Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Непроизносимые согласные в корне слова

Submitted by Марина Викторовна Дорофеева on чт, 24/09/2009 - 18:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дорофеева М.В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 2
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Цель урока: 
Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Тема:Непроизносимые согласные в корне слова
 
Цели:Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи:
Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели (первый уровень коммуникативной компетентности); орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.
 
Оборудование: 1. Наборное полотно
                              2. Карточки со словами: «со…це», «чуде…ный», «радо…ный»
                              3. Карточка № 1 на каждую парту
                              4. Карточка-помощница
                              5. Карточка № 2 каждому ученику
Ход урока:

Технологические
этапы
 
Деятельность учителя
 
Деятельность учеников
I. Организация внимания
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой!
 
 
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
II. Актуализация ранее изученного
- С правописанием, каких орфограмм мы познакомились на прошлых уроках?                           
                                                                                                      
 
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с орфограммами в корне слова.
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
 Модельный ответ:
·        Повторить
·        Узнать
·        Научиться
 
 
- Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вы должны выполнить задание на карточках, которые лежат у вас на столах. (Карточка № 1)
Проверка
 

Море – морской, лист – листва, вяжет – вязание,
                                                              
- С правописанием безударной гласной в корне слова.
- С правописанием парных согласных в корне слова.
 
 
- Повторить уже имеющиеся у нас знания и умения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слов.
- Узнать о новой орфограмме в корне слова.
- Научиться применять полученные знания
 
 
 
 
рыба – рыбка, паруса – парус.
                                    
Инструмент проверки:
Полный ответ, опора на знания.
 
У кого все правильно, тот на полях карандашом ставит знак «+», у кого есть хотя бы одна ошибка ставит знак «-».
 
III. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию
На доску вывешивается картинка солнышка.
- Что это?
- А когда светит солнце, то день бывает  (вывешиваются карточки со словами)
 «со…це», «чуде…ный», «радо…ный»
- Какие буквы надо вставить в эти слова?
(Учитель на доске фиксирует ответы детей.)
    Сонце      чудестный     радосный
    Солнце    чудесный       радостный
- Получились разные варианты написания данных слов.
- Как же определить, какой из вариантов правильный?
- Какое затруднение возникло при написании этих слов?
 
 
- В этих словах звуки «пропадают», когда мы их произносим. Такие звуки  в русском языке называются непроизносимыми.
- Какова тема нашего урока?                                     
 
- Чему мы должны научиться на уроке?
 
 
- Солнце
 
 
 
Высказывания детей
 
 
 
 
 
Высказывания детей
 
- В этих словах неясно написание согласных звуков, которые пропадают. А мы знаем только правописание парных согласных.
 
 
 
- Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
- Научится сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными.
- Научиться писать слова с непроизносимыми согласными.
 
IV. Поиск решения проблемы
Выдвижение гипотезы
- Сейчас вы объединитесь в группы по четыре человека и поработаете с карточками-помощниками.
- Но сначала вспомните, как вы будете работать в группах?
- Работаете по алгоритму, данному в карточке.
- Что вы заметили? (публичное выступление)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Почему непроизносимый согласный стал слышаться четко?
- Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова.
 (Публичное выступление)
 
 
 
 
 
 
 
- Данные слова являются однокоренными.
- В первом столбике находятся слова, которые требуют проверки, т. к. в них не четко слышатся непроизносимые согласные.
Во втором столбике находятся проверочные слова, т.к. непроизносимые согласные в них слышатся четко.
- После него стоит гласная буква.
V. Физми-
нутка
 
 
VI. Проверка гипотезы
- Давайте попробуем объяснить правописание слов на доске.
«со…це», «чуде…ный», «радо…ный»
- Что надо сделать со словом солнце?
 
 
- Найдите такое слово.
- Кто подобрал другое слово?
- Запишите в тетрадь:
Солнышко – солнце, чудеса – чудесный, радость – радостный.
- Прочитайте правило на стр. 114.
- Какая пара слов лишняя?
- Почему?
 
 
 
 
- Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.
Солнышко
Солнечный
 
 
 
 
- Чудесный
- Потому, что в нем можно написать лишнюю букву.
 
VII.  Первичное закрепление усвоенных знаний
 
Упражнение № 3 или № 5
Выполняется по заданию учебника.
 
Проверка
 
 
 
 
У кого все правильно, тот на полях карандашом ставит знак «+», у кого есть хотя бы одна ошибка ставит знак «-».
 
VIII. Рефлексия
- Какие задачи стояли перед нами на уроке?
- Как вы думаете, мы достигли своей цели?
- На полях начертите оценочную линеечку.
- Оцените свою работу на уроке по данной линеечке.
- Поднимите руку, у кого крестик стоит на самом верху?
(Далее вопрос задается тому ребёнку, который не поднял руку)
- Что у тебя сегодня не получилось?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IX. Домашнее задание
 
Стр. 114-115, № 4 (Инструкции по выполнению)
Правило
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
Карточка № 1
Задание:
Вставь пропущенную букву в слове. Докажи правильность своего выбора. Слова запиши в тетрадь.

Прочитай

 
Запиши
Проверь
 

 

 
 

м . рской
л . ства
в . зание
ры . ка
пару .
 
 
Карточка- помощница
Задание:
·    Внимательно рассмотрите пары слов.
·    Определите одинаковую часть в словах.
·    Определите, в какой части слова находится непроизносимая согласная.
·    Определите, в каком слове эта буква не произносится, а в каком слышится четко.
 
Честный – честен
Опасный – опасен
Сердце – сердечко
Звездный – звезда
 
 
Карточка № 1
Задание:
Вставь пропущенную букву в слове. Докажи правильность своего выбора. Слова запиши в тетрадь.

Прочитай

 
Запиши
Проверь
 

 

 
 

м . рской
л . ства
в . зание
ры . ка
пару .
 
 
Карточка- помощница
Задание:
·    Внимательно рассмотрите пары слов.
·    Определите одинаковую часть в словах.
·    Определите, в какой части слова находится непроизносимая согласная.
·    Определите, в каком слове эта буква не произносится, а в каком слышится четко.
 
Честный – честен
Опасный – опасен
Сердце – сердечко
                Звездный – звезда
 
 
Карточка № 1
Задание:
Вставь пропущенную букву в слове. Докажи правильность своего выбора. Слова запиши в тетрадь.

Прочитай

 
Запиши
Проверь
 

 

 
 

м . рской
л . ства
в . зание
ры . ка
пару .
 
 
Карточка № 1
Задание:
Вставь пропущенную букву в слове. Докажи правильность своего выбора. Слова запиши в тетрадь.

Прочитай

 
Запиши
Проверь
 

 

 
 

м . рской
л . ства
в . зание
ры . ка
пару .
 
 
 
 
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
 
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 2
Со . нце, 
чудес . ный, 
радос . ный
 
 
Карточка № 1
Задание:
Вставь пропущенную букву в слове. Докажи правильность своего выбора. Слова запиши в тетрадь.

Прочитай

 
Запиши
Проверь
 

 

 
 

м . рской
л . ства
в . зание
ры . ка
пару .
 
 
Карточка- помощница
Задание:
·    Внимательно рассмотрите пары слов.
·    Определите одинаковую часть в словах.
·    Определите, в какой части слова находится непроизносимая согласная.
·    Определите, в каком слове эта буква не произносится, а в каком слышится четко.
 
Честный – честен
Опасный – опасен
Сердце – сердечко
                Звездный – звезда
 
 
Карточка № 1
Задание:
Вставь пропущенную букву в слове. Докажи правильность своего выбора. Слова запиши в тетрадь.

Проверь

 
Запиши
Прочитай
 

 

 
 

м . рской
л . ства
в . зание
ры . ка
пару .
 
 
Карточка- помощница
Задание:
·    Внимательно рассмотрите пары слов.
·    Определите одинаковую часть в словах.
·    Определите, в какой части слова находится непроизносимая согласная.
·    Определите, в каком слове эта буква не произносится, а в каком слышится четко.
 
Честный – честен
Опасный – опасен
Сердце – сердечко
                Звездный – звезда
 

 
 
Краткое описание: 
 Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.  Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели (первый уровень коммуникативной компетентности); орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.  Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.
Прикрепленный файл Size
Урок.ppt 2.28 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн