Конспект психопрофилактического урока в 5 классе.
Тема: «Агрессия»
Цель урока:
• Профилактика подростковой агрессии;
• Познакомить детей с видами агрессии;
• Обучение способам выражения агрессии в приемлемой форме;
• Развитие сенсорной чувствительности;
• Развитие интереса к самопознанию;
• Учить детей видеть проблему;
Пояснительная записка.
Любое агрессивное или не соответствующее нормам поведения подростка имеет свою причину. По наблюдениям детских психологов, у двух заядлых драчунов в классе могут быть различные причины такого поведения. Один таким способом привлекает к себе внимание, а другой вымещает на
одноклассниках обиду на разведенных родителей. Оба находятся в состоянии напряжения и просто не знают другого способа справиться с этим.
Любое агрессивное поведение подростка — это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача педагогов — разобраться в причинах и помочь ребенку справиться с ситуацией социально приемлемым образом. Иногда его стоит просто услышать и понять, иногда изменить что-то в своём отношении к нему, иногда научить другим способам выражения себя.
Характерная - особенность подросткового возраста — это превращение вчерашнего ребенка во взрослого человека. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возрастает непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, что делает этот возраст трудным для родителей и учителей. За каждой внешней реакцией стоит своя психологическая причина, которую легко упустить, если ограничиться моральной оценкой поступков. Те действия подростков, которые оцениваются как «вредные», «глупые», «некультурные», имеют своё психологическое объяснение, вытекающее из особенностей данного этапа становления личности. Агрессивное поведение — это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничёния или запреты. В обществе такое поведение называется неадекватным, его цель — устранение препятствия. Подростковая агрессия делится на физическую и вербальную, т. е. ребёнок может нападать на сверстников, ломать и портить вещи или оскорблять окружающих, ругаться.
Подросткам вообще свойственно совершать рискованные необдуманные поступки, они не всегда взвешивают последствия своих действий, и их импульсивные желания могут победить здравый смысл. В подобной ситуации взрослый должен помочь ребёнку научиться контролировать свои действия.
1 этап урока ( эмоциональный настрой)
Игра « Салат» ( каждому ребёнку психолог называет любой фрукт, далее в разном порядке «фрукты» перемешиваются, образуя подгруппы)
2 этап урока
Тема « Агрессия»
Психолог просит детей подобрать ассоциации к слову агрессия.
Все предложенныё ассоциации записывает на ватмане в столбик
слева.
Теоретическое сообщение.
Агрессия - от лат. — Нападение, приступ . Синонимы агрессии - гнев, злость, ярость. Эта эмоция сформировалась у древнего человека в борьбе с дикой природой и соседними племенами за средства существования.
Слово гнев было известно на Руси с 11 века и произошло оно от заболевания «гной». В психологии сущёствуют несколько видов агрессии:
• Физическая - действия против кого-либо
• Словесная - угрозы, крики, ругань
• Косвенная - сплетни, злобные шутки
давайте сейчас с помощью теста попробуем выявить собственный преобладающий вид агрессии. ( каждому ребёнку раздаётся бланк)
- Тест ( автор Л. Монина)
1. если я разозлюсь, то могу ударить.
2. если друзья со мной не согласны, я с ними спорю.
З. когда я злюсь, хлопаю дверью.
4. я требую, чтобы люди уважали мои права.
5. в моем окружении есть сверстники, способные довести меня до драки.
6. если я злюсь, то стучу кулаком.
7. если меня кто-то ударит я всегда даю сдачи.
8. если я злюсь, то могу схватить любой предмет и сломать его.
9. если меня кто-то разозлит, я высказываю ему все и могу обозвать..
Результаты.
Физическая: 1, 5, 7.
Словесная: 2, 4, 9.
Косвенная: 3, 6, 8.
Результаты тестирования детьми не озвучивается, психолог даёт время на анализ результатов.
Игра на развитие сенсорной чувствительности.
«Агрессия бывает» (цвет, запах, звуки, прикосновения, образ, место обитания)
На ватмане (с ассоциациями) предлагается сформулировать и записать в столбик справа, проблемы агрессивного человека, можно нарисовать образно портрет агрессивного человека. На основании выявленных проблем делается вывод.
-Как вы думаете, человек способен самостоятельно справиться с данными проблемами?
-да, если будет контролировать свои эмоции и правильно выражать агрессию.
И поэтому психологи разработали специальные способы адекватного выражения агрессии, для того чтобы данных проблем стало меньше.
Способы выражения агрессии
• Метать дротики в мишень.
• Сделать стаканчик для криков.
• Таз с водой и игрушками.
• Устраивать «бой» с боксерской грушей.
• Рвать на мелкие кусочки бумагу.
• Нарисовать свою злость и зачертить ее.
• Слепить из пластилина свою злость и сломать ее.
• Представить обидчика в образе малыша( с соской, в памперсах ...)
деление класса на группы, задание:
- в группах обсудить данные способы
- придумать собственные.
З этап урока
Обратная связь:
• Чем интересен был для вас сегодняшний урок?
• Какие способы вы будете использовать?
домашнее задание:
• наблюдение за собственными проявлениями агрессии;
• совместно с родителями придумать способы, которые могут снизить уровень агрессивности ( оформить на листе
А-4).
|
На: Конспект психопрофилактического урока в 5 классе на тему: "А
Мне, как психологу очень понравился данный конспект урока. Конспект подробный, логично выстроен. Будет полезен как начинающему психологу школы, так и психологу со стажем. Конспект не загружен теоретическим материалом, много практических заданий. Спасибо за разработку.