3.Раздаточный материал (морковь, помидор, петрушка, лук, семечки).
4.Разрезные карточки и иллюстрации с овощами, фруктами, полевыми культурами.
5. Карточки для самостоятельных работ.
Ход урока.
1. Организационный момент
Дети рассажены на 5 групп. Выбор капитанов.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
На какие две группы можно поделить животных?
Какие животные относятся к диким, а какие к домашним?
Расскажите о своих исследованиях домашних животных.
Отгадайте загадки:
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)
Четыре четырки, две растопырки, а седьмой – вертун. (Корова.)
К какой группе относятся эти животные? (Птицы и звери, домашние животные.)
Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встает, туда он и глянет. (Подсолнечник.)
Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста.)
Сидит дед – во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
Что мы узнаем на уроке?
3. Совместное открытие новых знаний.
Каких животных разводят люди для получения продуктов питания?
Для чего еще разводят животных?
На прошлом уроке мы узнали, от кого произошли собаки. Уточните. (От волков.)
Как вы думаете, от кого произошли коровы? (От быка тура.)
Свиньи? (От кабанов.)
Лошади? (От диких лошадей.)
Кошки? (От диких кошек.)
Но в природе диким животным приходится трудно. Главная проблема – им надо найти пищу или приспособиться к тому, что ее долго не будет.
Как животные приспосабливаются к трудным условиям природы? (Медведь)
Некоторые животные приспосабливаются к тому, чтобы их не съели другие хищники. Какие животные и как это делают? (Заяц – длинные уши, ноги, смена окраски.)
Нужно животным и приспособиться и к смене погоды: зимой холодно, летом – жарко. Как животные к этому приспосабливаются? (Линька.)
Вывод:«В природе диким животным надо самим заботиться о себе и своём потомстве.»
Когда у диких животных появляются детеныши? (Весной, в то время, когда достаточно пищи.)
А заботу о домашних животных взял на себя человек.
Чем питается корова? (Травой.)
А в зимнее время, когда на пастбищах нет травы? (О животных заботятся люди. Чтобы у коров круглый год был корм, люди заготавливают сухую траву – сено, в хранилища закладывают картофель, морковь, свеклу, зерно.)
Где содержатся животные, как устроен дом, в котором они живут? (Животноводческая ферма.)
Здесь в ряде длинных помещений расположены коровники. Для каждой коровы отведено место – стойло. К стойлу подведены автопоилки и кормушки. Коров доят с помощью электродоилок. За коровами смотрят доярки, за их здоровьем следят врачи - ветеринары, поэтому коровам не надо менять цвет шерсти, не надо запасать корм, ведь за ними ухаживает человек.
Почему человек ухаживает за коровами?
Какую пользу приносят коровы?
Молоко в специальных цистернах привозят на молокозавод. Что там из него получают? Некоторых коров забивают на мясо, рога и копыта идут на изготовление клея, из рогов умельцы делают украшения.
Фронтальная работа с учебником с. 66-67.
Но человек научился изобретать разные машины, многие из которых заменили животных.
Труд каких домашних животных заменили машины? (Лошади, собаки, петухи.)
Может быть домашние животные уже не нужны? (Нет.) Ни одна машина не может давать молоко как … (Корова)
Ни одна механическая игрушка не может стать таким другом, как … (собака.)
Как называют детенышей домашних животных?
Какую еще пользу приносят животные человеку? Карточка 1.
В какое время года домашние животные появляются? (В любое, зависит от человека.)
В чем отличие от диких животных? (У домашних достаточно пищи.)
4. Самостоятельное применение знаний.
Работа в группах. Заполните таблицу.
Название домашнего животного
Где содержат
Чем кормят
Какую пользу приносит человеку
5. Совместное открытие новых знаний.
Давайте разгадаем кроссворд «Что и где растет?».
Какие три группы растений мы выделили?
Работа по картине.
Физкультминутка (работа с раздаточным материалом).
Посмотрите на свои карточки, встаньте те у кого что-то растет в огороде, в саду, в поле. Изобразите.
6. Самостоятельное применение знаний.
Практическая работа.
Морковь, лук, петрушка, помидор, семочки.
Название
Какая часть растения съедобна
Форма
Окраска
Вкус
7. Итог урока.
- Что узнали нового?
Человек не может обойтись без растений и животных, живущих рядом с ним. Они помогают ему жить. Но и человек должен заботиться о животных и растениях, которые он приручил.
8. Творческое домашнее задание.
Провести научное исследование и выяснить, пища из каких растений съедена сегодня.