Организация научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии
Submitted by Валентина Евгеньевна Митрофанова on Tue, 04/02/2020 - 23:19
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности
на уроках биологии
В условиях модернизации российского образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовывать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Одним из путей решения этой задачи является организация учебно-исследовательской и проектной деятельности.
«Каждый ребенок в чем-то талантлив, надо только создать условия для того, чтобы ему самому захотелось стать достойным и успешным…»
Каждый урок биологии Это увлекательное путешествие в царство живой природы
Цель проектного обучения - создание условий, при которых школьники: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Иными словами - создание ситуации успеха.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако – это лишь этап проектной работы.
Проектная деятельность – основа деятельностного подхода образовательного процесса. Именно проектная деятельностьпозволяет ученику почувствовать себя главным участником образовательного процесса. Учитель перестает быть транслятором знаний, становится РАВНЫМ: помощником, наставником, который может чего-то не знать, но будет учиться вместе со своим учеником. Проектная деятельность выходит за пределы учебных предметов, способствуя формированию УУД (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).
Проектная деятельность органично вписывается в учебный в курс биологии.
Проектную деятельность можно использовать практически на каждом уроке или во внеурочной деятельности.
Классификация проектов.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркиной.
Тип проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Практико - ориентированный
Решение практических задач заказчика проекта
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации
Исследовательский проект
Доказательство или опровержение какой- либо гипотезы
Результат исследования, оформленный установленным способом
Информационный проект
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобществление высказываний различных авторов по какому-либо вопросу
Творческий проект
Привлечение интереса публики к проблеме проекта
Литературные произведения, произведения изобразительного искусства, видеофильмы, презентации и т.д.
Игровой или ролевой проект
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)
Типы проектов
• Мини-проект (реализуется на 1 уроке);
• Краткосрочный проект (2-3 урока + свободное время);
• Среднесрочный проект (1 неделя – месяц);
• Долгосрочный проект (1/2 года – год и более).
Этапы работы учащихся над проектом
(для учителя)
Введение в проектную деятельность (создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации).
Определение и утверждение тематики проектов.
Составление графика работы над проектом.
Подбор и анализ литературных источников и других материалов.
Контроль и анализ процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации).
Контроль над оформлением проекта.
Организация и проведение предзащиты проекта.
Контроль за доработкой проекта.
Защита проекта и подведение итогов работы по проекту.
Содержание работы учащихся над проектом
(для учащихся)
Получает от руководителя информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы).
Выбирает тему проекта, согласовывает ее утверждение с учителем.
Составляет график работы над проектом.
Подбирает и изучает необходимую литературу.
Обсуждает с различными специалистами (учителем) ход выполнения проекта, сроки промежуточных консультаций.
Работает по теме проекта.
Оформляет предварительные результаты проекта.
Предварительно защищает проект в группе.
Дорабатывает проект с учетом предложений участников группы и учителя.
Защищает проект и обсуждает результаты своей работы.
1.
Проектная и исследовательская деятельность на учебном уроке.
Проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – получение знаний. Проекты направлены на получение знаний (исследовательские) и на передачу знаний (информационные: выступление школьников в роли учителей, подготовка сообщения по проблеме).
Создание проблемных ситуаций; исследовательская задача, проблемный вопрос, дискуссия.
Формы работы
Урок
Внеурочная деятельность
- сбор информации;
- проблемный анализ текста,
- проведение наблюдений,
- постановка опыта,
- презентация работы,
- защита проекта;
- самостоятельная работа с книгой;
- публичное выступление;
- обработка собранной информации;
- творческие работы.
- проведение наблюдений,
- постановка опыта,
- подготовка вопросов к анкете,
- самостоятельное знакомство и осмысление информации;
- создание фотоальбома;
- публичное представление работы;
- классные часы с использованием проектной деятельности;
-мероприятия
- творческие работы.
Формами отчетности проектно – исследовательской деятельности являются доклады, обмен опытом работы, презентации, участие в конкурсах, игры, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д.
Научно-исследовательская и проектная деятельность на уроках
В своей практике использую типы уроков, предполагающих выполнение учебного исследования или его элементов (урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчет, урок – защита проектов).
Примеры:
Уроки с выполнением лабораторных работ проходят во всех классах и многие включают в себя элемент исследования. Примерами таких лабораторных работ могут быть : - Лабораторная работа по теме:
«Плазмолиз и деплазмолиз к клетках» 10 класс, Лабораторная работа «Живое и неживое под микроскопом» 5 класс и др.
Урок с выполнением практической работы «Составление вариационной кривой» включает в себя исследования - «Измерение длины листьев древесных растений», «определение нормы реакции» и составление затемвариационной кривой.
Игровой проект в 6 классе «Путешествие по станциям»
Уроки с предварительной подготовкой проектов и с представлением их на уроке
Например:5 класс «Заповедник «Большая Кокшага», « 9 класс «Строение клеток прокариот и эукариот»;
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.
Домашние задания также могут носить исследовательский характер:
1. Описание растений и животных по плану
6 класс . описать 5 комнатных растений по плану.
- тип листа,
край листа,
тип жилкования листьев,
листорасположение
2. . Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, определение нарушений осанки и выявление плоскостопия.
3. Опыты с растениями , грибами
Плесневые грибы, Вегетативное размножение покрытосеменных растений, Условия прорастания семян
4.наблюдение за живыми объектами
5. Творческие задания –мини-сочинения «Путешествие по дороге домой» 5 кл.,», кроссворды, викторины, презентации «Плесень» 5 класс.
5 Летние задания:
Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
Составление коллекций (коллекция плодов и семян растений
Мониторинг роста и веса ученика за летний период
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом – Земля», «Птица года» и другие.
3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю)
4. Проведение кружков «Юный друг природы», «Юные исследователи природы родного края», «Школьный экологический мониторинг», элективных курсов «Твои возможности, человек».
5. Написание творческих работ.
6. Написание рефератов, например, «Грибы-подснежники».
7. Выполнение мини – исследований, например, «Моё любимое дерево», Моё любимое животное».
8. Создание буклетов.
9. Создание презентаций
10. Создание моделей (цветкового растения, побега)
11. Создание книги юного биолога, например – 8 класс («Эволюция человека», «Анализаторы. Орган слуха» и др)..
12. Оформление альбомов: («Я изучаю природоведение» – 5 класс; «Я изучаю биологию» – 6 класс).
Продолжительность работы над проектом от нескольких недель до года.
Рекомендации по подготовке проекта состоят в следующем:
1. Прежде всего – выбор проблемы исследовательской работы, четкость формулировки темы проекта, целей и задач.
2. Составление плана работы. Она должна быть разбита на этапы.
3. Выполнятся проект может под руководством учителя или педагога дополнительного образования.
4. Проект состоит из следующих разделов: введения; обзора литературных источников; краткого описания методики работы с обязательными ссылками на авторов, чьи данные используются; описания практической части работы с результатами исследования; обсуждения и описания полученных данных, выводов по результатам исследования; рекомендаций и предложений по практическому использованию результатов проекта, приложений, списка литературы.
5. Проект должен быть объемом не более 20-25 страниц машинописного текста без учета приложений.
6. При написании работы следует обратить внимание на стиль изложения, глубину проработанности темы, соответствие выводов задачам исследования, а также на использование учебной и научной литературы.
7. Оформление проекта
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной. Кроме того цель должна быть доступна для исследователя.[
Ниже приводятся темы проектов и исследовательских работ, выполненных учащимися школы, а также цели и задачи работы.