Submitted by Асия Караматовна Ахметджанова on чт, 26/03/2020 - 19:57
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №84 с. Краснохолма»
Рабочая программа по географии
Базовый уровень
10-11 классы
(по 34 ч в 10 и 11 классах)
Учитель географии высшей категории
Ахметджанова А.К.
Рассмотрено на заседании МО учителей
Протокол № от
2020 г.
Принято на заседании педагогического Совета школы
Протокол №
__ ________2020 г.
Утверждаю
Директор школы
_______Нигметова А.Б.
____ _______2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 10-11 классов разработана на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413
В соответствии с примерной программой по учебному предмету «География» (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
В соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №84 с. Краснохолма».
Рабочая программа рассчитана на 68 часов на 2 года обучения.
В том числе:
в X классе – 34 часа из расчёта 1 учебного часа в неделю;
Практических работ –10.
в XI классе – 34 часа из расчёта 1 учебного часа в неделю.
Практических работ –
Планируемые результаты изучения учебного курса « География»
Личностные результаты:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Метапредметные результаты :
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Предметные результаты изучения курса "География" (базовый уровень) –
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Содержание учебного предмета
(10 класс, 34 часа)
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 час )
Содержание темы:
Географическая наука. Методы географической науки. Источники географической информации.
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Тема 2. Человек и окружающая среда (9 часов)
Содержание темы:
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практические работы:
1.Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
2.Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
3.Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Тема 3. Территориальная организация мирового сообщества ( 2 часа )
Содержание темы:
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Практические работы:
1.Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
Тема 4 Население мира. ( 6 часов )
Содержание темы:
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Практические работы:
1.Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
2.Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
3.Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Тема 5. Мировое хозяйство. ( 12 часов )
Содержание темы:
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения.
Практические работы:
1.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
2.Анализ международных экономических связей страны.
Тема 6.Роль географии в решении глобальных проблем человечества. ( 4часа )
Содержание темы:
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Практические работы:
1.Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
Учебно-тематический план 10 класс.
Дата
№ п/п
Раздел. Тема
Количество часов
Тема1. Введение
1
1
Географическая наука. Методы географической науки. Источники географической информации.
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
1
Тема 2.Человек и окружающая среда.
9
2
Окружающая среда как геосистема. Взаимодействие человека и природы. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
1
3
Рациональное и нерациональное природопользование.
1
4
Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.
Пр. р.1.Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
1
5
Минеральные ресурсы.
1
6
Земельные, лесные, водные ресурсы.
1
7
Ресурсы Мирового океана.
1
8
Другие виды природных ресурсов. Пр. р 2.Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
1
9
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Пр.р.3.Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
1
10
Итоговый урок по теме «Мировые природные ресурсы»
1
Тема 3. Территориальная организация мирового сообщества
2
11
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Пр.р. 4.Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
1
12
Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
1
Тема 4. Население мира.
6
13
Численность и динамика населения мира.
П.р. 5. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
1
14
Расовый и половозрастной состав населения и трудовые ресурсы.
1
15
Этнический и религиозный состав населения. Пр. р. 6. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
1
16
Размещение населения и его миграции Пр. р 7.Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
1
17
Сельское и городское население. Урбанизация.
1
18
Итоговый урок по теме: « Население мира».
1
Тема 5. Мировое хозяйство.
12
19
Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. Пр. р. 8.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
1
20
Современная эпоха НТР и мировое хозяйство
1
21
Топливно-энергетическая промышленность
1
22
Металлургия.
1
23
Машиностроение
1
24
Химическая, лесная и легкая промышленность
1
25
Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство
1
26
Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.
1
27
Виды транспорта.
1
28
Транспорт и мировое хозяйство.
1
29
Международные экономические отношения.
П.р. 9. Анализ международных экономических связей страны.
1
30
Итоговый урок по теме «География мирового хозяйства» Промежуточный контроль.
1
Тема 6.Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
4
31
Географические аспекты глобальных проблем человечества.
1
32
Понятие о глобальных проблемах и их взаимосвязях.
1
33
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Пр. р. 10.Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
34
Роль географии в решении глобальных проблем современности.