Разработка урока по физической культуре «Умей управлять собой»
Размещено: Мария Бековна Мулдагалиева - вт, 08/09/2009 - 11:52
Разработка урока по физической культуре
«Умей управлять собой»
(урок ориентирован на учащихся 10-11 класс, девушки)
Пояснительная записка
Урок по материалу раздела «Гимнастика с основами акробатики», проведенный на базе 11 класса имеет цель – развитие координационных и кондиционных способностей.
Уровень физической подготовленности учащихся:
средний – 17 человек,
ниже среднего – 3 человека.
Из 20 обучающизся: 12 занимаются в основной группе, 8 отнесены по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе (диагнозы: ВСД, гастродуоденит, нарушение осанки).
Количество занимающихся– 15 чел.
Временно освобожденные – 5чел.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: по гимнастике
Тема урока: «Умей управлять собой»
Проблема:
§умение владеть своим телом в пространстве и сохранять равновесие
§умение контролировать каждое свое движение
§чувствовать любую частичку своего тела
§подчинять разуму работу определенной мышечной группы
§гармония, красота, пластика
Цель урока: развитие координационных и кондиционных способностей.
Задачи урока:
1.Оздоровительные:
а)Закрепление навыков правильной осанки
б)Развитие координационных (ритм, равновесие, ориентирование в пространстве) и кондиционных способностей (силы, гибкости).
2.Образовательные:
а)Разучить комбинацию упражнений в равновесии;
б)Закрепление: акробатической комбинации,
комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой;
в)Совершенствовать поворот кругом в движении;
3. Воспитательные:
Построение в 1 шеренгу.Команды «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!»; Приветствие. Постановка проблемы. Сообщение цели и задач урока.
Задание освобожденным.
2мин.
Учащиеся, освобожденные от физической нагрузки, выполняют сегодня теоретическое задание. А Чащина Дарья и Исмаилова Севинч оказывают вам методическую помощь на акробатике и дополнительных заданиях. «Направо!» «Налево бегом марш!»
2
Бег слабой интенсивностью по залу в колонне по 1
15сек.
Бежать спокойно. Следим за дыханием.
3
Бег с вращением рук вперед в плечевых суставах
15сек.
Руки в кулак, бежим вращая руками.
4
Бег приставными шагами:
левым боком,
правым боком
10сек.
10сек.
Приставными шагами левым боком марш! Правым боком!
5
Бег спиной
10сек.
Спиной - марш!
6
Бег с высоким подниманием бедра
15сек.
С высоким подниманием бедра – марш!
7
Бег с захлестом голени .
15сек.
С захлестом голени – марш!
Шагом!
8
Ходьба на носках руки на поясе.
15сек.
Прямые ноги, смотрим вперед, следим за осанкой.
9
Ходьба на пятках руки за голову.
15сек.
Локти развести, спина прямая.
10
Общеразвивающие упражнения в движении
а)
И.п. – руки перед грудью
1- 2 – рывки руками перед грудью.
3- 4 – отведение рук в сторону.
15 сек.
«Руки перед грудью ставь!» Отведение рук. Руки держать на уровне плеч.
б)
И.п. – левая рука вверх.
Смена положения рук на каждый шаг
15 сек.
Следим за осанкой, руки прямые.
1
2
3
4
11
Ходьба в колонне по1 и раздача скакалок по ходу движения
30 сек.
Получив скакалку, скакалку сложить вчетверо, взять в правую руку.
12
Перестроение из колонны по 1 в 4 шеренги.
30 сек.
«Направляющий на месте» «Класс, стой! Налево! «На первый - четвертый рассчитайсь!». Первые на месте,вторые на 2,третьи на 4, четвертые на 6 шагов вперед «марш»!
13
Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой.
6,5 мин.
Учитель: «Организатор Сукиасян Кима. Не торопись, Кима, называй исходные положения каждого упражнения, исправляй ошибки, оказывай методическую помощь.
Упр№1
И.п. - стойка ноги врозь, скакалкавнизу.
1 – подняться на носки, скакалкувверх.
2 –опуститься на стопу, скакалку на лопатки.
3 – подняться на носки, скакалку вверх.
4 – и.п.
4 – 6 повт
Скакалку сложенную вчетверо держать хватом сверху за концы.
И.п. – широкая стойка ногиврозь, скакалка на лопатках.
1 –наклон, впередпрогнувшись, скакалка вверх.
2 –и.п.
6-8 повт.
Спина прямая, смотрим вперед.
Упр.
№9
И. п. – широкая стойка ноги врозь,скакалка вверху.
1 – глубокий наклон вперед.
2 – и.п.
3 – наклон назад, прогнуться.
4 – и.п.
4-6 повт.
Колени не сгибать.
Упр.№10
И.п. – основная стойка, скакалкавнизу.
1 – выпад левой вперед, скакалка вверху.
2 – и.п.
3 – выпад правой вперед, скакалка вверху
4 – и.п.
4-6 повт.
Выпад – глубокий. Спина прямая. Руки не сгибать.
Упр.№11
И.п. - основная стойка, скакалка налопатках.
1 – мах левой вперед, скакалка спереди.
2 – и.п.
3 – равновесие на левой, скакалка спереди.
4 – и.п.
5-8 то же правой
4-6 повт.
Контролируем осанку. Ноги прямые, тянем носок.
1
2
3
4
Упр.
№12
И.п. – основная стойка ноги врозь, скакалкавнизу.
1 – шаг левой вперед через скакалку, прогнуться.
2 – и.п.
3 – шаг правой вперед через скакалку, прогнуться.
4 – и.п.
4-6 повт.
Перенести центр тяжести на впереди стоящую ногу.
II
Основная часть.
23 мин.
1
Прыжки со скакалкой.
Измерение ЧСС.
1 мин.
Прыгают все кому можно. Подготовительная группа до первого свистка (30 сек), 2-ой свисток – заканчивает основная группа (45 сек). Затем измеряем пульс. Результаты после восстановления.
2
Перестроение в колонну по одному. Восстановление (ходьба по кругу) Построение в 1 шеренгу. Измерение ЧСС. Сообщение учителю результатов 1 и 2 измерения ЧСС.
2 мин.
2,3,4 номера кругом! «В шеренгу марш! «Направо» «Налево в обход шагом марш! Восстанавливаем дыхание, сдаем скакалки Чащиной Даше.
3
Показ упражнения в равновесии.
Деление класса на 2 группы – отделения.
Объяснение задания.
2 мин
Показывает упражнения Овсенян Ани.
4
Работа по отделениям.
18 мин.
1. Отделение
Комбинация упражнений в равновесии.
Продольно.
- сед углом
- равновесие
- ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра
- упор, стоя на одном колене, руки на пояс
- полушпагат, руки в стороны
- прыжком упор присев
- вставая, наклон вперед
- ходьба: мах высокий, шаг
9мин.
Методическая помощь – учитель.
Руки хватом снизу.
Смотреть вперед, контролировать осанку.
Нога прямая, тянем носок.
1
2
3
4
короткий, руки на пояс
- присед
- поворот в приседе на 180°
- приставные шаги с подскоком
Поперек.
- приставные шаги вправо (влево), руки на пояс
- соскок прогнувшись
Поворот через левое плечо, правая впереди.
Тянем носок, нога прямая, следим за осанкой.
Колени не сгибать, руки вверх, прогнуться.
а)
Разучить комбинациюупражнений в равновесии на полу.
Посменно.
б)
Дополнительное задание №1.
Поднимание и опускание согнутых ног до положения прямого угла на гимнастической стенке.
10- 15
раз
Хват руками снизу, поднять ноги и медленно опустить.
в)
Разучить комбинациюупражнений на гимнастической скамейке и бревне.
Поочередно.
1-2
раза
Подготовительная группа разучивает на скамейке, пользуясь карточкой и помогая друг другу. Основная группа разучивает со мной на бревне. Выполнив комбинацию, идем на дополнительное задание №2.
г)
Дополнительное задание№2
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях.
7-20 раз
Руки сгибать полностью, грудью касаться пола.
д)
Построение в 1 шеренгу.
Смена мест занятий
30 сек.
В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!».
2. Отделение.
Акробатика.
9мин.
Методическую помощь вам оказывает Исмаилова Севинч.
а)
«Складной нож» из и.п. лежа на спине поднять туловище и ноги и согнуться в тазобедренном суставе – фронтально.
7-10 раз
Носками ног касание за головой.
б)
Закрепление акробатическойкомбинации.
Кому нельзя выполнять акробатические элементы, делают только связку из 5 упражнений
1
2
3
4
И.п.- основная стойка руки в стороны.
- мах левой (правой) вперед
- согнуть левую (правую) подтянуть к груди, руки назад
- махом левой (правой) назад - равновесие
- выпад левой (правой) вперед, руки в стороны
- мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги
- основная стойка – упор присев
- два кувырка вперед в упор присев
- стойка на лопатках
в начале комбинации, плюс дополнительные задания
Нога прямая, тянуть носок.
Колено выше.
Прогнуться, тянуть носок.
Глубокий выпад.
Прямая нога, носок тянуть.
Группироваться.
Тянуть носок.
- касание носками ног за головой, руки вдоль туловища
- перекат в упор присев
- кувырок назад в полушпагат руки в стороны
- сед, левая (правая) в сторону
- наклон к ноге
- сед ноги врозь – наклон вперед
- сед ноги вместе – наклон вперед
- сед в упоре сзади – ноги скрестно
- сед углом
Посменно
Поочередно
1-2 раза
1 раз
Следим за осанкой.
Ноги прямые, носки тянуть.
в)
Дополнительное задание:
- приседания руки за голову
- сгибание и разгибание рук в упоре сзади
10-15 раз
10-15 раз
Методическую помощь оказывает Чащина Дарья.
Спина прямая, пятки от пола не отрывать, локти развести.
Руки сгибать полностью, не касаться пола.
1
2
3
4
г)
Построение в 1 шеренгу.
Смена мест занятий
1 мин
В одну шеренгу «Становись!». «Направо!».Налево в обход «марш!».
III
Заключительная часть.
5 мин.
1
Построение в одну шеренгу, рукина пояс.
«Руки на пояс ставь! Разомкнись!»
2
Поворот кругом в движении - совершенствование
5-7раз
«Шагом, марш!» «Кругом, марш!»
3
Подведение итогов.
Оценку 5 получают наши инструкторы методисты: Чащина Дарья, Исмаилова Севинч, Сукиасян Кима.
Тесты проверю, на следующем уроке скажу оценки.
На уроке все работали отлично, благодарю за урок!…
Домашнее задание: держать уголок от 10 до 30 сек, подготовить поворот «кругом» к зачету.
Рекомендации
Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности. Оснащение учебно-спортивной базы образовательного учреждения – минимум обязательного спортивного оборудования и инвентаря.
Недостаток снарядов и оборудования можно компенсировать за счет дополнительных заданий, уменьшая время отдыха между подходами при выполнении комбинаций.
Нагрузка задается индивидуально после определения максимального теста (МТ). В зависимости от подготовленности:
половина от МТ
или четверть от МТ.
Необходимо, чтобы на уроке все учащиеся активно работали в меру своих сил и возможностей.
Девушкам, временно освобожденным от физических нагрузок, можно давать на уроках тестовые задания по теории предмета, также они могут быть активными помощниками учителя, оказывая методическую помощь своим товарищам в выполнении упражнений.
Приложение 1.Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 1
1.Здоровье – это …
а) отсутствие болезней;
б) отсутствие физических дефектов;
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
2. Основным средством физического воспитания являются:
а) естественные силы природы;
б) гигиенические факторы;
в) физические упражнения.
3. Какова структура урочных форм занятий?
а) вводная, разминочная, восстановительная части;
б) вводная, основная, заключительная;
в) организационная, самостоятельная, низкоинтенсивная части.
4. Наиболее информативным, объективным и широкоиспользуемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является…
а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких);
б) МПК (максимальное потребление кислорода);
в) ЧСС (частота сердечных сокращений).
5. Оптимальный диапазон нагрузок в занятиях с оздоровительной целью должен составлять…
а) 130 – 170 уд/мин;
б) 80 – 90 уд/мин;
в) не ниже 200 уд/мин.
6. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…
а) настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься;