С апреля по сентябрь 2009 г. в сообществе "Руководители образования on-line" проводился опрос "Кем, по-Вашему, в первую очередь является директор школы?" Именно в настоящем времени: кем является. А не в будущем времени: кем бы должен являться. Высказал свое мнение 41 человек. Результаты следующие:
- Подавляющее большинство (63%) респондентов видят директора школы стратегом.
- Чуть меньше четверти участников опроса (21%) считают директора хозяйственником.
- 12% выскзавшихся считают директора в первую очередь управляющим пермоналом
- Только 2% респондетов высказались за роль директора "представитель школы во внешней среде".
- Никто не видит директора экономистом-финансистом, психологом и специалистом в предметной области.
Такие результаты опроса обнадеживают, поскольку позиция директора школы - стратегическая позиция в функционировании и развитии школы.
Данные опроса в определенной степени коррелируют с материалами форума "Особенность управленческого труда в школе"(www.openclass.ru/forums/26272), открытого администратором того же сообщества Верой Владимировной Целиковой, и блога Рашида Рафаильевича Рахманкулова "Легко ли быть завучем (директором) школы?"(www.openclass.ru/blogs/28750).
Материалы форума и блога отвечали на вопросы: в чем особенность управленческого труда в школе, что может мешать, а что помогать директору (заместителю директора) в его работе управленца. Результаты обработки комментариев посетителей форума и блога представлены ниже (в каждом разделе анализа приведены мнения участников )
Особенность управленческой деятельности в школе
1. Цель деятельности определяет специфику ОУ.
«Если есть общие для разных сфер деятельности функциональные управленческие роли директора, то специфика в управлении образовательным учреждением задается целями деятельности. Цель коммерческих организаций - получение прибыли. Цель образовательных учреждений - качественное образование».
2. Директор школы - локомотив развития и проводник изменений
- «Федеральными программами предполагается, что современный управленец ОУ должен хорошо владеть технологиями проблемного, стратегического анализа, теорией и технологиями инновационного менеджмента».
- «Современному управленцу в образовании, в первую очередь, необходимо быть стратегом, умело планирующим развитие организации и делегирующим свои полномочия, т.к. везде и все сразу успеть ему просто не под силу. Стратегия же начинается с оценки существующих дисбалансов, основных угроз и доступных ресурсов».
- «Реагировать на изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, должен, в первую очередь именно управленец. Не секрет, что во многих российских учреждениях модернизация системы образования происходит по схеме "снизу вверх", то есть "эпицентром изменений" является педагог-активатор. Модернизация системы образования по схеме наоборот - "сверху вниз" гораздо продуктивнее и безболезненнее для участников образовательного процесса. Если, например, управленец сначала сам изучает и апробирует современные технические средства и программное обеспечение, затем предлагает их коллективу, на выходе будут положительные результаты».
3. Управленческий труд в школе носит в основном информационный, аналитический и умственный характер.
4. Директор школы – управленец, а не предметник
- «Современный директор, администратор школы в нашем постоянно меняющемся мире - должен быть менеджером, а не учителем – предметником».
5. Директоров школ специально не обучают профессии «управленец».
- «Любой человек, пришедший на данную должность (руководителя ОУ), должен быть обученным. На данном этапе в школах в управленческих структурах работают учителя-предметники».
6. Управление требует определенных качеств личности.
- «Руководитель - сильная личность, интеллектуал и профессионал, целеустремленный, воспитанный человек»
- «Хороший руководитель должен уметь слушать подчиненных, помогать и поощрять творческих работников, заниматься самообразованием».
- "Директор, также как и учитель, должен быть от Бога. Случайных людей нельзя допускать в управление школой, потому что мало помнить о простом учителе. Главным было и будет ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, а это процесс многогранный"
7. Руководитель – лидер процессов школы.
- «Управленческая деятельность в любом образовательном учреждении (ОУ) – это деятельность руководителя по организации совместной деятельности других людей»
- «Руководитель отвечает не только за результаты школы, но и за участников педагогической системы. Как бы ни были хороши управленческие намерения, планы и решения, они не будут исполнены, если не построено эффективное и конструктивное общение. Руководителю школы важно владеть искусством консультативного инструктажа, умением советоваться с людьми, прислушиваться к их мнению, поддерживать и поощрять творческий поиск каждого учителя с учетом индивидуального своеобразия его способностей.
- «Руководителю необходимо создать коллектив единомышленников, т.е. "команду". Благодаря этому можно более эффективно решать цели и задачи, поставленные перед учреждением".
- «Любой управленец должен быть хорошим психологом, уметь увлечь людей, в некоторых ситуациях доминировать, но не ломать...»
- «Руководитель - личный примердля всех участников образовательного процесса».
- «Очень часто во главе школы оказывается человек предпенсионного, а то и пенсионного возраста, которому сложно что-либо менять в себе и изменяться, идя в ногу со временем»
- «Имеем возможность неоднократно начать с начала и начинаем каждый новый учебный год исполненные уверенности в том, что он будет успешнее минувшего».
Что мешает руководителю ОУ быть именно управленцем?
1. Работа в ситуации неопределенности, «форс-мажор»
- «Школьные будни - постоянное латание "дыр" и зачастую приходится работать в ситуации форс-мажора. Из-за этого работа проходит в состоянии стресса, т.к. существует риск ее невыполнения или некачественного выполнения».
- «Руководителю мешает быть управленцем сложность в выборе способа действия для достижения целей в управляемой системе»
2. Учимся на своих ошибках.
- «Самое трудное в работе директора то, что прежде чем он становится действительно профессионалом своего дела, он набьет море шишек, которые негативно скажутся не только на себе, но и на жизни школы».
- «Отсутствие специальной подготовки - очень мешает руководителю ОУ».
3. Нечеткий функционал.
- «Сегодня завуч - это "бумажный раб", "раб ПИАРА" и всяких мероприятий».
- «У заместителя директора по информатизации, которую имеет далеко не каждая школа, функционал прописан не до конца ясно, да и наработанного опыта бывает еще мало»
- "Мешает сидение на нескольких стульях" (ты и руководитель и учитель и .....)"
- «Когда директор приобретет некоторый опыт, свой взгляд на ситуацию, увидит школу, о которой мечтает, то, как правило, возникают проблемы с коллективом. Или нужно снова "вырасти" в глазах коллег, либо много сил положить на убеждение, на доказательство своей правоты... А потом сам директор начинает работать "по инерции", просто за зарплату, у него пропадает желание что-то делать, хочется просто ходить на работу».
- «Мешают директору некоторые стереотипыв мышлении и поведении.
Что помогает руководителю быть управленцем?
1. Видеть школу «изнутри»
- «Быть "особенным" руководителем значит "видеть" свою школу изнутри и снаружи».
- "Помогает то же, что и мешает: возможность видеть "изнутри"деятельность тех, кем приходится руководить: сам учитель, сам "родитель", а также был учеником и продолжаю учиться".
- «Это хорошо, что управленцами являются выходцы из педагогических коллективов. Ведь, чтобы правильно организовать работу всех участников образовательного процесса сверху, необходимо досконально знать всю "кухню" изнутри. Один талантливый руководитель однажды сказал: "Педагог, становясь управленцем. обязательно должен помнить, каково это - быть простым учителем".
- "Помогает директору осознание именно того, что он человек, и в его окружении именно такие же люди".
2. Профессиональная зрелость
- «Сложившаяся жизненная позиция, спокойное восприятие того обстоятельства, что руководитель - это всегда ответственность за результат, а у нас он не достигается "без обязательного преодоления трудностей"
- «Опыт, знания и умения в формировании целей и принятии управленческих решений, то есть профессиональная зрелость».
3. Желание работать в школе
- «Есть такие люди, которые, несмотря на трудности (и бумажный завал, и неопределенность в будущем) все-таки стараются соответствовать требованиям современного руководителя просто потому, что им ЭТО НУЖНО».
|