникации. Получая ответ на каждое действие, учащийся фактически вступает в своеобразный компьютерный учебный диалог. Между компьютером и учеником может возникать обмен информацией, поэтому подобный диалог рассматривается как один из способов реализации в образовании стратегии информационного взаимодействия (3, с.148). Исследователи, раскрывая специфику компьютерного учебного диалога, отмечают и его достоинства, и недостатки. К числу достоинств можно отнести быстроту ответной реакции и отсутствие субъективности при оценке действия ученика. Нередко на уроке учащиеся боятся сказать или сделать что-либо неправильно из-за опасения вызвать негативную реакцию учителя или одноклассников. Компьютер снимает эту проблему (7).
В то же время не следует игнорировать и недостатки компьютерного диалога, которые отмечаются в работах ряда исследователей (в частности, Е.И.Машбица , И.А.Колесниковой, Е.В.Любичевой).
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Компьютер не всегда может верно интерпретировать ошибки и установить их причины.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Тексты, предъявляемые компьютером, не всегда могут быть понятными ученикам.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Если на уроке учащиеся вступают только в компьютерный диалог, это может привести, во-первых, к обеднению языка учащихся, так как от них требуются однотипные ответы, упрощённые конструкции предложений; во-вторых, к возникновению у некоторых учащихся стремления свести все формы общения с окружающими к общению с компьютером.
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Учебная коммуникация при компьютерном обучении осуществляется в рамках фиксированного, извне заданного содержания, которое не расширяется и не обогащается за счёт субъективного знания. Такую задачу, по мнению И.А.Колесниковой, ставит подлинный диалог, рождающий особое качество учебного взаимодействия(3, с.150-151).
Личностно-деятельностный подход к обучению предполагает обязательную организацию полноценного учебного диалога. Так, например, В.В.Сериков считает, что диалог – это не только процесс, но и содержание обучения, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности. Именно поэтому учебный диалог предстаёт как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любой личностно ориентированной технологии обучения (9, с.20). Возможный путь организации полноценного диалога на уроках с компьютерной поддержкой, – разработка такого способа реализации стратегии информационного взаимодействия, который бы совмещал компьютерный обучающий диалог и межсубъектное общение.
Одним из важнейших условий решения всех перечисленных задач является профессиональная готовность учителей начальных классов к применению технологии личностно-деятельностного обучения с компьютерной поддержкой. Понятие профессиональная готовность в данном случае включает:
1) владение компьютерной техникой;
2) владение ПМК серии “Компьютерное обучение”;
3) владение вариативными моделями применения компьютерных программ как одним из средств реализации личностно-деятельностного подхода к обучению младших школьников;
4) владение диагностическими методиками, позволяющими отслеживать динамику личностного развития учащихся в процессе обучения.
К числу особо сложных следует отнести задачу учёта как преимуществ, так и недостатков компьютерных программ при выборе (либо создании) моделей их применения.
Таким образом, актуальность заявленной проблемы эксперимента обусловлена недостаточной разработанностью методико-технологического аспекта личностно-деятельностного подхода, с одной стороны, и низким уровнем готовности учителей начальных классов к использованию компьютерных программ как средства реализации данного подхода в практике обучения.
Объект эксперимента: совместная деятельность учителя и учащихся в процессе языкового и математического образования в начальной школе.
Предмет эксперимента:содержание и организация профессиональной подготовки учителей начальных классов к применению компьютерных программ как средства реализации личностно-деятельностного подхода к обучению русскому языку и математике.
Цель эксперимента:обеспечить профессиональную готовность учителей начальных классов к применению технологии личностно-деятельностного обучения русскому языку и математике с компьютерной поддержкой.
Гипотеза экспериментасостоит в предположении о том, что овладение учителями комплексом профессиональных умений, направленных на эффективное применение компьютерных программ в процессе личностно-деятельностного обучения младших школьников русскому языку и математике, будет способствовать:
1)развитию информационной и технологической культуры педагогов, которое будет проявляться
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->во владении компьютером и ИТ как инструментальным средством решения профессиональных задач;
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->в полноте освоения технологии личностно-ориентированного обучения и адекватности её воплощения в собственной преподавательской деятельности;
2)развитию личности учащихся, которое будет проявляться
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->в повышении мотивации к изучению русского языка и математики, в формировании познавательных мотивов;
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->в повышении уровня самостоятельности и организованности учебной деятельности.
Задачи эксперимента:
<!--[if !supportLists]-->1) <!--[endif]-->формирование у учителей умения отбирать материал по русскому языку и математике из ПМК серии “Компьютерное обучение” с учётом условий обучения в экспериментальных классах;
<!--[if !supportLists]-->2) <!--[endif]-->создание новой версии программы по русскому языку указанного ПМК;
<!--[if !supportLists]-->3) <!--[endif]-->разработка технологии личностно-деятельностного обучения русскому языку и математике с компьютерной поддержкой;
<!--[if !supportLists]-->4) <!--[endif]-->определение содержания психолого-валеологического сопровождения процесса обучения младших школьников с применением компьютерных программ;
<!--[if !supportLists]-->5) <!--[endif]-->создание комплекса диагностических методик для выявления динамики личностного развития учащихся в процессе обучения по следующим параметрам: мотивация учения, самостоятельность и организованность учебной деятельности;
<!--[if !supportLists]-->6) <!--[endif]-->разработка программы подготовки учителей начальных классов к применению технологии личностно-деятельностного обучения русскому языку и математике с компьютерной поддержкой.
Эксперимент рассчитан на 5 лет и разделяется на несколько этапов.
1 этап– подготовительный (октябрь 2002 г. – июнь 2004 г.)
2 этап -основной (сентябрь 2004 г. – июнь 2006 г.)
3 этап– заключительный (сентябрь 2006г. – май 2007 г.)
Содержание работы на каждом этап представлено в таблице 1.
Таблица 1
Примерный план экспериментальной работы
Содержание работы
Сроки
1
2
1 этап – подготовительный
1)обучение 4-х педагогов на базе ЛОИРО (обучение работе на компьютере и ознакомление с программами ПМК серии “Компьютерное обучение”);
2)подготовка технической базы эксперимента (оборудование компьютерного класса в Янинской средней школе; создание 2-го компьютерного класса в школе №2 и в школе №6 г.Всеволожска );
3)применение программ в учебном процессе (1 раз в неделю на уроках русского языка и математики) в Янинской средней школе, в школах № 2 и № 6 г.Всеволожска;
4)семинар для зам.директоров школ Всеволожского района “Преподавание русского языка и математики в начальной школе с использованием компьютерных технологий” (Янинская средняя школа);
5)обучение педагогов на базе МОУДД “Компьютерный центр” г.Всеволожска (20 человек);
6)разработка программы эксперимента;
7)обучение группы учителей начальных классов работе с программами ПМК серии “Компьютерное обучение”);
8)ознакомление участников эксперимента с основными положениями концепции и программой экспериментальной работы (семинар на базе школы № 2 г.Всеволожска)
1)разработка рабочих вариантов календарно-тематического планирования по русскому языку и математике с учётом основных положений эксперимента и конкретных условий обучения в экспериментальных классах;
2)разработка вариантов уроков разных типов по русскому языку и математике с компьютерной поддержкой (индивидуальные консультации);
3) разработка программы подготовки учителей к применению технологии личностно-деятельностного обучения русскому языку и математике с компьютерной поддержкой;
4)обучение учителей применению технологии личностно-деятель-ностного обучения русскому языку и математике с компьютерной поддержкой (апробация учебного плана);
5)создание новой версии программы по русскому языку ПМК серии “Компьютерное обучение”;
6) внедрение в учебный процесс вариативных моделей личностно-деятельностного обучения младших школьников русскому языку и математике с компьютерной поддержкой (расширение базы эксперимента);
7)проведение промежуточного диагностического обследования учащихся с целью выяснения динамики личностного развития;
8)изучение и обсуждение промежуточных результатов эксперимента с целью коррекции последующей деятельности всех участников экспериментальной работы;
9)анализ и обобщение результатов основного этапа эксперимента (отчёты участников на районной конференции).
в начале каждого учебного года
в течение всего основного этапа
2004-2005 г.г.
в течение всего основного этапа
2005 г.
2004-2006 г.г.
в апреле 2005 и 2006 года
май 2005 г. и май 2006 г.
май 2006 г.
3 этап – заключительный
1) продолжение работы по разработке и внедрению в школах района вариативных моделей личностно-деятельностного обучения младших школьников русскому языку и математике с компьютерной поддержкой (завершение обучения в экспериментальных классах);
2) проведение итогового диагностического обследования учащихся для выяснения результативности эксперимента;
3)подготовка материалов эксперимента к опубликованию;
4) обобщение результатов эксперимента и подготовка сводного отчёта (итоговый семинар).
в течение учебного года
апрель 2007 г.
2006-2007г.г.
май 2007 г.
Прогнозируемые результатыпо каждому этапу эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Прогнозируемые результаты эксперимента
Этап эксперимента
Прогнозируемые результаты
Подготовительный
(октябрь 2002 г. –
июнь 2004 г.)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->подготовка педагогических коллективов школ к экспериментальной работе;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->обеспечение технической базы эксперимента;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->разработка программы эксперимента.
Основной
(сентябрь 2004 г. –
июнь 2006 г.)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->разработка технологии личностно-деятельностного обучения младших школьников русскому языку и математике с компьютерной поддержкой;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->разработка новой версии программы по русскому языку ПМК серии “Компьютерное обучение”;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->создание комплекса диагностических методик для выявления динамики личностного развития младших школьников в процессе экспериментального обучения;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->овладение учителями начальных классов технологией личностно-деятельностного обучения младших школьников русскому языку и математике с компьютерной поддержкой;
Заключительный
(сентябрь 2006г. –
май 2007 г.)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->повышение уровня информационной и технологической культуры учителей;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->личностное развитие учащихся (повышение мотивации к изучению русского языка и математики, уровня сформированности познавательных мотивов; рост уровня самостоятельности и организованности учебной деятельности).
Оформление результатов
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->сводный отчёт о результатах эксперимента;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->опубликование пособия для учителей начальных классов “Технология личностно-ориентированного обучения младших школьников русскому языку и математике с компьютерной поддержкой”;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->новая версия программы по русскому языку ПМК серии “Компьютерное обучение”;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->программа подготовки учителей к применению технологии личностно-деятельностного обучения русскому языку и математике с компьютерной поддержкой;
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента
В ходе эксперимента предполагается использовать следующие средства контроля: контрольные работы, тестирование, анкетирование, индивидуальные опросы, анализ текущих письменных работ учащихся. Достоверность результатов будет обеспечиваться: 1)проведением эксперимента в реальных условиях обучения; 2)апробацией основных идей эксперимента в разных условиях (в различных классах, в школах разных типов); 3)перепроверкой результатов на разных выборках с большим количеством испытуемых; 4)применением методов статистической обработки данных.
Литература
1. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. – М., 1995.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
3. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб., 2003.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Начальная школа - 2002, № 4.
5. Любичева Е.В. Персональные компьютеры и их использование при обучении русскому языку. – СПб, 1990.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.
7. Морозов И.Ю. Проблемы программно-методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах.//Русский язык в школе – 1990, № 6.
8. Нокс Дж. Что могут дать компьютеры педагогике: взгляд из американской школы.//Информатика и образование – 1990, № 1.
10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.
<!--[if !supportFootnotes]-->
<!--[endif]-->
<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->Учитывая перспективный характер планирования, в данном разделе приводятся только наиболее важные мероприятия и основные направления работы. Более точный календарный план будет составляться в ходе эксперимента.