Обобщающий урок по теме «Млекопитающие. Роль. Значение»
Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Млекопитающие», выяснить роль млекопитающих в природе и жизни человека, влияние человека на млекопитающих.
Задачи урока:
- Образовательные – обобщить и расширить знания учащихся о роли млекопитающих в природе и жизни человека, выяснить влияние человека на видовой состав и численность млекопитающих.
- Воспитательные – сформировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе.
- Развивающие – развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету.
Оборудование.
Таблицы по охране животных, рисунки по нервной и кровеносной системе хордовых, карточки с разноуровневыми заданиями, материал кабинета, видеокассета.
Методы и приёмы.
Работа с карточками, с книгой (самостоятельная работа), парная форма работы, индивидуальный опрос у доски, беседа, использование элементов проблемного обучения, работа с техническими средствами обучения, использование игровой технологии.
I. Организационный момент.
II. Повторение и обобщение изученного.
Учитель: Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека. Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их.(запись числа, темы урока в тетрадь)
При изучение представителей каждого класса, мы говорили о характерных особенностях. А какими характерными особенностями обладают млекопитающие, что их отличает от других классов царства животные.1. Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.
- Перечислите черты строения, которые характерны для млекопитающих животных.
Работа с учебником стр. 246
2. (На доске записаны группы животных найдите среди них представителей класса млекопитающие).
выдра
|
гепард
|
зубр
|
зебра
|
лось
|
дельфин
|
косатка
|
осетр
|
утконос
|
лангуст
|
ондатра
|
речной рак
|
3) Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку Вы его выбрали:
а) тюлени, кошки, морские львы, моржи (тюлени, морские львы, моржи – отряд Ластоногие, а кошки – отряд Хищные);
б) лошади, зебры, олени, носороги (олени – отряд Парнокопытные, а остальные – отряд Непарнокопытные);
в) олень, белый медведь, куропатка, верблюд (1 способ – куропатка-птица, а остальные-звери. 2 способ – верблюд, все остальные обитают в ЯНАО).Учитель:
Внутреннее строение млекопитающих также как и внешние имеет свои характерные особенности. Особенно они чётко выражены в строение кровеносной, нервной, опорно-двигательной системах. Какие это особенности?. Ответим на вопрос, выполнив задания по карточкам.
4. Работа по карточкам.
К 1) Используя таблицу «Строение головного мозга» Сравните строение головного мозга пресмыкающихся и млекопитающих.
К 2) Используя таблицу «Строение кровеносной системы»Сравните особенности кровеносной системы пресмыкающихся и млекопитающих.
К 3). Используя, скелеты пресмыкающегося и млекопитающего найдите отличительные особенности.
Учитель: Мы с вами знаем, что млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся. Ребята, а вот чем скелет пресмыкающегося, отличается от млекопитающего, и каковы черты сходства мы выясним, выполнив задания на компьютере.
5. Работа учащихся на компьютере.
Лабораторный практикум по биологии. Пресмыкающиеся задания №2,3,6
Млекопитающие №2,3,6,7,12. 6.
Работа с заданиями презентации №2,5,6,97.
Итоговый тест
1.
|
Туловище млекопитающих высоко поднято над землёй благодаря:
|
|
а) удлинённым конечностям
|
|
б) расположению ног под туловищем
|
|
в) большему, чем у пресмыкающихся и земноводных, числу отделов в передних и задних конечностях.
|
2.
|
Шерстный покров тела млекопитающих состоит:
|
|
а) у всех млекопитающих из ости и подшерстка
|
|
б) у одних видов из ости, у других из подшерстка
|
|
в) у одних видов млекопитающих из ости, у других из ости и подшерстка, у третьих из подшерстка.
3.
|
Ушные раковины имеют:
|
|
а) все млекопитающие
|
|
б) все млекопитающие, за исключением постоянных обитателей морей и океанов
|
|
в) все млекопитающие, за исключением видов, ведущих водный и подземный образ жизни.
|
|
Учитель: Ребята, давайте представим на минуту, что млекопитающих не стало. Смогли бы мы обойтись без млекопитающих? (Ответ).
А какова роль их в природе? Чтобы ответить на вопрос необходимо выполнить задание. Выберите правильные утверждения. Номера правильных утверждений записать на доске.
1. Млекопитающие регулируют рост и развитие растений.
2. Регулируют численность других животных.
3. Выполняют роль санитаров.
4. Служат основным источником пищи для других животных.
5. Образуют пищевые связи.
6. Поедают множество насекомых.
7. Служат добычей птиц и пресмыкающихся.
8. Служат пищей для человека
Учитель: Я перед выполнением предыдущего задания предложила Вам представить, что млекопитающие вдруг исчезли. А такое может быть в действительности? ( Да, может..)
Учитель: Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? (Беседа). Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу. Давайте познакомимся более подробно с образом жизни некоторых животных России занесенных в Красную книгу. Для этого просмотрим видеоматериал об этих удивительных животных.
Просмотр видеоматериала.
Ребята, как вы думаете, что стало причиной их истребления.
III. Итоги урока: Работа с заданиями презентации зад №1
Итог урока.
|
На: Открытый урок по биологии в 7 классе
Спасибо ! Урок понравился ! Интересно построен и большое разнообразие форм работы с учащимися.
Творческих успехов!
Ашурова Г.Т.
На: Открытый урок по биологии в 7 классе
На: Открытый урок по биологии в 7 классе
Замечательный урок, прочла и все интересно построено
На: Открытый урок по биологии в 7 классе
На: Открытый урок по биологии в 7 классе
Здравствуйте, уважаемые коллеги. А где этот урок, презентационный вариант , мне тоже интересно посмотреть, так как я тоже учительница биологии...
С уважением, Алмаз Хасрет
На: Открытый урок по биологии в 7 классе
Сформулированы цели и задачи урока
Использованы различные виды деятельности учащихся и различные задания
Применяются новые технологии обучения: Использование компьютера каждым учеником, приемы игровой технологии и проблемного обучения, презентация.
Актуализация знаний и итоговый контроль. Урок очень насыщен, информативен, и по - моему, проводится в очень быстром темпе. Теги подобраны по теме урока. Можно ограничится одним тегом - Млекопитающие