Региональная программа Ярославской области для 9 класса по предмету «Искусство» «Музыка в формировании духовной культуры личности»
Составители:
Томчук С.А., Ярославский
институт развития образования,
Фалетрова О.М., ЯГПУ
им. К.Д. Ушинского
Актуальность пособия обусловлена потребностями учебных заведений в новом содержании и организации процесса музыкального образования в старших (девятых) классах основной общеобразовательной школы.
Музыкальное образование – одно из направлений общей системы образования школьников. Музыкальное искусство обладает богатейшими возможностями воздействия на духовный мир личности. Уроки музыки являются важным средством эстетического воспитания и общего развития личности, способствуют воспитанию у школьников любви к музыке, художественного вкуса, развитию их способностей.
На уроках музыки в 9 классе основной акцент необходимо делать не только на осмыслении учащимися закономерностей развития музыкального искусства, его жанровой, интонационно-стилевой основы, хотя эти вопросы по-прежнему остаются в поле зрения педагога и учащихся. Внимание учащихся должно быть направлено на осмысление значения музыки в саморазвитии, самосовершенствовании человека, в формировании его духовной культуры. Поэтому музыкальный материал в 9 классе должен быть хорошо знаком ученикам по прошлым годам обучения. Вместе с учителем и с помощью любимой, хорошо знакомой музыки подростки будут находить ответы на актуальные для себя вопросы «Чем я отличаюсь от других людей?», «Чего я хочу от жизни?», «Какой я человек?» и т.д.
Таким образом, музыка будет помогать решать проблему самоопределения подростков. С помощью проблемных вопросов, используя жизненную ситуацию создания музыкального произведения и психологическое состояние композитора, учитель моделирует проблемную ситуацию на уроке. Восприятие музыки в 9-ом классе должно проходить через осознание «психологического подтекста» ситуаций, породивших то или иное произведение (так как жизнь и творчество композиторов неразрывно связаны). Тогда предметом последующего анализа будут не абстрактная песня, пьеса, этюд, тема из симфонии, а произведение-ситуация, глубоко и реально пережитая подростком. Процесс осознания личностно-значимых переживаний станет вершиной урока и будет в полной мере способствовать духовному росту учащихся.
Ученики должны усвоить закономерность: жизненная ситуация, рождающая музыкальное произведение → психологическое состояние композитора → комплекс музыкально-выразительных средств, создающий музыкальный образ → рефлексия. При анализе и обобщении прозвучавшей музыки необходимо обращать внимание учащихся на жизненное содержание музыки, на ее жанровые и стилистические особенности, на те чувства, музыка, которые вызвала в слушателях.
Методические рекомендации по преподаванию курса
«Музыка в формировании духовной культуры личности»
Пояснительная записка
Курс «Музыка в формировании духовной культуры человека» проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004) в 1 полугодии. В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный курс является обобщающим по отношению к предмету «Музыка» и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету «Мировая художественная культура».
Основная цель курса – формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры.
В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи.
· Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;
· Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства.
· Установление взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
· Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки.
· Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства.
· Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения.
· Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности.
Содержание данного курса основано на материале раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, рекомендованного для изучения в 9 классе («Вестник образования России» – №13. – 2004. – С. 50).
Структура курса основана на блочно-модульной системе и включает следующие разделы: предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве; своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока; специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств.
Содержание курса реализуется на основе следующих методов: проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод обобщения, метод проектов.
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы рефераты и доклады по творчеству композиторов, практикумы по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления, музыкальные викторины и т.д.
В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания по следующим обобщающим темам: «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего», «Искусство как система образных языков», «Человек в мире искусства», «Искусство XXI века» и т.д. По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой учащихся. В проекте могут использоваться факты биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
·cпецифику музыки как вида искусства;
· значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
· возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
· стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;
уметь:
· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
· устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
· размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
· выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.
Учебно-тематический план курса
«Музыка в формировании духовной культуры личности»
№
п/п
Тема урока
К-во час.
I
Введение
1
1
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности
1
II.
Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве
4
2
Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха
1
3
Отражение темы жизни и смерти в музыке
1
4
Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков
1
5
Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях В. Шекспира, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского
1
III
Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока
6
6
Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств
1
7
«Золотой век» русского искусства
1
8
А.С. Пушкин и русская музыка
1
9
Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века
1
10
Западная музыкальная культура
2
IV
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств
5
12
Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства
1
13
Родство лирических образов русских композиторов и художников
На: Региональная программа Ярославской области для 9 класса по п
Светлана Алексеевна, спасибо за материал, он будет полезен нашим коллегам!!!
С уважением, Антонина Александровна