Данные об авторе
Автор(ы):
Погорелая татьяна Радьевна
Место работы, должность:
МБДОУ "Детский сад № 5 "Ромашка". город Елизово. Учитель-логопед
Регион:
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория:
Методист
Целевая аудитория:
Педагог-психолог
Целевая аудитория:
Родитель
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Познакомить коллег с образцом речевой карты
Учащихся в классе (аудитории):
1
Используемые учебники и учебные пособия:
образец речевой карты ребенкак с общим недоразвитием речи
Используемая методическая литература:
Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4до7 лет) Спб, Детство-пресс 2012
Используемое оборудование:
Картинный материал к речевой карте Нищевой Н.В., игрушки
Краткое описание:
<p>Речевая карта поможет логопедам ДОУ качественно провести обследование речи дошкольника от 4 до 7 летнего возраста</p>
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ОНР (от 4 до 7 лет)
1.Анкетные данные .
Ф.И.О. ________________________________________________________________________________________
Дата рождения _________________________ Дата обследования _____________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________________________
Откуда и когда поступил _________________________________________________________________________
Сведения о родителях (Ф.И.О. возраст. образование, место работы)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи ___________________________________________________________________________________
Жалобы родителей _____________________________________________________________________________
Речевое окружение _____________________________________________________________________________
Заключение ПМПК (№, от какого числа) ____________________________________________________________
2.Анамнез.
Наследственные заболевания ___________________________________________________________________
Течение беременности (болезни матери, токсикоз, психические травмы) _______________________________________________________________________________________________
Роды (асфиксия, наложение щипцов, стремительные, затяжные) _______________________________________
Заболевания новорожденного ____________________________________________________________________
Когда начал держать голову_________ узнавать близких ____________ сидеть_____________ ползать , особенности ползания _______________________ стоять__________ ходить___________________________
Первые зубы появились________________________ Количество зубов к году _____________________________
Перенесенные заболевания и травмы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состоит на учёте у специалистов ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Условия воспитания______________________________________________________________________________
3. Речевой анамнез .
Время начала гуления _______________ лепета ___________ первые слова ________________________
Первые фразы _________________________________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ______________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________________________________________________________________________
Занимался ли с логопедом раньше (где, когда, сколько, результат) _______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к дефекту речи __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
4. Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности поведения ( как вступает в контакт, проявления негативизма) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности эмоциональной сферы ( адекватность и устойчивость эмоциональных реакций) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Обследование неречевых психических функций
Слуховое восприятие:
различение звучания дудочки, колокольчика, бубна, маракасов ______________________________________
Определение направления звука __________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма :
4 года: __ __ . . __ . . __ . . __ __
5 лет: __ __ . .__ __ . . __ __ __ __ . . .
6 лет : __ __ . . __ __ . . __ __ __ __ __ . . . __ __
Зрительное восприятие:
различение цвета, умение соотносить цвета
4 года: Подобрать к шапочкам шарфики (красный, желтый, зеленый, синий, белый черный _______________
______________________________________________________________________________________________
5 лет: Подобрать к шапочкам шарфики (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный_______________
______________________________________________________________________________________________
Подобрать к чашкам блюдца (оранжевый, голубой, розовый) _________________________________________
6 лет: Подобрать носки (Фиолетовый, серый, коричневый) ____________________________________________
Восприятие формы (Показать по просьбе логопеда) или в игре «куда встал Мишка?»
4 года: круг _______________ квадрат _______________овал _________________ треугольник _____________
Шар _________________ куб __________________
5 лет :Круг _______________ квадрат ________________ овал _______________ треугольник _____________
прямоугольник _______________ Шар __________________ куб _________________
6 лет: Круг _____________ квадрат _____________ овал _____________ прямоугольник _________________
Шар ________________ куб _________________ цилиндр _____________ многоугольник __________________
Пространственные представления (показать предметы)
4 года: вверху _______________ внизу ________________ впереди ______________ сзади _______________
5 лет: вверху ________________ внизу ________________ впереди ______________ сзади _______________
слева _____________________ справа _______________
6 лет: вверху _______________ внизу ________________ впереди ______________ сзади _______________ слева _______________ справа _______________ слева вверху ______________ справа внизу ______________ слева внизу ________________ справа вверху __________
Ориентировка в схеме собственного тела:
4 года: показать правую руку __________ левую руку ___________ правую ногу ___________ левую ногу _____
5 лет: показать правый глаз __________ левый глаз ____________ правое ухо __________, левое ухо _________
6 лет : показать правой рукой левый глаз ____________________ левой рукой правое ухо _______________
Наглядно- действенное и наглядно-образное мышление
Складывание картинок из частей:
4 года: из 2-4 частей, вертикальный и горизонтальный разрез _________________________________________
5 лет: из 4 – 6 частей (вертикальный, горизонтальный, диагональный разрезы) __________________________ 6 лет: из 6 – 8 частей ( добавляется фигурный разрез) ______________________________________________
Сложить из палочек по образцу:
4 года: из 4 палочек «Стульчик»______________ «Кроватка» ______________ из 5 «Лесенка _______________
5 лет: из 6 палочек «Домик» __________________ «Ёлочка» _______________ из 7 «Лесенка» _____________
с 6 лет: (по памяти , из 6 палочек )«Елочка » _________________ «Дерево» _______________
из 7 «Лесенка» ______________ «Лодочка» __________________
6. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
губы ____________________________________ зубы ____________________________________________
челюсти _________________________________ язык _____________________________________________
прикус ___________________________________ небо _____________________________________________
мягкое небо и увуля ________________________ подъязычная связка ________________________________
7. Состояние общей моторики.
Выполнение упражнений:
4 года: прыжки на 2 ногах ____________________ прыгнуть в длину с места __________________
потопать и похлопать руками одновременно ____________________ Бросить мяч от груди _______________ поймать мяч ____________ __
5 лет: Прыжки на двух ногах _______________ на левой ноге _________________ на правой _______________
прыжок в длину с места __________________ потопать ногами и похлопать руками одновременно _________
Бросить мяч от груди _________________ из- за головы ______________ поймать мяч ____________________
Перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________
6 лет: Прыжки на двух ногах ________________ на левой ноге _______________ на правой _______________
прыжок в длину с места __________________ потопать ногами и похлопать руками одновременно _________
Бросить мяч от груди _____________ из- за головы ______________ подбросить и поймать мяч ____________
Влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее ____________________________________________________
Оценка состояния общей моторики
( координация, объём, темп, активность, пространственная ориентация, переключаемость, наличие сопутствующих движений)
4 года ________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5лет ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 лет __________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Состояние мелкой (ручной) моторики .
Кинестетическая основа движений
4 года Сложить указательный и большой пальцы в кольцо, на правой руке _____________________________ на левой руке ___________________________
5 лет : Упражнение «Зайчик» - одновременно вытянуть указательные и средние пальцы правой руки ________ левой руки _____________________ обеих рук _______________________________________________
6 лет упражнение «Коза» - одновременно вытянуть указательный и мизинец правой руки_________________ левой руки ______________________, обеих рук_________________
«Крестики» Поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке _______________ на левой руке _________________________________
Кинетическая основа движений :
4 года Поочерёдно сгибать и разгибать пальцы на правой руке ________________ на левой руке ____________ Изменять положение кистей рук (одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)
_______________________________________________________________________________________
5 лет : Упражнение “Игра на рояле» ведущей рукой, «1-5, 2-4», «5-1, 4-2», «1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1»
_______________________________________________________________________________________
Проба «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой _______________________________________________________________________________________________
6 лет: Упражнение “Игра на рояле» правой, левой рукой, «1-5, 2-4», «5-1, 4-2», «1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1»
_______________________________________________________________________________________
Проба «Кулак – ребро – ладонь» правой, левой рукой _____________________________________________________________________________________________
Навыки работы с карандашом :
4 года умение держать карандаш _________________________ рисование горизонтальных, вертикальных линий, кругов _______________________________________________________________________________
5 лет : умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека _____________________________________________________________________________________________
6 лет: : умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека _____________________________________________________________________________________________
Манипуляции с предметами
4 года умение застегать и расстегивать пуговицы __________________________________________________
Перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую ____________________________________________
Из одного ведерка в другое ______________________________________________________________________
5 лет ( умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет ( умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка состояния ручной моторики ( объем движений , темп, способность к переключению наличие леворукости, амбидекстрии)
4 года _________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5 лет __________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет __________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Состояние мимической мускулатуры .
Выполнение упражнений:
4 года Закрыть правый глаз _____________ левый глаз _______________ Поднять брови _________________
Нахмурить брови ________________ наморщить нос _______________ надуть щеки _____________________
5 лет: Закрыть правый глаз. Левый глаз ________________ Удивились(поднять брови) ____________________
нахмурились _________________ ____________ «кислый лимон» (наморщить нос) ______________________
надули щеки _____________________________ втянули щеки ________________________________________
6 лет : закрыть правый, левый глаз _____________________ прищурить глаза ____________________________
нахмурить брови __________________________ поднять брови ________________________________________
надуть правую, левую щеку _________________ втянуть правую, левую щеки ____________________________
Наличие сглаженности носогубных складок
4 года ________________________________________________________________________________________
5 лет : _________________________________________________________________________________________
6 лет: _________________________________________________________________________________________
Оценка движений (наличие или отсутствие движений, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)
4 года ______________ ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет _________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет :_________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Состояние артикуляционной моторики.
Движения нижней челюсти:
4 год а открыть и закрыть рот __________________________________________________________________________________________
5 лет : открыть и закрыть рот ______________________ _________________________________________________________________
открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков ____________________________________________________
6 лет: открыть и закрыть рот _________________________________________________________________________________________
открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков ___________________________________________________
подвигать нижней челюстью вправо – влево ________________________________________________________________________
Движения губ:
4 года: «Улыбка» ______________ « Трубочка» ______________
5 лет : «Улыбка» ______________ « Трубочка» ______________ серия движений_________________
6 лет: «Улыбка» ______________ « Трубочка» ______________ серия движений_________________
«Оскал» (обнажить верхние, а потом и нижние зубы) __________________________
Движения языка:
4 года : «Лопатка» _________ « Иголочка» _____________ « Качели» ___________«Часики» ___________
5 лет : «Лопатка» _________ « Иголочка» _____________ серия движений __________________
« Качели» ___________________«Часики» _________________
6 лет: «Лопатка» _________ « Иголочка» _____________ серия движений _____________________
« Качели» ________________«Часики» _________________ Облизать кончиком языка губы по кругу __________
Движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)
4 года ________________________________________________________________________________________
5 лет: ______________________________________ 6 лет _____________________________________________
Оценка выполнения движений (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка)
4 года ___________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет: ________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет : _________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Понимание речи (импрессивная речь)
Понимание существительных
4 года: Показать по просьбе логопеда предметы посуды, одежды, обуви, игрушки, части игрушек) __________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5 лет: ( покажи части тела человека, животного, машины)_____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
6 лет : ( покажи части тела человека, животных, машины, самолета): _________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Понимание обобщающих слов : (показать несколько предметов, относящихся к одному понятию)
4 года: игрушки ___________ одежда ______________ обувь _________________ посуда __________________
5 лет игрушки _____________________ овощи ______________________ фрукты_________________________
мебель _________________________ одежда _______________________ обувь __________________________
посуда __________________________ птицы ___________________________
6 лет: игрушки ___________________ одежда _______________________ обувь ____________ _____________
посуда _________________________ мебель ________________________ овощи __________________________
фрукты ________________________ домашние птицы ________________ дикие птицы _____________________
домашние животные _________________ дикие звери ________________ транспорт_______________________
Понимание глаголов (покажи картинку)
4 года Девочка сидит _____________ стоит ___________ лежит __________ идет _____________ .
Мальчик ест _________ пьёт ____________ читает _____________ рисует _____________ .
5 лет: Птица летит ________ Рыба плывет __________ Слон идет ________ Лягушка прыгает _________
Змея ползет ____________________
6 лет Строитель строит ____________ Уборщица убирает _____________ Продавец продает ______________ Покупатель покупает _________________
Понимание прилагательных :
4 года Покажи, где большая чашка _____________ маленькая чашка ____________ красный шар ________ синий шар _________ зеленый шар ___________ сладкая конфета _____________ кислый лимон ___________
Круглый торт ______________ квадратный торт _____________
5 лет круглое печенье __________ квадратное печенье ____________ треугольное печенье _________ овальное печенье _________ холодное мороженое __________ горячий чай ___________________ горькое лекарство _______________ сладкое варенье _______________________
6 лет : прямоугольная салфетка - многоугольная салфетка ________________
кто молодой , а кто пожилой _________________________________________
где высокий дом, а где низкий _____________________ __________________
Веселый - грустный мальчик ________________________________________
Понимание форм словоизменения :
4 года : Покажи, где дом – дома _____________ кукла – куклы ____________ груша – груши _____________
Ведро – ведра _____________
5 лет : глаз – глаза ______________________________ стул – стулья ____________________________________
лист – листья __________________________________ окно – окна _____________________________________
6 лет : рукав – рукава ___________________________ пень – пни _______________________________________
гнездо – гнезда ___________________ перо – перья ____________________ ухо -уши ____________________
Понимание предложно-падежный конструкций с предлогами:
4года: в ____________ на ____________ у _________________
5 лет : в _____________ на___________ у__________ под______________ за _____________ по ____________
6 лет : в _______________ на ___________ у __________ под ____________ над _____________ за __________ по ________________ с ______________ Из ____________ из-за______________ из-под__________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года : стол – столик _____________ машина – машинка _______________ ведро – ведёрко _______________
5 лет : носок – носочек ____________ чашка – чашечка ____________ окно – окошечко ___________________
6 лет : нож – ножик _______________ одеяло – одеяльце ________ рукавица – рукавичка ___________________
Понимание форм единственного и множественного числа глаголов :
4 года кошка сидит – кошки сидят ___________________ слон идёт – слоны идут _________________________
5 лет : птица летит – птицы летят __________ машина едет – машины едут ______________________________
6 лет : мальчик читает – мальчики читают _____________ девочка ест – девочки едят _____________________
Понимание глаголов с различными приставками :
4 года: девочка наливает воду в чашку _____________________ выливает воду из чашки _________________
Поливает цветы из лейки _______________________
5 лет Птица влетает в клетку – вылетает из клетки __________________________________________________
6 лет : Мальчик переходит дорогу, перебегает дорогу, подбегает к дому _______________________________
Понимание отдельных предложений:
4 года : Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика ______________________________
5 лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой. ________________________________________
6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился. ___________________________________________________________________________________
Понимание текста:
4года: сказка «Репка» ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
5 лет : сказка «Колобок» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет : сказка «Теремок» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Экспрессивная речь.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Назвать 4-5 имен существительных по темам:
4 года : игрушки _____________________________ Посуда ____________________________________________
Одежда _____________________________ Обувь ____________________________________________
5 лет : мебель_______________________________ Овощи ___________________________________________
Фрукты _______________________________ Птицы _________________________________________
6 лет : Ягоды _______________________________ Насекомые ________________________________________
Животные ____________________________ Транспорт _________________________________________
Предмет и его части. (Показать по картинкам) :
4 года: кукла: ноги _________ руки _____________ голова _____________ глаза _____________ уши _________
Стул: спинка __________ сиденье ____________ ножки стула ______________
Машинка: кузов _____________ колеса _______________
5 лет: нос ____________ рот ___________ шея ____________ живот _______________ грудь ______________
Одежда : рукав _____________________ воротник _____________________ пуговица ______________________
Машина: кабина ___________________________________________ руль __________________________________
6 лет: части тела : локоть ___________ ладонь ______________ затылок _____________ висок ____________
Рубашка: манжета ______________________________ петля для пуговицы _______________________________
Машина фары ____________________________________________ мотор _________________________________
Подбери обобщающее слово:
4 года: мяч _______________ кукла ___________________ машинка ______________ = ___________________
Рубашка ____________ платье _________________ шорты ________________ = ___________________
5 лет: стул __________________ шкаф ________________ стол ___________________ = ___________________
огурец ______________ помидор ______________ морковь _______________ = ___________________
яблоко ______________ банан __________________ апельсин ______________ = ___________________
воробей ____________ голубь __________________ сова _________________ = ___________________
6 лет: клубника __________________ смородина _____________ черника ____________ = ________________
муха _________________ комар _________________ бабочка ________________ = _________________
кошка ________________ собака _________________ корова ________________ = _________________
самолет ______________ автобус _________________ машина _______________ = ________________
Подобрать антонимы «Скажи наоборот» :
С 6 лет : друг ____________________________ добро_____________________________ горе _____________________________________
Горячий _____________________________ легкий __________________________ длинный ______________________________
Давать __________________________________ поднимать ___________________________________
ГЛАГОЛ Ответь на вопросы логопеда (по картинкам):
4 года: Что делает мальчик? (ест) _________________ Что делает девочка? (спит) ________________________
Что делают дети? (играют) _________________ Что делает птица? (летит) _________________________
Что делают рыбки? (плавают) ______________ Что делают машины? (едут) _______________________
5 лет : Как передвигаются птицы? _____________________ рыбы __________________ змея ______________
Лягушка ________________ человек ___________________
Кошка мяукает. А собака что делает? _______________________________________________________
Как подает голос корова? ________________________ петух ___________________________________
6 лет : Ворона каркает. А как подает голос кукушка? ____________________ волк _______________________
лошадь _____________________________ овца _____________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? ________________________ продавец ________________________
Маляр ________________________________ швея ___________________________________________
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Знание цветов:
4 года: Белый_____________ черный ___________ красный _____________ синий __________________
зеленый _________________ желтый_____________
5 лет: Белый_____________ черный ___________ красный _____________ синий __________________
зеленый _______________ желтый_____________ голубой _____________ оранжевый _____________
6 лет : красный _____________ коричневый _____________ серый ______________ голубой _______________
фиолетовый ________________ розовый ________________ оранжевый _____________ Белый_____________ черный ______________ желтый ______________ зеленый _______________
Назови форму :
4 года: мяч какой ? _____________________________ платок какой? ____________________________________
5 лет: солнце какое? (круглое) ____________________ Печенье какое?( квадратное) ______________
косынка какая? (треугольная) ___________________ огурец какой? (овальный) ___________________
6 лет: Руль какой? (круглый) ______________________ Окно какое? (квадратное) _______________________
Флажок какой? (треугольный) _________________ Слива какая? (овальная) _______________________
Окно какое7 (прямоугольное) _______________________________
13. Обследование грамматического строя речи.
Образование множественного числа имен существительных (по аналогии) :
4 года : стол- столы __________ кот __________________ дом ______________ кукла ______________
Рука ___________________ окно ___________________
5 лет: Рот – рты ___________________ глаз _____________________ лев ___________________
Река ______________________ ухо ______________________ кольцо _______________
6 лет : Лист – листья ______________ стул ______________________ дерево __________________
Пень ______________________ воробей _____________________
Употребление существительных в косвенных падежах
4 года Что есть у мальчика? (мяч) __________________Чего нет у мальчика? (мяча) ____________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке) ______________ Чем рисует девочка? (карандашом) _____________
О ком думает кошка? (о мышке) ________________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже
«Скажи со словом МНОГО (чего?)» (по картинкам)
5 лет: Шаров ____________________ ключей ___________________ берез ___________________________
Ложек _________________________ окон _______________________
6 лет : Карандашей ___________________ листьев _______________________ книг _______________________
Вилок __________________________ ведер ________________________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (по картинкам):
4 года: красный мяч ___________________ синяя шапка _________________ желтое ведро ______________
5 лет : Оранжевый апельсин _______________ голубая бабочка ____________ белое блюдце _______________
6 лет : Фиолетовый колокольчик ______________ серая ворона _____________ розовое платье _____________
Употребление предложно-падежных конструкций:
4 года Где стоит ваза? (на столе) _______________ Где лежат фрукты? (в корзине) ____________________
У кого мячик ? у мальчика) ____________________
5 лет : Где сидит снегирь? (на дереве) __________________ где стоит машина ? (в гараже) _______________
У кого кукла? ( у девочки) ______________________ где стоит коза7(за забором) ___________________
где едет машина?(по дороге) ____________________
6 лет: Где лежит мяч?( под столом) ________________ Где летает бабочка?( над цветком) ________________
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ____________ откуда прыгает котенок? (с кресла) _____________
Употребление числительных 1, 2, 5 с существительными:
-1- -2- -5-
4 года:
Кот ________________________________________________________________________________
Машина _________________________________________________________________________________
5 лет:
Мяч _____________________________________________________________________________________
Окно______________________________________________________________________________________
Роза __________________________________________________________________________________________________________________
6 лет:
Пень __________________________________________________________________________________________________________________
Воробей ________________________________________________________________________________________________________________
Ведро____________________________________________________________________________________________________________________
Шаль ____________________________________________________________________________________________________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
4 года: стол ___________________ чашка ____________________ сумка _______________________ ведро _____________________
5 лет: Забор ______________ носок _______________ лента ________________ окно __________________
6 лет: Палец ___________________ изба ___________________ крыльцо _____________________ кресло ______________________
Образование названий детенышей животных:
4 года : у кошки _____________________________________ у лисы ____________________________________________
у утки ______________________________________ у слонихи _________________________________________
5 лет: у зайчихи _____________________________________ у волчицы ________________________________________
у белки ________________________________________У козы _____________________________________________
6 лет : у медведицы __________________________________ у бобрихи ________________________________________
У барсучихи __________________________________________ у собаки ___________________________________________
У коровы _______________________________________________
6 лет : «Образование относительных прилагательных: Из чего какой?»
Шкаф из дерева (какой?) – деревянный
крыша из соломы _____________ стена из кирпича _____________ Крепость из снега _____________ шапка из меха _______________ носки из шерсти ______________ сапоги из резины ______________
стакан из стекла ______________ лопатка из металла __________________ сок из яблок _______________
6 лет: Образование притяжательных прилагательных:
Очки бабушки (чьи?) – бабушкины _____________________ туфли мамы (чьи7) _______________________
Усы кошки (чьи7) ________________________________ хвост лисы ( чей?) _____________________________
Берлога медведя (чья7) __________________________ гребень петуха (чей?) __________________________
6 лет Образование приставочных глаголов..
Что делает мальчик? ( ответить на вопросы по картинкам):
Выходит из дома ________________ отходит от дома ________________ подходит к магазину ____________
Переходит улицу ___________ обходит (лужу) ________________ входит в дом_________________________
6 лет : Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):
Мальчик красит самолет. __________________________________________ ___________________
Мальчик выкрасил самолет ____________________________________________________________
Девочка строит домик. __________________________________________________________________
Девочка построила домик. _______________________________________________________________
14.Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений:
4 года: КОТЁНОК
У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котенка молоком. Котёнок любил играть с Катей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет РЫБАЛКА.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет: Составление рассказа по серии картинок:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Обследование фонетической стороны речи
.
Обследование звукослоговой структуры слов с опорой на наглядность
Повторить за логопедом:
4 года : кот _____________ _____ вода_____________________ стук _________________ мост _____________________
спина _________________ банка ________________________ фантик __________________ ступенька __________________
5 лет : самолет _____________ скворец ____________ погремушка _____________ фотограф _____________
парашютист ______________ микстура ____________
Сестренка развешивает простыни. ________________________________________________________________
В универсаме продают продукты. _________________________________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку. ________________________________________________________________
6 лет:
Тротуар ____________ градусник __________________________________ Экскаватор _____________________ Фотоаппарат _______________ Регулировщик ____________________ Виолончелист ______________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке. _______________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. ____________________________________________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр. ____________________________________________________
Обследование звукопроизношения.
4 года:
А О У Ы И Э ; С СЬ З ЗЬ Ц ; Ж Ш Щ Ч ; Л ЛЬ Р РЬ Й ; Я Е Ё Ю
а)изолированно________________________________________________________________________________
б)в слогах. словах ____________________________________________________________________________
в)во фразе ____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М МЬ Н НЬ Б БЬ Д ДЬ В ВЬ К КЬ Г ГЬ Х ХЬ Ф ФЬ
а) изолированно ________________________________________________________________________________
б) в слогах, словах ______________________________________________________________________________
в) во фразе _____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет:
А О У Ы И Э ; С СЬ З ЗЬ Ц ; Ж Ш Щ Ч ; Л ЛЬ Р РЬ Й ; Я Е Ё Ю
а)изолированно________________________________________________________________________________
б)в слогах. словах ____________________________________________________________________________
в)во фразе _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М МЬ Н НЬ Б БЬ Д ДЬ В ВЬ К КЬ Г ГЬ Х ХЬ Ф ФЬ
а) изолированно ________________________________________________________________________________
б) в слогах, словах ______________________________________________________________________________
в) во фразе _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет:
А О У Ы И Э ; С СЬ З ЗЬ Ц ; Ж Ш Щ Ч ; Л ЛЬ Р РЬ Й ; Я Е Ё Ю
а)изолированно________________________________________________________________________________
б)в слогах. словах ____________________________________________________________________________
в)во фразе _____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
М МЬ Н НЬ Б БЬ Д ДЬ В ВЬ К КЬ Г ГЬ Х ХЬ Ф ФЬ
а) изолированно ________________________________________________________________________________
б) в слогах, словах ______________________________________________________________________________
в) во фразе _____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Состояние дыхательной и голосовой функций:
4 года: Тип физиологического дыхания _____________________________________________________________
Объем дыхания ________________________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ______________________________________________________________
Сила голоса ____________________________________________________________________________________
Модуляция голоса ______________________________________________________________________________
5 лет: Тип физиологического дыхания _____________________________________________________________
Объем дыхания ________________________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ______________________________________________________________
Сила голоса ____________________________________________________________________________________
Модуляция голоса ______________________________________________________________________________
6 лет: Тип физиологического дыхания _____________________________________________________________
Объем дыхания ________________________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ______________________________________________________________
Сила голоса ____________________________________________________________________________________
Модуляция голоса ______________________________________________________________________________
17. Особенности динамической стороны речи
4 года : Темп ____________________________________________________________________________________
Ритм _________________________________________________________________________________________
Паузация _____________________________________________________________________________________
Употребление основных видов интонации _________________________________________________________
5 лет: Темп ____________________________________________________________________________________
Ритм _________________________________________________________________________________________
Паузация _____________________________________________________________________________________
Употребление основных видов интонации _________________________________________________________
6 лет: Темп ____________________________________________________________________________________
Ритм _________________________________________________________________________________________
Паузация _____________________________________________________________________________________
Употребление основных видов интонации _________________________________________________________
18. Обследование фонематических процессов.
Фонематическое восприятие.
Дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении:
Показать по картинкам
4 года кот-кит ___________ дом-дым ___________ уточка- удочка ____________ киска – миска _____________
5 лет : мишка – мышка _________ почка – бочка _________ корка - горка _______ катушка – кадушка _______
6 лет : мышка - мошка __________ пашня – башня ___________ крот – грот ____________ сова – софа _______
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении
Показать по картинкам:
4 года : коса – коза ________ мишка – миска __________ кочка – кошка ___________ малина – Марина _____
5 лет: речка – редька ____________ цвет – свет __________ челка – щелка ________ рейка – лейка_________
6 лет: лук – люк __________ марка – майка ___________ плач - плащ ___________ ель-гель _____________
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года : ба – па __________ па – ба ___________ га – ка _____________ ка-га ____________
Да – та ___________ та – да ___________ ма – ба ____________ ба – ма _______________
Ва – ка ____________ ка – ва ___________ ня – на ____________ на – ня __________________
5 лет: ба – па – ба ______________ па – ба – па __________ да – та – да _________ та – да – та ___________
Га – кА – га ______________ ка – га – ка ___________ за – cа -за __________ са – за – са _________
Та – тя – та ______________ тя – та – тя ___________
6 лет : са – ша – са ___________ ша – са – ша ___________ жа – ша – жа _________ ша – жа – ша _________
са – ца – са __________ ца – са – ца ___________ ча – тя – ча __________ тя – ча – тя ___________
ла – ля – ла __________ ля – ла – ля _____________
Обследование навыков фонематического анализа и синтеза:
Выделение начального ударного из слов:
5 лет: астра ________ арка __________ осень __________ озеро _________ улей ________ уши ___________
Иглы ______________ искры ____________________
Выделение последнего согласного из слов:
6 лет: кот ___________ суп _________ сом __________ лимон ___________ сок _________ мох ___________
Выделение начального согласного из слов:
6 лет: Мост _________ банка ___________ пол ___________ тапки _________ дом _________ нос _________
вода ______________ фартук ___________ кот _______________ год __________________ хлеб _____________
Определение последовательности звуков в слове
6 лет : Кот ________________ Дом ___________________ вата _________________ дубы _________________
Определение количества звуков в слове:
6 лет: бык _______________ вата ___________________ дом __________________ банан _______________
19. Логопедическое заключение (4 года ):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________________ Подпись _____________________________ (Погорелая Татьяна Радьевна)
Логопедическое заключение (5 лет):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________________ Подпись _____________________________ (Погорелая Татьяна Радьевна)
Логопедическое заключение (6 лет):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________________ Подпись _____________________________ (Погорелая Татьяна Радьевна)