Submitted by Ирина Волкова on вс, 26/01/2020 - 14:58
«Событийные формы работы со школьниками»
из опыта работыВолковой Ирины Андреевны, педагога - организатора
МБОУ СОШ № 8 н.п. Североморск-3 и педагогов воспитательной службы.
В условиях реализации ФГОС особое место отводится организации внеурочной деятельности в школе. Сегодня актуальным можно считать СОБЫТИЙНЫЙ ФОРМАТ организации внеурочной деятельности. В основе событийных форм работы со школьниками лежит образовательное событие.
«Образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что- то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности» А. Б. ВОРОНЦОВ
Сущность ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Задача педагогов воспитательной службы и состоит в организации таких условий.
В нашей школе (МБОУ СОШ №8 п. Североморск-3) с 2004 года работает Центр Инициативы и Творчества, созданный для того, чтобы предоставить школьникам возможность реализовывать свои идеи. На протяжении долгого времени воспитательная работа велась по системе коллективных-творческих дел.
Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела – познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает общую жизнь старших и младших, педагогов и учеников полнокровной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно педагогами и учениками – как младшими, так и старшими.
Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру. КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни. И чем полнее, богаче жизненное содержание коллективного творческого дела, тем сильнее его воспитательный эффект в плане формирования мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического, умственного и физического воспитания.
За 15 лет работы в школе сформировалась система традиционных КТД: «День Учителя», «Новый год», «8 марта», «Последний звонок» и др. Особенность данных КТД в неизменной теме и разнообразных формах её реализации. Например, тематический концерт ко Дню Учителя был представлен в форме виртуального путешествия «Сделано в СССР» 2013 год, проСВЕТительской акции «Да будет свет!» 2015 год, командного соревнования «СЮВ: Слёт Юных Василис» 2018 год и т.д. Интересные формы получало КТД «Последний звонок»: «Семь волшебных нот» для мелодии жизни выводили в 2007 году, в «Полёт на воздушном шаре» по памятным местам школьного детства отправлялись в 2009 году, «Эликсир силы» по капле собирали в 2015 году, выращивали «Дерево счастья» и помогали ему обрести листву в 2017 году, дарили «Волшебные ключи» от дверей судьбы в 2019 году.
Но современные реалии жизни не могли остаться незамеченными: ритм жизни заметно ускорился, современные школьники стали более активными в виртуальной среде и часто не проявляющими активности в жизни реальной. Это выявило необходимость сместить инициативные акценты с учительских на ученические. Инициатива педагогическая осталась в системе традиционных КТД, школьникам мы предложили инициативу в организации иных мероприятий общешкольного плана воспитательной работы.
Получалось не сразу и не всегда, хорошие исполнители не обязательно оказывались прекрасными организаторами и наоборот. Мы не сдавались. За 2 года в школе сформировался СОВЕТ председателей 5-11 классов в который вошли активные школьники, способные те только генерировать идеи, но и претворять их в жизнь.
Как это работает? СОВЕТ собирается один раз в месяц и проводит мозговой штурм по выработке идей. Перспективные мероприятия общешкольного плана ВР предлагаются в качестве объекта генерирования. Выбирается количество мероприятий, придумывается форма и порядок проведения. Далее вся информация поступает к педагогам воспитательной службы для составления ПОЛОЖЕНИЯ по проведению ОС (образовательного события). Готовые Положения, подписанные у директора школы передаются в СОВЕТ для распространения по классным коллективам. На следующем собрании СОВЕТА подводятся итоги ОС прошлого месяца и генерируются ОС перспективные.
Яркими ОС подготовленными и проведенными по инициативе СОВЕТА стали:
- экологическая акция по сбору макулатуры «Бумага во благо»;
- экологическая акция «Сделаем!» в поддержку Всемирного Дня чистоты, совместно с акцией «Разделяем вместе»;
- патриотический проект «Парта Героя» (участие);
- акция по безопасности дорожного движения «Пристегни самое дорогое»;
- конкурс информационных газет «Зачем нужны фликеры?»;
- фестиваль «Двигай телом» в рамках Декады SOS;
- конкурс рекламных проспектов «Ежели вы не были» ко Всемирному Дню городов;
- выставка-конкурс «Я к Вам пишу…» ко Дню ручного письма и т.д.
Считается, что событие – это праздничное слово. То есть о нем вспоминают тогда, когда происходит что-то знаменательное. Мы считаем, что событийные формы работы помогают сделать школьную жизнь разнообразной и запоминающейся. Для это нужно дать школьникам эту возможность. Получилось у нас и у вас получится!