Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Графические редакторы – проблема выбора

Автор: 
Константин Алексеевич Попов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории и методики обучения физике и информатике
Место работы: 
Волгоградский государственный педагогический университет
Контакты: 

 

 

 

 

Если в девятнадцатом веке актуальным был вопрос: «Что делать?», то в двадцать первом веке для пользователя, решившего заняться графическими работами, становится особенно актуальным вопрос: «Чем воспользоваться?» Действительно, графических редакторов существует довольно много, и каждый из них имеет свои особенности, свои наиболее оптимальные области приложения. Тем не менее, у всех графических редакторов есть одна общая сверхзадача – создание и/или редактирование графических изображений.

 

Актуальными здесь были, есть и, скорее всего, останутся проблемы выбора начальной, стартовой точки, направления развития навыков, поиск точек приложения знаний. Попытке осветить некоторые стороны данных вопросов и будет посвящена данная статья.

 

Первые шаги

 

Уже традиционно у некоторых преподавателей информатики Волгоградского государственного педагогического университета практические занятия со студентами начинаются с освоения основ работы с графическим редактором Paint.

 

Как показывает опыт, рисование в Paint хорошо развивает умение пользоваться манипулятором мышь, дает базовые навыки работы с объектами (в процессах выделения, копирования, вставки) и командами главного меню, что представляется особенно важным в свете дальнейшего изучения таких оболочек как Word, Excel, Access. Студент получает знания о свойствах вставляемых (рисуемых) объектов, о методах их изменения.

 

Но Paint хорош не только в качестве «боксерской груши». Пусть он и не обладает всем спектром возможностей современного графического редактора, тем не менее, имеет определенный набор инструментов для рисования.

 

Здесь же будущий пользователь сталкивается с первыми проблемами в работе с графическими объектами. Трудности представляет, прежде всего, определение свойств рисуемых объектов (ширина контура, цвет заливки, прозрачность), а так же и рисование кривых. Например, с некоторым трудом дается рисование кривых язычков в задании из [1]:

 

 

 

В остальном Paint представляется простой системой, назначение которой – знакомство с азами растровой графики.

 

Возможности редактирования растровой графики хорошо представлены в Photo Editor – программе, входящей в пакет MS Office и устанавливаемой или при выборочной инсталляции, или при полной установке пакета. В последних версиях MS Office Photo Editor можно найти в папке «Средства Microsoft Office» меню Программы кнопки Пуск.

 

Photo Editor является именно программой-редактором. Здесь можно только преобразовать готовое изображение, но нельзя внести какой-либо новый элемент (кроме фрагмента другого рисунка). Но, учитывая простоту оболочки, следует заметить, что Photo Editor может оказаться хорошим помощником пользователя.

 

Дело в том, что Photo Editor обладает некоторыми очень полезными функциями. В частности, есть возможность вставки содержимого буфера обмена (clipboard) в качестве нового рисунка. Данной функцией очень удобно пользоваться для обработки изображений, снятых с экрана функцией Print Screen. При этом рисунок легко обрезать, изменить разрешение, размеры, уменьшить глубину цвета от экранной (выставленной в параметрах монитора) до монохроматической.

 

Кроме того, Photo Editor обладает небольшим набором специальных эффектов (фильтров):

 

 

 

Каждый из фильтров является настраиваемым, что дает возможность для экспериментов пользователя над изображением. Например, из простейшего рисунка:

 

 

 

можно получить и рисунок карандашом:

 

 

 

и рисунок на стене:

 

 

 

Присовокупив к перечисленным возможностям еще и способность сохранения изображений в основных растровых форматах: BMP, JPEG, PNG и GIF (для GIF можно выставить прозрачность одного из цветов), получим легкий, относительно гибкий инструмент для обработки растровых рисунков.

 

В качестве вывода из сказанного выше, следует заметить, что тандем из редакторов Paint и Photo Editor может оказаться полезным как начинающему графику, так и преподавателю информатики, получающему возможность разобрать базовые понятия растровой графики и дать ученикам основные навыки использования рисующих инструментов на примере наиболее простых редакторов.

 

Покорение растровой графики

 

Если собрать воедино все возможности Paint и Photo Editor, то они покажутся каплей в море тех функций, которые реализованы в графическом редакторе Adobe PhotoShop.

 

PhotoShop по праву считается лидером среди растровых редакторов. Он имеет широчайший спектр инструментов и богатый выбор специальных эффектов.

 

Здесь можно сделать практически все, что позволяет сделать с собой растровый рисунок. Прежде всего, оболочка снабжена приличным набором рисующих инструментов. По мере продвижения от четвертой версии программы к седьмой арсенал художника становился все шире и шире. Хотя есть и другая сторона – организация оболочки становится несколько сложнее для начинающего.

 

Впрочем, достаточно усвоить все те же правила использования объектов, что и в Paint. Последовательность шагов может выглядеть следующим образом, на примере рисования кистью:

 

1. Выбрать инструмент Кисть нажатием на соответствующую кнопку.

2. Установить набор параметров выбранного инструмента на панели. Данная процедура стала особенно увлекательной в версиях 6 и 7, так как свойства инструментов были выведены из окна параметров на панель, располагающуюся (как правило) под главным меню.

 

Следует заметить, что свойства инструмента могут существенно менять характер работы с ним. Так инструмент Кисть может работать и как обычная кисть (закрашивать пиксели основным цветом), и как ластик. Для этого необходимо лишь выбрать соответствующий режим.

3. Непосредственно опробовать инструмент в действии и, по необходимости, скорректировать набор свойств, своевременно выполнив отмену последнего действия.

 

Одним из самых замечательных свойств PhotoShop является возможность работы со слоями, как в мультипликации. Сначала на прозрачной пленке рисуется неподвижный задний план, затем на отдельных пленках исполняются подвижные объекты. Для создания полной картины пленки укладываются стопкой по принципу: объект ближе – пленка выше.

 

На том же принципе основано действие слоев в PhotoShop. (слои не являются исключительной привилегией PhotoShop, так как они активно используются многими другими графическими редакторами как растровыми, так и векторными). Объекты, расположенные на отдельных слоях, редактируются отдельно. Картина считается законченной, когда выполнено сведение слоев (если данное действие необходимо). При этом все отдельные объекты теряют свою индивидуальность и становятся отдельными «штрихами» на полотне мастера.

 

Возвращаясь к инструментарию, отметим появление в арсенале PhotoShop окружности и автофигур. Все фигуры вставляются на отдельные слои и редактируются как векторные объекты. При помощи спецэффектов есть возможность придать вставленному объекту самые различные нюансы: объем, тень, текстуру и т.д.

 

 

 

С их помощью легко сделать из вставленного прямоугольника кнопку:

 

 

 

Кроме спецэффектов PhotoShop располагает широким выбором фильтров. Здесь PhotoShop доминирует над всеми редакторами, так как именно его фильтры используются другими графическими системами.

 

Фильтры придают рисунку особые черты. Можно «упаковать» рисунок в пластик или состарить его кракелюрами, закрутить водоворот или наложить блик.

 

 

 

PhotoShop позволяет использовать слои-маски. Данный слой пропускает изображение, лежащее ниже, в местах, где содержится какая-либо закрашенная фигура. Вот как выглядит предыдущий рисунок в «замочную скважину» (это уже традиционный пример).

 

 

 

Здесь замочная скважина изображена на слое-маске, расположенной над рисунком.

 

Еще одним удобным свойством PhotoShop можно назвать набор возможностей для работы с выделенной областью. Во-первых, сам процесс выделения необходимой области максимально облегчен. Во-вторых, выделенная область может быть преобразована произвольным образом: от наложения специальной заливки до изменения размеров и вращения.

 

 

 

Данные свойства могут быть очень полезны для работы с отсканированным изображением. Со сканера изображение получается растровым и, как правило, не слишком ровно расположенным (текст не считается, так как он распознается другими программами). Поэтому PhotoShop является именно той программой, которая дает возможность повернуть рисунок и, если необходимо, совместив два изображения (при сканировании больших изображений в два приема), отретушировать полученный рисунок.

 

Перечислять особенности и достоинства работы с PhotoShop можно очень долго. Главным же является то, что программа позволяет реализовать произвольные идеи, которые можно реализовать средствами растровой графики. Кроме того, расширенный функциями векторной графики, PhotoShop предстает как универсальный инструмент дизайнера, работающего в самых разных областях графики (от художника-оформителя до web-дизайнера), включая даже решение некоторых полиграфических задач.

 

От растра к векторной графике

 

Казалось бы, после столь лестного отзыва об Adobe PhotoShop нет особого смысла обсуждать возможности каких-либо еще графических редакторов. На самом деле, есть ряд позиций, в которых PhotoShop существенно отстает. В частности, большие проблемы в работе с текстом, который вставляется в документ PhotoShop, как растровое изображение, и, следовательно, его можно только стирать и подрисовывать.

 

Кроме того, создание векторных (легко масштабируемых) рисунков в PhotoShop может оказаться довольно проблематичным.

 

Все эти недостатки полностью компенсируются редакторами векторной графики, наиболее популярными из которых являются Corel Draw и Adobe Illustrator. Эти две конкурирующие программы являются очень близкими по возможностям. Обе эти программы считаются не только хорошими графическими редакторами, но и программами для верстки документов и полиграфии в целом.

 

Действительно, векторные редакторы открывают широкие возможности в обработке текста. Это связано с тем, что используемые шрифты являются векторными и, следовательно, масштабируемыми. Данный факт может означать только одно: векторные редакторы способны использовать все возможности преобразования отдельных символов и текстовых фрагментов.

 

 

 

Любой вставленный символ можно преобразовать в кривую и отредактировать.

 

 

 

Совершенно аналогичным образом можно преобразить произвольную фигуру, сделав ее совершенно непохожей на исходный символ, как это было сделано Медведевой О.А. при создании следующих логотипов:

 

 

 

Очень интересным для графика может оказаться функция генерации текстур. Дело в том, что в векторных графических редакторах находят отражение самые последние достижения математики. Одним из примеров подобного отражения является фрактальная графика. Меняя параметры генерации, можно получать очень красивые текстуры:

 

 

 

Как в PhotoShop есть возможности для работы с векторной графикой, так и векторные редакторы активно внедряют инструменты для обработки растровой графики.

 

В этом направлении остается одна существенная проблема: растровый рисунок, вставленный в документ векторного редактора, остается растровым, следовательно, не масштабируется. При увеличении его размеров пропорционально увеличиваются и клетки, составляющие рисунок.

 

Данную проблему можно решать по-разному.

 

Первый способ: если растровый рисунок состоит из набора кривых линий, то можно, используя исходный рисунок в качестве своеобразного трафарета, пройти по кривым инструментом, рисующим кривые Безье, создав таким образом копию растрового рисунка и затем удалив его.

 

Второй способ предлагает Corel Draw: при выборе функции «трассировать изображение» запускается утилита Corel Trace. Данная программа входит в пакет Corel и служит для преобразования растровых изображений в векторные.

 

Хотя векторные редакторы по природе своей направлены на работу с масштабируемой векторной графикой, они могут экспортировать созданные изображения в растровые форматы, что делает их конкурентоспособными на рынке web-услуг.

 

Следует заметить, что взаимное проникновение растровой графики в векторную и обратно (на уровне графических редакторов) способствует только взаимному обогащению этих совершенно разных по сути видов графики.

 

Путь в третье измерение

 

В трехмерной графике довольно много заслуживающих внимания редакторов: 3ds max, Maya, TrueSpace, Swift 3d, Corel Bryce и т. д. и т. п. Каждый из этих редакторов имеет свои достоинства, недостатки, своих поклонников и критиков.

 

Тем не менее, бесспорным является тот факт, что трехмерная графика продвигается все ближе к лидирующим позициям (а кое-где и уже является явным лидером) во многих отраслях графического хозяйства.

 

Трехмерная графика отличается своей универсальностью. Будучи по природе своей ближе к векторной графике (даже используется родной формат Adobe Illustrator для хранения трехмерных моделей), трехмерная графика легко экспортируется в обычные форматы растровой графики. Как, например, данный рисунок под названием «Небывальщина», созданный в Corel Bryce (программе, ориентированной на ландшафтный дизайн):

 

 

 

Если не брать в расчет анимацию, то основным направлением трехмерной графики является моделирование, максимально приближенное к реальному. Это означает, что воссоздается не просто схема объекта (паровоза, измерительного прибора, животного), а создается объект, который можно просмотреть со всех сторон!
Поэтому перспективы у трехмерной графики достаточно широкие, даже если брать в расчет только сферу образования.

 

Для учителя физики может представлять интерес создание моделей отсутствующих в кабинете физических приборов с последующей демонстрацией их работы (анимационный этап). Так, например, может выглядеть электрофорная машина:

 

 

 

Учитель математики может демонстрировать трехмерные «чертежи» к стереометрическим задачам. Например, достаточно сложно продемонстрировать сферу, вписанную в пирамиду, а средства трехмерной графики это позволяют сделать, причем в короткие сроки:

 

 

 

Так же легко обрисовать обратную ситуацию:

 

 

 

Приведенные примеры просты, тем не менее, хорошо демонстрируют возможности трехмерной графики. В сочетании с текстом, звуком и анимационными возможностями редакторов, трехмерная графика дает пользователю мощный инструмент для моделирования.

 

Работать с графикой может научиться каждый пользователь. Проблематичным может стать лишь решение вопроса: «Что выбрать?» Для его решения можно порекомендовать сначала определиться в вопросе: «Для чего?».

 

И не следует забывать, что существует множество графических редакторов и специальных программ, позволяющих решать узко специальные вопросы графики. Выбор учителя математики может остановиться на программе Mathcad, учитель черчения или труда выберет AutoCAD и т.д. А в данной статье мы остановились только на возможностях наиболее популярных графических программ, возможно, наиболее универсальных.

 

Литература:

Попов К. А. Учебный курс пользователя. Часть 1. Основы работы в MS Windows и средства работы с растровой графикой. Волгоград: изд-во «Учитель». 2003.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн