Анализ воспитательной работы школы за 2008- 2009 учебный год
Submitted by Марина Сергеевна Леонтьева on Fri, 25/09/2009 - 23:05
Проблемно-ориентированный анализ воспитательного процесса
МОУ Хорошенская ООШ за 2008 – 2009 учебный год
В 2008-2009 учебном году педагогами школы были поставлены следующие воспитательные задачи:
- Сохранить к маю 2009 года степень социальной адаптации у 100% выпускников на среднем уровне;
- Сохранить к маю 2009 года у 100% выпускников знания о ЗОЖ на среднем уровне.
Реализация поставленных задач осуществлялась через подготовку педагогических кадров к руководству проектной деятельностью, развитие потребностей в творческой деятельности, участие в конкурсах, участие учащихся школы в ученическом самоуправлении. Была продолжена работа с учащимися по формированию личностных представлений о престижности ЗОЖ, потребности в знаниях о ЗОЖ, знаниях о состоянии собственного здоровья.
Приоритетными направлениями воспитательной работы были:
- учебно-познавательное направление;
- социально-педагогическое направление;
- спортивно-оздоровительное направление;
- «профессия»;
- «образ жизни»;
- «Досуг. Общение. Культура».
В работе по данным направлениям педагогическим коллективом были использованы подпрограммы: «Каникулы», «Одаренные дети», «Предпрофильная подготовка», «Ученическое самоуправление», «Здоровье».
На протяжении 2008-2009 учебного года педагоги школы активно использовали здоровьесберегающие технологии. Это вызвано необходимостью времени, так как здоровье современных детей постоянно находится под угрозой и требует защиты, как со стороны родителей, так и школы. В качестве необходимости иметь здоровье на высоком уровне можно привести следующее высказывание: «Ты успешен тогда, когда ты здоров и ведешь здоровый образ жизни».
В течение учебного года учащиеся школы принимали активное участие во внешкольных и внутришкольных мероприятиях по Здоровьесбережению в образовательном процессе:
· Тренировочная эвакуация на случай чрезвычайных ситуаций;
· Районный кросс «Золотая Осень»;
· Проведение праздника «День здоровья»;
· Участие в районной спартакиаде «Футбол»;
· Первенство школы по мини-футболу (5-9 классы);
· Школьный «осенний кросс»;
· Первенство школы по волейболу (5-9 классы);
· Участие в районной спартакиаде «Волейбол»;
· Участие в турнире по мини-футболу (районная администрация );
· Районная спартакиада по легкой атлетике (первенство школы);
· Спортивный праздник для учащихся и учителей;
· Участие в районном празднике, посвященном «Дню защиты детей»;
· Спортивно-оздоровительная работа в лагере дневного пребывания;
· Школьный смотр-конкурс по ПДД «Безопасное колесо»;
· Районный конкурс детского рисунка на противопожарную тематику.
В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя ежедневную утреннюю зарядку (продолжительность 5 минут), подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья.
В школе отсутствуют пропуски занятий физкультуры без уважительных причин. В школе работают 2 спортивные секции: «волейбол» и «футбол». 66 % учащихся посещают спортивные секции. Ниже представлены данные посещения учащимися школы спортивных секций.
Ученики школы постоянно принимают участие в районной спартакиаде учащихся и других спортивно-массовых мероприятиях Красноярского района. Сборная команда учащихся школы - постоянные призеры и победители по таким видам спорта, как волейбол и футбол. Школа является основным поставщиком кандидатов и членов сборной команды района по волейболу. По итогам районных соревнований: второе место в соревнованиях по футболу, первое место у юношей и второе место у девочек в соревнованиях по волейболу, третье место в осеннем кроссе (среди основных школ района) и третье место в соревнованиях по баскетболу.
Регулярно (1 раз в четверть) проводятся дни здоровья, в которых участвуют все ученики школы с 1 по 9 классы. День здоровья проводится в форме праздника по маршрутным листам. Все ученики распределяются по командам.
Кроме того, в целях формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:
· Дни здоровья;
· Конкурсы рисунков на тему:
- «Алкоголь – яд и обман»;
- «Курить – здоровью вредить»;
- « Нет наркотикам».
· Конкурсы и защита плакатов на тему:
- «Мы против курения».
· Конкурс сочинений на тему:
- «Мы против алкоголя».
· Тематические классные часы.
Проводятся индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек. В течение учебного года была организована работа с центром психолого-медико-социального сопровождения. В нем с учащимися проводилась работа по профилактике вредных привычек и другим направлениям развития личности ребенка. По результатам работы составлены заключения о том, что у учащихся школы продуктивная мотивация, позитивное эмоциональное отношение к учению, а интеллектуальное развитие соответствует среднему уровню. В центр направлялись учащиеся 5-9 классов.
Работа с родителями построена в форме проведения родительских собраний по темам:
- «Алкоголь - яд и обман» - (отв. Матвеева Е.И.);
- «Проблема здоровья детей» - (отв. Мещерякова Л.А. и
Алексеева Л.С.);
- «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь
совершали. Как сохранить здоровье ребенка?» -
(отв. Леонтьева М.С.);
- «Режим дня и его значение» - (отв. Мещерякова Л.А. и
Алексеева Л.С.);
- «Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за
ними?» - (отв. Гулевская В.А.);
- «Наркомания. Что о ней нужно знать?» - (отв. Гулевская Е.А.).
Программа «Здоровье» реализуется в школе уже на протяжении нескольких лет. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. В целях своевременного выявления физиологических отклонений в организме ребенка ежегодно проводится медицинское обследование детей на базе школы. Сравнительный анализ результатов медицинского обследования показал, что произошло снижение процента учащихся страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта и органов дыхания, но возрос процент учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (плоскостопие).
В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством воспитания в сознании поведении человека закладываются основные социальные нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Жизненные цели и ориентация на ценности закладываются, главным образом, в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит у старшеклассников преимущественно в социальной среде, образуемой школой. Проблемы в социальной адаптации школьников в значительной степени обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями и требованиями социальной среды в школе и вне школы.
Социальная адаптация учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. Эта проблема наиболее актуальна в выпускном классе в связи с целым комплексом причин:
1. Необходимость профессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своего жизненного пути, определение планов и перспектив.
2. Расширение значимых социальных связей вне школы, которые могут вступать в противоречие с требованиями школы.
3. Возрастание роли личностного общения и способность выполнять различные социальные функции, успешно строить отношения с коллективом, с семьей.
В 2008-2009 учебном году продолжена работа по повышению степени социальной адаптации выпускников школы.
Основным этапом работы в этом направлении являлось развитие творческой активности школьников. Результаты контроля показали, что в школе налажена внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих интересов и наклонностей учащихся. Воспитательная система школы обеспечивает формирование потребностей в творческой деятельности через классные и общешкольные мероприятия. Традиционными для школы стали такие коллективные творческие дела, как «Осенний бал», «Новогодний бал», «День Учителя», «Вечер встречи выпускников», месячник спортивно-патриотической работы «Служу Отечеству», месячник по Правилам дорожного движения, «День Победы». На протяжении января-февраля 2009 года была проведена большая работа педагогами и учениками школы по сбору материала для оформления стендов, посвященных юбилею школы и вечеру встречи выпускников.
Анализ посещения классных мероприятий и результатов анкеты по изучению эффективности воспитательной работы, проведенной с учащимися и педагогами школы, показал следующие результаты:
· классные мероприятия по развитию творческих способностей учащихся проводятся регулярно, при этом используются различные формы работы: классные часы, беседы, круглые столы, вечера и т.д.
· занятость учащихся 1-9 классов в классных мероприятиях составляет 95%, в общешкольных 95%, в целом по школе 95%, что на 12% выше, чем в прошлом году.
Деятельность школы по работе с классными руководителями осуществлялась посредством работы методических объединений (МО) классных руководителей, проведения открытых классных мероприятий, создания «копилки» интересных педагогических идей, анкетирования педагогов, проведения консультаций для классных руководителей.
На МО классных руководителей в течение года были рассмотрены следующие темы:
1. Каковы психолого-педагогические особенности воспитания в основной школе и общая характеристика подросткового возраста?
Докладчик:Гулевская Е.А.
2. Система работы классного руководителя с родителями учащихся.
Докладчик:Леонтьева М.С.
3. Технология построения отношений в школе на основе доверия, взаимопонимания, ответственности.
Докладчик:Матвеева Е.И.
4. Исследование эффективности педагогических технологий и методик применительно к конкретному ребенку.
Докладчик:Музякова Л.М.
5. Развитие способности ребенка к самоопределению, самореализации.
Докладчик:Мещерякова Л.А.
6. Разнообразные формы и методы работы классного руководителя
Докладчик:Алексеева Л.С.
Основная работа школы с родителями заключается в ознакомлении родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, психолого-педагогическом просвещении, вовлечении родителей в совместную с детьми деятельность, корректировке воспитания в семьях отдельных учащихся и организации работы с родительским активом. В течение года проводились общешкольные и классные родительские собрания, индивидуальные консультации для родителей. Осуществлялась совместная работа с родителями по формированию профнамерений учащихся. Родительский комитет школы принимал активное участие в работе школы, в том числе в проведении «субботника» и работе на пришкольном участке.
В 2008-2009 учебном году учащиеся и учителя школы принимали участие в различных мероприятиях разного уровня. На основе программы «Одаренные дети» учащиеся школы показали неплохие результаты в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок», «Кенгуру» по русскому языку и математике. Ученица 1 класса – Алексеева Таня стала лауреатом районного конкурса рисунков о космосе. Наушеев Серик - ученик 5 класса – лауреат конкурса рисунков на тему: «Помощь приходит вовремя». Также в районном конкурсе «Самый классный, классный» принимала участие учитель начальной школы – Алексеева Людмила Сергеевна, по результатам которого она получила диплом лауреата конкурса.
Занятость учащихся во внеурочное время помогает решать вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков.
В данном направлении можно отметить позитивное отношение между младшими и старшими школьниками, отсутствие подростковых групп негативной направленности. Работа школы с педагогически запущенными детьми осуществлялась совместно с РОВД, КДН, ОДН. В течение года велась работа по социальной адаптации трудных подростков. На беседу с учащимися приглашался участковый.
Особого внимания педагогов требуют 11 учащихся школы. Информация о детях, требующих особого педагогического внимания представлена в таблице.
№
п/п
Фамилия Имя
Класс
Причина
1
Глебов Сергей
4
Неполная семья (мать одиночка)
2
Тураева Оксана
4
Неполная семья (мать одиночка)
3
Наушеев Серик
5
Слабая успеваемость
4
Каракозова Настя
5
Неполная семья (умер отец)
5
Фролова Даша
6
Слабая успеваемость
6
Шерстнев Денис
7
Отклонения в поведении
7
Булатов Женя
7
Слабая успеваемость
8
Канатов Эмират
7
Социально опасное положение (неудовлетворительные условия проживания)
9
Каращенко Кристина
6
Слабая успеваемость
10
Юричев Вадим
9
Слабое здоровье
11
Акбулатова Айша
2
Неполная семья
На протяжении учебного года осуществлялись выезды учащихся в кинотеатры, музеи, цирк и т.д. С 4 по 27 июня на территории школы работал оздоровительный лагерь дневного пребывания. Посещали 34 ученика школы.
19 учеников из малообеспеченных семей.
С 1 июня по 25 августа летнюю трудовую практику проходили учащиеся с 4 по 8 классы, согласно составленного графика.
Выводы:
1. В школе создан благоприятный психологический климат для развития творческой активности учащихся, формируется позитивное отношение к урочной и внеурочной деятельности.
2. Воспитательная система школы обеспечивает разнообразные потребности школьников в творческой деятельности через классные, общешкольные мероприятия, но отсутствует система дополнительного образования. Из-за проблем финансирования в школе работает всего лишь 2 спортивные секции.
Рекомендации:
1. Активизировать работу по реализации программы «Лидер».
2. Повысить мотивацию творческой активности учащихся начальной школы через систему классных мероприятий.
3. Организовать активный отдых во время перемен.
4. Совершенствовать работу с детьми «группы риска» и неблагополучными семьями.
5. Рассмотреть возможность работы ТО через совместную работу с ДЮЦ.
6. Рассмотреть возможность дальнейшей работы с центром психолого-медико-социального сопровождения.
7. Классным руководителям составить план проведения в течение года объединенных классных часов.
8. Классным руководителям рассмотреть возможность проведения объединенных родительских собраний.