Submitted by Ирина Волкова on вс, 26/01/2020 - 15:12
Волкова И.А. Урок музыки в 8 классе. Критская.
«Классика и современность»
Многообразие интонационно-образных построений.
В музыкальном театре. Опера(СЛ1)
Цели урока: закрепить представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через участие в игре.
Вид урока: урок- игра.
Задачи урока:
Образовательная:
- напомнить особенности оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями;
- закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;
Развивающая:
- развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
- развивать самостоятельное творческое мышление;
- формировать художественно – эстетический вкус;
- активизировать фантазию и воображение.
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательная:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки;
- развивать интерес к вокальному искусству;
- пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
- познавательные УУД:
Умение анализировать, сравнивать музыку
Умение воспринимать музыку на слух, соотносить с наглядным образом
-регулятивные УУД:
Умение определить цели учебной деятельности
Умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата
Собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень)
-коммуникативные УУД:
Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя
Умение слушать и понимать других
Участвовать в коллективном обсуждении
Умение работать в группе (команде)
-личностные УУД:
Умение чувствовать красоту музыки, выражая свои чувства
Умение оценивать свои возможности
СОДЕРЖАНИЕ урока:
Играем в «РЕНДЗЮ». Целью традиционной китайской игры «Рэндзю» является составление из пяти белых либо черных шаров прямой линии любого типа.
На пересечениях пустой игровой доски, которая состоит из 15 горизонтальных и 15 вертикальных линий игроки должны выстроить 5 фишек в ряд. Первый ход всегда делают Черные в центр доски. Второй ход делают Белые только вплотную к первой фишке Чёрных.
Класс делится на 2 команды, определяются цвета команд. Игра начинается. За каждый правильный ответ команда получает возможность поставить фишку на поле. Неверный ответ права на выставление новой фишки не даёт.
ВОПРОСЫ для команд:
1. ОПЕРНЫЕ термины:
ОПЕРА - Музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют
ИТАЛИЯ - государство на юге Европы, в котором на рубеже 16-17 веков зародилось искусство оперы
БУФФА - разновидность итальянской комической оперы
СЕРИА - Разновидность итальянской серьёзной оперы
ХОР - многочисленный ансамбль музыкальных инструментов, осуществляющий музыкальное сопровождение оперного спектакля
УВЕРТЮРА - инструментальная (как правило оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления – оперы, балета. кинофильма, либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке
АРИЯ - вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу
КАВАТИНА - сольная лирическая песня в опере (часто женская)
РЕЧИТАТИВ - вокальная музыкальная форма, род певучего разговора, часто используемая в опере
2. КОМПОЗИОРЫ опер: Узнай композитора:
1.
4.
2.
5.
3.
6.
3. Известные ОПЕРЫ:
1. А. А. Бородин
5. Н. А. Римский-Корсаков
2. памятники древнерусской итераторы
6. Петербург
3. 18
7. Мариинский театр
4. А. К. Глазунов
8. неудачном походе князя Игоря против половцев
Вставь пропущенные слова: В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил (1)__________ в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, композитор побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: старинные (2)__________ («Задонщина», «Мамаево побоище»), былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.
Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение (3)_________ лет, но не была завершена. После смерти композитора А.К.(4)_________ по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н.А.(5)________ инструментовал большую её часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в (6)__________, на сцене (7)__________ театра.
«Слово о полку Игореве» повествует о (8)________. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей.
1. М. И. Глинка
5. «Жизнь за царя»
2. Барон Егор Фёдорович Розен
6. Минин и Пожарский
3. 4 действия с эпиогом
7. Иван Сусанин
4. 1836 год
8. Красная площадь
Вставь пропущенные слова: Намерение написать русскую национальную оперу возникло у (1)_______ в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.
По рекомендации двора либреттистом стал Е. Ф. (2)____________ (1800—1860). В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в (3)________ с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась в (4)_________ году в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества. Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно.
Ещё в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на (5)_________, что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке текст либретто Розена.
В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с (6)_________ . Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино (7)_________, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы. В финале оперы его подвиг чествуют на (8)________.
4. ОПЕРЫ в картинках:
Узнай оперу по картинке:
1.
2.
3.
ОТВЕТЫ: 1. «Кармен» Ж. Бизе
2. «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббер
3. «Князь Игорь» А. П. Бородин
1.
2.
3.
ОТВЕТЫ: 1. «Иван Сусанин» М. Глинка
2. «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков
3. «Порги и Бесс» Д. Гершвин
5. Музыкальная викторина:
1.
«Полонез» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка
2.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков
3.
«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Д. Гершвин
4.
«Хор половецких пленниц» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина
5.
«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе
6.
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского