Рабочая программа по развитию пространственной ориентировки для слепых обучающихся
Submitted by Елена Размиковна Колесникова on пн, 11/05/2020 - 06:26
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для слепых детей младшего школьного возраста , направлена на развитие пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, отношения между предметами и явлениями окружающей действительности, на обеспечение устранения недостатков в развитии детей с тяжелым нарушением зрения и оказание помощи детям, в освоении образовательной программы школы, что поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе, улучшить качество жизни.
В программу включены 6 разделов, обеспечивающих общеразвивающую и коррекционную направленность обучения:
- развитие осязательного восприятия пространства;
-формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство;
-ориентировка в замкнутом и свободном пространстве;
-формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и передвижении;
-совместная ориентировка с сопровождающим;
- ориентировка с помощью трости.
Цель: формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки для социализации, адаптации в обществе и улучшения качества жизни.
Задачи:
- формировать потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
- обучить приемам и способам ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, за столом, в тетради, учебнике и т.д.);
- формировать специальные умения и навыки самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;
- обучить ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;
- ознакомить с приемами и способами ориентировки с помощью трости.
Организация работы по программе
Основной организационной формой обучения пространственной ориентировки является коррекционное занятие, проводимое учителем с подгруппой детей. Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» в 1-м классе рассчитан на 33 часа, соответственно 1 час в неделю, длительность занятий 40 минут.
Структура коррекционного занятия
Каждое занятие включает три части:
-вводная часть (организационный момент)- установление эмоционального контакта с ребенком, организация его внимания на предстоящий вид деятельности;
-основная часть (обучающая) включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающие взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка;
-заключительная часть- анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы
На занятие воспитатель использует следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Методические приемы:
- подражание действиям взрослого;
- действия по показу, по образцу, по словесной инструкции на эмоционально положительном фоне;
- создание условия для проявления речевой активности и выражения в звукоподражаниях игрового опыта;
- проговаривание педагогом осуществляемых им действий;
- организация совместной с ребенком коммуникативной деятельности посредством овладения действиями с предметами, игрушками;
- использование специально создаваемых ситуаций коммуникаций, во время проведения режимных моментов, организованных взрослым действиях и др,
- использование разнообразных видов деятельности с включением двигательного, зрительного и тактильного подкрепления, мимики, жестовых реакций, голосового модулирования;
- создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание ребенка к изображаемому предмету, явлению;
- словесное оформление результатов обследования, наблюдения.
Формы контроля: задания практического характера, наблюдение, диагностика.
Основное содержание программы
Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира (6 часов). Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу. Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве. Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.
Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство (6 часов). Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения. Использование обоняния в пространственной ориентировке. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома).
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений (10 часов). Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое пространство (класс, спальня, столовая, квартира): мебель, посуда, одежда. Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дрожки, ворота, шлагбаум, спортивная площадка. Построение простых маршрутов с помощью деталей приборов «Ориентир» и «Графика».
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и передвижении (2 часа). Поза школьника в положении стоя, сидя, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при восприятии предметов, обнаружении и обходе препятствий. Формирование правильного жеста, указывающего направление.
Совместная ориентировка с сопровождающим (2 часа). Особенности ориентировки с помощью случайного и знакомого сопровождающего, с тростью и без помощи трости. Культура общения. Узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей.
Ознакомление с приёмами ориентировки с помощью трости (7 часов). Подбор трости. Уход за тростью. Способы захвата трости. Основные методы и приемы пользования тростью. Осанка незрячего при пользовании тростью.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Учить ребенка:
- совершенствовать навыки практической ориентировки на своем теле;
- развивать активное использование детьми словесных обозначений пространственных направлений на своем теле;
- учить определять и словесно обозначать пространственные направления на других детях, окружающих предметах;
- упражнять в определении и словесном обозначении пространственных направлений окружающего пространства;
- развивать умение определять направление по звуковому сигналу, двигаться к озвученному предмету и находить его;
- учить передвигаться в заданном направлении, сохранять и менять направление движения;
- учить передвигаться в различных направлениях от себя в заданном темпе (быстро, медленно, быстрее, медленнее);
- развивать умение находить и использовать при ориентировке в пространстве различные ориентиры (цветовые, световые, звуковые);
- расширять представления об окружающем пространстве (впереди справа, впереди слева, вверху справа, вверху слева и т.д.);
- учить словесно описывать расположение предметов в окружающем пространстве по отношению от себя и от других предметов, используя соответствующие термины («Стол стоит справа у окна», «Шкаф стоит впереди меня справа» и т.д.);
- развивать умение различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания;
- учить получать представление о протяженности пространства, расстоянии между предметами в процессе передвижения;
- учить различать и словесно обозначать расположение предметов в пространстве по отношению к себе и друг к другу (правее, левее, выше, ниже, между, посередине, близко, далеко);
- упражнять детей в практической ориентировке на себе и в окружающем пространстве при изменении положения своего тела на 90 и 180°;
- развивать умение ориентироваться на плоскости тетради, листа бумаги, парты;
- развивать умение располагать предметы на плоскости в заданном направлении и по отношению друг к другу (слева, справа, выше, ниже, вверху, внизу, рядом, под, над, между, посередине);
- учить свободно ориентироваться в помещениях школы, на пришкольном участке;
-учить словесно описывать путь до какого-то помещения в школе, на территории школы;
- учить ориентироваться по схемам макро- и микропространства , находить и располагать предметы по схемам;
- учить самостоятельно составлять схемы макро- и микропространства, соотносить схему с реальным пространством;
- учить пользоваться тростью.
Целевые ориентиры к концу первого года обучения
Ребёнок может научиться:
- совершать мелкие точные, координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и в быту;
- различать с помощью осязания (ладонью, пальцами руки, подошвами ног) различные свойства окружающих предметов: форму, температуру, характер поверхности, материал;
- узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;
- выполнять задания, связанные с размещением на парте дидактического материала;
- сохранять порядок расположения учебных принадлежностей на парте, в парте и в портфеле;
- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
- представлять и отражать на макетах и планах пространственные отражения предметов в знакомом замкнутом пространстве;
- передвигаться в пространстве со зрячим сверстником и взрослым;
- обращаться за помощью к педагогу, зрячим сверстникам;
- пользоваться тростью, ухаживать за тростью.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные
- формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
- умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса;
- формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
- воспитание умению общаться и формирование навыков коммуникации;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
-формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
- умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в ориентировании;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные
- умение использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств (слух, остаточное зрение, осязание, вестибулярный аппарат, обоняние);
- формирование и развитие пространственных понятий и представлений об окружающей среде;
- формирование у учащихся правильной позы, походки, во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве;
- преодоление у учащихся страха пространства и формирования интереса к данному виду деятельности;
-умения переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.
В рамках коррекционного курса «Развитие пространственной ориентировки» формируются следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- описывать предметы, находящиеся в замкнутом пространстве;
- ориентироваться в пространстве в различных направлениях;
-ориентироваться в замкнутом пространстве при помощи осязания, слуха, обоняния;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- ориентироваться в замкнутом направлении при помощи трости.
Коммуникативные
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
- соблюдать правила речевого поведения.
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
Личностные
- осознавать себя как индивидуального члена общества;
- признавать общепринятые этические нормы;
- оценивать свои поступки и действия.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
А) Литература используемая в работе над программой:
В.З. Денискина Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы 3-4 видов. М., 2007 г.
Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения: учебное пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцина. СПб.: 1991
Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Методическое пособие /под науч. ред. В.А. Феоктистовой. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1989.
Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. Методическое пособие. - М.: ИТТК "Логос" ВОС , 1988.
Семенов Л. А. Развитие ориентировки и подвижности у слепых детей младшего школьного возраста с применением технических средств. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1979.
Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебно-методическое пособие. - М.: ИПТК "Логос" ВОС, 1989.
Б) Техническое обеспечение образовательного процесса: