Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, учится на героических примерах наших великих предков. Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Но не всегда имеется возможность побывать непосредственно в музее. На помощь педагогам пришли новые технологии.
С самых древних времен люди мечтали перемещаться в пространстве, а с появлением компьютеров и развитием сети Интернет эта мечта становится реальностью. Коммуникационные технологии предоставляют возможности общения в реальном времени, с различными людьми, преодолевая барьеры огромных расстояний и языка общения. Помимо общения человеку также необходимо удовлетворять потребности в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью и обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные интерактивные экскурсии.
Виртуальные экскурсии в методическом плане – это инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Виртуальную экскурсию можно сопроводить дополнительно аудио файлами.
В методической литературе приводятся различные классификации
экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
1) обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных
общей темой;
2) тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
3) биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией
выдающихся людей.
Примерный план урока с использованием виртуальной экскурсии:
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Просмотр учащимися виртуальной экскурсии
- Самостоятельная работа воспитанников
- Отчеты детей о проделанной работе.
- Подведение итогов.
Виртуальная экскурсия, как и любое другое занятие, начинается с организационного момента. Педагог дистанционно организует детей на работу, приветствует их, сообщает им тему экскурсии, ее цель, задачи, структуру.
После организационного момента следует вводная беседа. Ее задача – актуализация имеющихся у воспитанников знаний по изучаемой теме. Это позволяет педагогу сделать процесс усвоения материала более глубоким и эффективным, подготовить их выполнению самостоятельной работы.
Проведение следующего этапа занятия - это просмотр учащимися виртуальной экскурсии по ссылке, указанной педагогом.
Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. После просмотра экскурсии целесообразно предложить учащимся пройти он-лайн викторину, заранее подготовленную педагогом. С этой целью можно использовать ресурс для создания интерактивных упражнений LearningApps.org . Можно предложить учащимся самим создать такое упражнение и обменяться ссылками.
Заканчивается занятие итоговой беседой, возможно в чате группы, в ходе которой педагог вместе с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.
В канун 75-летия Великой Победы многие известные музеи подготовили виртуальные выставки, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны.Фондом президентских грантов создан сайт Победители21.рф, где в виртуальном методическом кабинете представлен обширный каталог "Виртуальные экскурсии" с ссылками на виртуальные туры и 3D - панорамы.
Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- не покидая учебного кабинета,а в режиме самоизоляции - дома, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны;
- за один урок возможность посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ;
- автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность образовательного процесса;
- знакомство с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации;
- доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и др.;
- получение учащимися практических навыков самостоятельного наблюдения и анализа;
В заключении, хотелось бы отметить,что в условиях дистанционного обучения виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия в самых отдаленных точках Земли.
Использованные материалы:
- «Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. (Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №2, 2017)
- Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.
3. Роль музея в патриотическом воспитании учащихся: [электронный ресурс]//Открытый урок.Первое сентября//URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626079/
4. Методические рекомендации “Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации дистанционного обучения в учреждении дополнительного образования”:[электронный ресурс]//Образовательный портал Инфоурок//URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-virtualnie-ekskursii-kak-odna-iz-form-organizacii-distancionnogo-obucheniya-v-uchrezhdenii-dopolnitel-3161807.html
|