Программа кружка Избранные вопросы информатики для 7-9 классов
Submitted by Ирина Андреевна Павлова on вс, 26/04/2020 - 21:05
Утверждаю Согласовано
Директор МОУ «Гимназия №1» зам. директора по УВР
Л.И. Аллабергенова Е.В. Бочкарева
пр. №____ от ___.___.20__ г.
Образовательная программа
кружка
«Избранные вопросы информатики»
для учащихся 7-9-х классов
МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары.
Составлена учителем информатики Павловой И.А.
Рассмотрена на заседании
педсовета
___.___.20__ года
Чебоксары 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа кружка «Избранные вопросы информатики» направлена на углубленное изучение отдельных тем дисциплины «Информатика и ИКТ», развитие аналитического и системного мышления, способности находить разные варианты решения практических задач, приобщение к профессиям, связанным с информатикой, программированием и информационно-коммуникационными технологиями.
На занятиях кружка учащиеся приобретают опыт и навыки собственной информационной деятельности, применяют средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей образовательной деятельности, получают навыки организации личного информационного пространства.
Ц е л и программы:
Углубленное изучение отдельных тем по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Развитие аналитического и системного мышления.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Развитие компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся.
Для достижения поставленных целей решаются следующие з а д а ч и программы:
Обучающие:
способствовать освоению учащимися различных методов и способов решения задач, в том числе олимпиадных задач, задач, реализуемых с помощью языка программирования Pascal и задач, реализуемых с помощью алгоритмического языка в среде исполнителя Робот;
научить применять структурный подход для решения практических задач
с использованием компьютера;
расширить знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации;
сформировать у учащихся навыки практической исследовательской деятельности.
Развивающие:
развивать стремление к самообразованию, обеспечить профессиональную и личную самореализацию учащихся;
способствовать развитию креативных способностей, способность находить новые способы решения задач;
способствовать развитию алгоритмического, творческого, логического и критического мышления.
Воспитательные:
воспитывать информационную культуру учащихся;
способствовать формированию активной жизненной позиции;
воспитывать толерантность учащихся;
воспитывать умение планировать свою работу;
сформировать интерес к профессиям, связанным с информатикой, ИКТ и программированием.
Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию задачников, самостоятельных работ, консультаций, анализу и коллективному обсуждению возможных путей и способов решения задач.
В результате обучения на занятиях кружка «Избранные вопросы информатики» ученик должен:
знать и понимать основные факты о:
главных устройствах средств информационных и коммуникационных технологий и их функциях;
информационной деятельности человека, языке как способе представления и передачи информации;
роли информации и информационных технологий в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах;
средствах массовой информации, информационной этике и праве, информационной безопасности;
месте языка программирования Pascal среди языков программирования высокого уровня;
особенностях структуры программы на алгоритмическом языке и на языке Pascal;
синтаксических особенностях алгоритмического языка и языка Pascal;
свойствах и типах алгоритмов, способах записи различных алгоритмов;
назначении вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых и сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии, в том числе:
создавать, именовать, сохранять объекты, создавать удобные для использования индивидуальные каталоги, разархивировать информацию;
пользоваться экранной справочной системой;
соблюдать права собственности на информацию;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
уметь составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления в среде исполнителя Робот (Кумир) и PascalABC.NET;
уметь выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
применять различные правила описания процедур на языке Pascal и правила построения вызова процедур;
решать различные задачи по программированию, в том числе олимпиадные и нестандартные задачи;
создавать алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве.
Тематический план
№
п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Теория
Практика
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Углубленное изучение темы «Количественные параметры информационных объектов».
1
0,5
0,5
2
Математическая логика. Значение логического выражения. Решение олимпиадных задач
1
0,5
0,5
3
Углубленное изучение темы «Базы данных». Сложные запросы, осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию
1
0,5
0,5
4
Углубленное изучение темы «Моделирование». Формальные описания реальных объектов и процессов
1
0,5
0,5
5
Углубленное изучение темы «Моделирование». Формульная зависимость в графическом виде
1
0,5
0,5
6
Анализирование информации, представленной в виде схем
1
0,5
0,5
7
Углубленное изучение темы «Файловая система организации данных». Работа с объектами файловой системы. Виды файловых систем и их практическое применение
1
0,5
0,5
8
Кодирование и декодирование информации. Решение нестандартных задач
1
0,5
0,5
9
Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации
1
0,5
0,5
10
Углубленное изучение темы «Информационно-коммуникационные технологии». Протоколы передачи данных
1
0,5
0,5
11
Углубленное изучение темы «Скорость передачи информации»
1
0,5
0,5
12
Углубленное изучение темы «Осуществление поиска информации в Интернете». Язык поисковых запросов. Решение задач с помощью диаграмм Эйлера
1
0,5
0,5
13
Углубленное изучение темы «Алгоритмизация. Виды исполнителей». Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
1
0,5
0,5
14
Углубленное изучение темы «Линейный и ветвящийся алгоритм». Запись на алгоритмическом языке, запись на языке Pascal
1
0,5
0,5
15
Линейный алгоритм для формального исполнителя
1
0,5
0,5
16
Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки
1
0,5
0,5
17
Углубленное изучение темы «Циклический алгоритм». Запись на алгоритмическом языке, запись на языке Pascal
1
0,5
0,5
18
Циклический алгоритм обработки массива чисел. Запись на алгоритмическом языке, запись на языке Pascal
1
0,5
0,5
19
Решение задач: составление алгоритмов в среде формального исполнителя и на языке программирования Pascal с использованием процедур и функций
1
0,5
0,5
20
Обобщение и систематизация изученного материала. Решение олимпиадных и нестандартных задач по программированию
1
0,5
0,5
Итого 20часов
34
10
10
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аппаратное обеспечение:
компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Мультимедийный проектор; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Программное обеспечение:
Операционные системы Windows или Linux;
Встроенные в систему стандартные программы – Калькулятор, Блокнот.
Комплект учебных миров «Кумир»
Полный пакет офисных приложений Microsoft Office, OpenOffice.org;
Среда программирования PascalABC.NET
Литература:
Практикум по информатике информационным технологиям под ред Н.Д. Угринович. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Фролов М.И. Учимся работать на компьютере. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
Симонович С.В. Общая информатика. М: АСТПРЕСС, 2001.
Симонович С. В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ─ПРЕСС, 2001.
Яшуев Р.Н. Работа со школьниками в области информатики. – М., 2010
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Дата
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Углубленное изучение темы «Количественные параметры информационных объектов».
1
14.01.2019
2
Математическая логика. Значение логического выражения. Решение олимпиадных задач
1
21.01.2019
3
Углубленное изучение темы «Базы данных». Сложные запросы, осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию
1
28.01.2019
4
Углубленное изучение темы «Моделирование». Формальные описания реальных объектов и процессов
1
04.02.2019
5
Углубленное изучение темы «Моделирование». Формульная зависимость в графическом виде
1
11.02.2019
6
Анализирование информации, представленной в виде схем
1
18.02.2019
7
Углубленное изучение темы «Файловая система организации данных». Работа с объектами файловой системы. Виды файловых систем и их практическое применение
1
25.02.2019
8
Кодирование и декодирование информации. Решение нестандартных задач
1
04.03.2019
9
Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации
1
11.03.2019
10
Углубленное изучение темы «Информационно-коммуникационные технологии». Протоколы передачи данных
1
18.03.2019
11
Углубленное изучение темы «Скорость передачи информации»
1
05.03.2019
12
Углубленное изучение темы «Осуществление поиска информации в Интернете». Язык поисковых запросов. Решение задач с помощью диаграмм Эйлера
1
01.04.2019
13
Углубленное изучение темы «Алгоритмизация. Виды исполнителей». Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
1
08.04.2019
14
Углубленное изучение темы «Линейный и ветвящийся алгоритм». Запись на алгоритмическом языке, запись на языке Pascal
1
15.04.2019
15
Линейный алгоритм для формального исполнителя
1
22.04.2019
16
Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки
1
29.04.2019
17
Углубленное изучение темы «Циклический алгоритм». Запись на алгоритмическом языке, запись на языке Pascal
1
06.05.2019
18
Циклический алгоритм обработки массива чисел. Запись на алгоритмическом языке, запись на языке Pascal
1
13.05.2019
19
Решение задач: составление алгоритмов в среде формального исполнителя и на языке программирования Pascal с использованием процедур и функций
1
20.05.2019
20
Обобщение и систематизация изученного материала. Решение олимпиадных и нестандартных задач по программированию