«Как я работаю
с трудновоспитуемыми детьми».
Малкова М.Ю., учитель начальных классов.
«Камень и тот отшлифовать можно,
а человека воспитать – и подавно».
(Лезгинская пословица)
В последние годы все чаще можно услышать от коллег, что «трудных» детей становится больше. Откуда они берутся, в чем причина появления таких детей? Родители часто обвиняют школу и учителя, учитель, наоборот, винит семью и родителей. Всем ясно, что с такими детьми тяжело и дома, и в школе, и на улице. «Трудные» дети бывают и у хороших родителей, и у опытных учителей. Но чаще всего, это дети из неблагополучных семей, либо пьющих родителей, либо из семей, где родители разведены. В таких семьях детям уделяется мало внимания, а ведь каждому ребенку хочется ласки, и любви, и чтоб с ним поиграли, поговорили, пожалели. Не получив необходимого внимания, ребенок замыкается, уходит «в себя», или становится агрессивным, озлобляется, пытается «плохими» поступками обратить на себя внимание, привлечь внимание к своей персоне.
В прошлом веке знаменитый А.С. Макаренко занимался как раз «трудными» детьми, но в то время у педагога было мало сторонников. А ведь в своей работе он опирался прежде всего на гуманное и уважительное отношение к детям, учил трудиться и учиться.
Сейчас же мы наблюдаем, как родители и СМИ критикуют учителей за жестокое обращение, издевательства и унижения. Бывает, после такого отношения дети встают на криминальный путь, совершают преступления.
Итак, «трудные дети» - это запущенные дети, те, которых вовремя не поддержали, не поняли, не протянули руку, не дали доброго совета. Такие дети не ладят в семье с родителями и родственниками, не находят общего языка и с учителем и одноклассниками. Это недисциплинированные, ленивые, грубые ученики. У каждого учителя не один такой ученик на памяти, поэтому у учителя формируется своя система работы с такими детьми.
Я – не исключение, почти в каждом выпуске бывает один или даже два таких ученика, которых помню и не забуду, думаю, никогда. У меня были ученики, которые воровали у одноклассников вещи, постоянно опаздывали, не выполняли домашние задания, грубили, устраивали драки, нарушали нормы поведения на уроках и переменах. К каждому старалась найти подход, заинтересовать и найти какую-то «изюминку», ведь у каждого ребенка есть своя способность, вот ее и надо выявить. Сначала, конечно, пыталась выяснить причину, породившую «трудного» ребенка. Это могли быть развод родителей или даже смерть одного из них, отсутствие занятий с ребенком, непосещение детского сада, безработица или алкоголизм родителей, жестокое и грубое отношение в семье, а также сверхзанятость родителей на работе. Главной причиной считаю недостаток внимания, в результате чего ребенок и пытается привлекать всех к своей персоне.
Я работаю с начальными классами, поэтому знакома с возрастной педагогикой младшего школьного возраста. Прежде всего, замечаю тех детей, которые приходят в школу неопрятными, неухоженными, осторожно выясняю причину такого отношения к ребенку со стороны родителей. Пытаюсь объяснить взрослым, что даже если стеснены в средствах, то самая необходимая одежда ребенку – спортивная и деловая, должны быть, и должны быть всегда чистыми. Если и после этого не происходит изменений, наедине разговариваю с детьми и учу их стирать и ухаживать за своими вещами.
Обращаю внимание и на тех детей, которые не умеют общаться и играть с одноклассниками. Выяснить это можно с первых дней учебы, ведь в первом классе у нас целый год динамическая пауза, на которой мы гуляем на площадке, играем, разговариваем. В кабинете тоже выполняем небольшие трудовые дела - поливаем цветы, моем доску, подметаем, протираем парты. Сразу видно тех детей, которым не нравятся наши совместные дела и прогулки. Они начинают капризничать, обижаться, грубить. Пытаюсь с такими детьми пообщаться наедине, предлагаю стать ответственным за важное дело в классе - отмечать отсутствующих, собирать тетради с домашним заданием, поливать цветы, проводить зарядку, игру, подготовить вместе проект, или что-то еще, что кому понравится. Обычно поручения принимаются, ребенок чувствует ответственность, становится внимательнее и дисциплинированнее. Не забываю похвалить, обратить внимание остальных на то, как добросовестно он справляется с поручением.
Далее, стараюсь перейти к выполнению домашних заданий, предлагаю сначала выполнить вместе, после уроков, затем с одноклассником, ну а потом – самостоятельно, с индивидуальной проверкой. Первые успехи отмечаю записью в дневнике – «Умничка», «Молодец», в тетрадь могу приклеить наклейку – похвалу и т.д.
Обязательна в таких случаях связь с родителями. Для себя записываю в свой «Дневник» каждый день, а бывает и каждый урок о том, что получилось или не получилось у этого «трудного» ребенка. Родителям нравится, когда их детей хвалят, поэтому стараюсь им также похвалить, ведь у каждого можно найти положительные стороны, обратить на них родителей, тогда и взрослые с интересом начинают заниматься со своими детьми. Но так бывает не всегда. Некоторым родителям бывает и некогда и неохота заниматься детьми, тогда уж привлекаю администрацию, психолога, и инспектора.
Конечно, перевоплощение невозможно за одну беседу, не хватит и месяца на такую работу. И с каждым учеником по - разному идет процесс обучения и воспитания. Некоторые дети быстро осваиваются в новых условиях, некоторые продолжают все отрицать, приходится выискивать особые приемы подхода к таким ученикам. Здесь важна и поддержка коллектива класса. Можно объяснить детям, что данному ученику трудно самому учиться, ему необходима их помощь. В начальных классах обычно дети легко откликаются на призыв о поддержке. Можно посадить этого ученика сначала с одним, затем с другим, и понаблюдать, влияет ли пересадка на мотивацию к учебе и внеклассной работе. У соседа можно поинтересоваться, за что бы он похвалил своего «подшефного».
На классных часах я стараюсь разбирать темы «Добра и зла», «Дружбы и вражды», «Толерантности», вести беседы о вредных и полезных привычках. На родительских собраниях обращать внимание на нормы поведения, режим дня, взаимоотношения с младшими и старшими, конфликты в семье. Затем провожу анкетирование, подвожу итоги, беседую индивидуально и с группой, даю рекомендации.
Помогают в работе пословицы:
«Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло».
«Хорошему надо учиться 3 года, а дурному – одного часа достаточно».
«К чему ребенка приучишь, то от него и получишь».
«Наказывать легче, воспитывать труднее».
«Капризен в детстве – уродлив в старости».
«По ученику и об учителе судят».
«Умел дитя родить, умей и научить».
«Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается».
«Наши дети – это наша старость».
И закончить я хочу словами Конфуция: «Учитель и ученики растут вместе», так давайте же так учить и воспитывать, чтоб и наши ученики, и мы с ними шли только вперед, а не двигались назад и не стояли на месте.
|