Сцена оформлены согласно темы урока: висят плакаты с изображением композиторов М. Глинки и Э. Сапаева, скамья, музыкальный центр.
Дети входят под музыку: Клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр» Э. Сапаева;
хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте дети! Знакома ли вам музыка, которая только что прозвучала?
ДЕТИ: Да.
УЧИТЕЛЬ: Это музыка одного композитора?
ДЕТИ: Нет. Прозвучала музыка двух разных композиторов.
УЧИТЕЛЬ: Назовите фамилии композиторов.
ДЕТИ: М. Глинка и Э. Сапаев.
УЧИТЕЛЬ: Как называются произведения?
ДЕТИ: Опера « Акпатыр» сочинена композитором Э. Сапаевым, опера «Иван Сусанин» сочинил М. Глинка.
УЧИТЕЛЬ: Эти произведения мы слушали с вами на наших уроках от начала до конца, останавливаясь на каких – то важных моментах, исследуя их, моделировали, пели музыкальные темы героев этих опер, театрализировали некоторые сцены. И мне бы хотелось сегодня еще раз вспомнить некоторые события этих опер, узнать, как вы помните эти произведения, какие новые вершинки открыли для себя при исследовании этих опер.
А сейчас ответьте на такие вопросы:
почему именно эти оперы я вам предлагаю сегодня вспомнить?;
почему Глинка, почему Сапаев?
что общего в этих произведениях, в чем вы видите различия?;
ДЕТИ: Сходства: Глинка сочинил первую русскую, а Сапаев первую марийскую оперу; события обеих опер развиваются на селе; главный представитель – народ; произведения называются именами главных героев, которые совершили героический подвиг за свою Родину.
Различия:
одна опера русская, другая марийская, в одной крестьяне, в другой батраки.
УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним начала этих опер, есть ли в них сходства и различия?
ДЕТИ: Сходства: обе оперы начинаются массовой сценой – и там и здесь народ; действия происходят в деревне.
Различия:в опере «Иван Сусанин» сначала появляются воины, которые идут домой выиграв бой у поляков и их встречают крестьяне с хлебом, медом, а в опере «Акпатыр» мы видим девушек батрачек за работой на своего хозяина, местного старосту, Сави во дворе его дома.
УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о характере, настроении героев в начале этих произведений?
ДЕТИ: В русской опере характер радостный, народ радуется тому, что воины пришли домой победив врагов. В марийской опере настроение героев противоположное – здесь показана усталость, тяжесть нелегкого труда, в «награду» за который батраков наказывают плеткой, батракам живется очень плохо.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня наш урок особенный. Многие ребята нашей школы выступят в отдельных эпизодах этих замечательных произведений, которые покажут нам на этой сцене и петь они будут не под один аккомпанирующий инструмент, а под оркестровое звучание, которое будет использовано впервые. Мы с вами являемся первыми исполнителями, применившими оркестровое сопровождение специально записанное на аудиокассету. И это не случайно, потому что у нас сегодня премьера и первое исполнение.
Прежде чем прозвучит первый эпизод в исполнении наших артистов, попрошу вас ответить, а какая опера была сочинена раньше?
ДЕТИ: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки.
УЧИТЕЛЬ: Давайте и мы начнем сегодня именно с этой оперы. Смотрим и слушаем начальную сцену: хор воинов и крестьян учеников 6, 7 классов.
( М. Глинка опера «Иван Сусанин» Интродукция: (воины, крестьяне))
УЧИТЕЛЬ: Так начинается опера «Иван Сусанин», а какое начало в опере «Акпатыр», кого мы видим, что делают герои
ДЕТИ: Опера «Акпатыр» начинается сценой, в которой мы видим девушек батрачек работающих на своего хозяина местного старосту Сави.
УЧИТЕЛЬ: Правильно. Эту картину нам покажут ученицы 2, 3, 4, 7 классов.
Э. Сапаев опера «Акпатыр» 1 картина (хор девушек)
УЧИТЕЛЬ: Девушки батрачки рассказали о своей тяжелой судьбе. Им живется всем одинаково?
ДЕТИ: Хуже всех Эвике.
УЧИТЕЛЬ: Почему?
ДЕТИ: Она прожила без отца 15 лет, была беззащитной, хозяева заставляли ее больше всех работать.
УЧИТЕЛЬ: В начале оперы Эвику считали сиротой, есть ли в опере «Иван Сусанин» герой, который тоже был сиротой?
ДЕТИ: Это Ваня.
УЧИТЕЛЬ: Мы нашли еще одно сходство. Скажите, а в чем различие между сиротами в этих операх?
ДЕТИ: Эвике жилось плохо, ее обижали, а у Вани жизнь была другая. Он жил в семье Сусаниных, где его считали самым близким и родным.
УЧИТЕЛЬ: Докажите это музыкальной темой.
ДЕТИ: Это песня Вани из 3 действий. С этого номера начинается действие.
УЧИТЕЛЬ: Песню Вани нам исполнит ученик 7 класса Скворцов Петя.
(Песня Вани)
УЧИТЕЛЬ: Иван Сусанин приютил Ваню в своей семье. Ваню действительно считали самым родным и близким в семье Сусаниных.
А сейчас мы посмотрим эпизод, в котором Эвика расскажет о своем сиротстве. На сцене Алексеева Наташа ученица 7 класса в роли Эвики с девушками батрачками в исполнении девочек 2, 3, 4, 7 классов.
(Сцена. Эвика и хор девушек. 1 картина)
УЧИТЕЛЬ: Эвика мечтает о звездах на небе?
ДЕТИ: Нет. Она думает об Эвике и мечтает встретить своих родителей, которых никогда не видела.
УЧИТЕЛЬ: Кто такой Эвай?
ДЕТИ: Возлюбленный Эвики.
УЧИТЕЛЬ: В опере «Акпатыр» есть пара молодых людей, которые по – настоящему любят друг друга. В опере «Иван Сусанин» есть такая пара? Если, то в чем сходства между этими парами и в чем различия?
ДЕТИ: В опере «Иван Сусанин» такой парой являются Антонида и Богдан – они тоже по – настоящему любят друг друга. Отцы девушек (Антониды и Эвики) являются главными героями опер; именами отцов названы оперы. Это сходство.
Различие между парами в том, что Антонида и Богдан вольные люди, а Эвика и Эвай сначала батраки, а потом оказываются в отряде повстанцев, которым руководит отец Эвики Акпатыр.
УЧИТЕЛЬ: (играет тему «Солнце тучи не закроют…) Что это за тема? Когда и где звучит? Кто поет?
ДЕТИ: Эту тему поет Антонида. Она ждет своего жениха Богдана на окраине села в первом действии.
УЧИТЕЛЬ: Сколько времени Богдана не было дома?
ДЕТИ: Целый год.
УЧИТЕЛЬ: Поем эту тему.
ДЕТИ: О свадьбе.
УЧИТЕЛЬ: Разрешает ли Иван Сусанин своей дочери Антониде выйти замуж?
ДЕТИ: Сначала нет, так как идет война, а потом разрешает.
УЧИТЕЛЬ: Почему?
ДЕТИ: Потому что недалеко от их деревни, в посаде, остановился Минин со своим войском, с которым шел на освобождение Москвы от поляков.
Узнав такую радостную весть Иван Сусанин разрешает Антониде и Богдану пожениться.
УЧИТЕЛЬ: Состоялась ли свадьба?
ДЕТИ: Нет. Когда в доме Сусаниных готовились к свадьбе, к ним ворвались поляки и приказали Ивану Сусанину показать дорогу на Москву. Сусанин соглашается но ведет врагов не в Москву, а на верую гибель в дремучий лес.
УЧИТЕЛЬ: Какой свадебный обряд показан в этой опере?
ДЕТИ: Девишник, вечерина.
УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы посмотрим эпизод этого обряда и покажут нам его следующие исполнители: Иванив Анна ученица 5 класса в роли Антониды, девочки 5, 6, 7 классов в роли подружек Антониды.
(3 действие. Свадебный хор и романс Антониды)
УЧИТЕЛЬ: Мы посмотрели фрагмент старинного свадебного обряда, который к сожалению был прерван обстоятельствами дальнейшего развития оперы.
Была ли свадьба в опере «Акпатыр»?
ДЕТИ: Да была.
УЧИТЕЛЬ: В чем сходства и различия между этими свадьбами?
ДЕТИ: Сходства: и там и там свадьба; старинный свадебный обряд; пожелание счастья жениху и невесте; обе свадьбы срываются.
Различия: одна свадьба марийская, другая русская; в русской невеста желает выйти замуж, а в марийской ее продает родной отец старому жениху и невеста не любит жениха.
УЧИТЕЛЬ: Как звали отца невесты, как звали невесту в опере «Акпатыр», кто они?
ДЕТИ: Отец- местный староста Сави, невеста – дочь Сави Марфа.
УЧИТЕЛЬ: (грает тему батраков). А это кто?
ДЕТИ: Батраки.
УЧИТЕЛЬ: Что они делают. Есть ли в этой сцене сходства с оперой «Иван Сусанин»?
ДЕТИ: Сходства: батраки идут домой, в опере «Иван Сусанин» тоже есть сцена, когда герои идут домой – это были воины. Обе эти сцены показаны в начале 1 действия, и те и другие герои устали.
Различия: одни батраки, другие воины; воины идут уставшие после боя, а батраки после тяжелой работы.
УЧИТЕЛЬ: Смотрим сцену возвращения батраков после тяжелой работы
(хор батраков)
УЧИТЕЛЬ: (играет тему « Марийский край, земля родная…»)
Кто это поет? Когда звучит?
ДЕТИ: Клятва Акпатыра. Звучит когда повстанцы и Акпатыр клянутся бороться за свободу, счастливую жизнь.
УЧИТЕЛЬ: Это бывшие батраки, которые перешли в отряд Акпатыра и готовы идти в бой ради счастливого будущего своих родных и близких.
УЧИТЕЛЬ: Против кого повстанцы готовы идти в бой?
ДЕТИ: Против Сави.
УЧИТЕЛЬ: Почему?
ДЕТИ: На Сави работают все батраки деревни, а в знак «благодарности» за работу Сави избивает батраков, содержит их в нечеловеческих условиях. Поэтому повстанцы готовы постоять за свои права.
УЧИТЕЛЬ: Для того чтобы идти в бой повстанцы должны были быть вооружены.. Где они могли взять оружие? Оно уже было у Акпатыра, или попадает в отряд другим способом?
ДЕТИ: Оружие привез Носков со своим отрядом.
УЧИТЕЛЬ: Кто такой Носков? Откуда прибыл?
ДЕТИ: Носков прибыл со своим отрядом с Урала. Он привез оружие от Пугачева.
УЧИТЕЛЬ: Кто такой Пугачев?
ДЕТИ: Пугачев объединил всех обиженных и обездоленных, он руководил восстанием против царя и обещал всем батракам вольную жизнь.
УЧИТЕЛЬ: А какая цель была у Акпатыра?
ДЕТИ: Объединить марийский народ против своих угнетателей, таких как Сави.
УЧИТЕЛЬ: Какое настроение было у повстанцев когда они получили оружие?
ДЕТИ: Радостное, боевое.
УЧИТЕЛЬ: Сейчас ученики разных классов, которые самостоятельно дома сделали ружья и другие бутафорские предметы для этой сцены, покажут эпизод танца повстанцев.
(4 картина. Танец повстанцев)
УЧИТЕЛЬ: (играет эпизод арии Сусанина). Что это?
ДЕТИ: Ария Сусанина.
УЧИТЕЛЬ: Что такое ария?
ДЕТИ: Это такое место в опере, когда мы заглядываем в душу героя.
УЧИТЕЛЬ: Судя по названиям опер Акпатыр и Иван Сусанин являются главными героями. Что они такого сделали, что о них сочинены оперы?
ДЕТИ: Они совершили подвиг.
УЧИТЕЛЬ: В чем сходство и различие в подвигах этих героев?
ДЕТИ: Сходства: они совершили подвиг ради своего народа, своей Родины; оба героя погибают.
Различия: Иван Сусанин погибает в лесу, куда завел поляков, зная что погибнет сам; Акпатыр погибает в неравном бою с солдатами от пули предателя.
УЧИТЕЛЬ: Иван Сусанин и Акпатыр погибли за свободу своего народа, за Родину, но их имена не забыты и в знак признательности этому давайте в завершение нашей с вами встречи вспомним самые яркие эпизоды из этих опер и исполним их стоя.
Звучит клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр» Э. Сапаева и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».