Введение.
Баскетбол - одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В1891 году эту игру изобрёл преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит. С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевала олимпийские медали. Интерес к баскетболу с каждым годом растёт, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм занимающихся всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, команды, взаимопомощь, чувство долга. Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение обучающихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности обучающихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека. Важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также значение навыков для самостоятельных занятий.
2. Пояснительная записка.
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодёжи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в образовательных организациях как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в юности надёжной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся с использованием двигательной активности из раздела «баскетбол». Баскетбол является одним из разделов программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в образовательном учреждении. Данная программа является частью учебно-воспитательного процесса, носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся, овладение навыками баскетбола. Спортивная подготовка в системе дополнительного образования рассматривается в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств обучающихся. Актуальность физкультурно - спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в юношеском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего двигательного аппарата и физических качеств. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых двигательных и морально-волевых качеств.
Цель занятий:
- развитие всесторонне-развитой личности в условиях дополнительного образования обучающихся,
- формирование физической культуры занимающихся и изучение основ техники и тактики игры.
Основными задачами программы «Баскетбол» являются:
- укрепление здоровья обучающихся;
- содействие правильному физическому развитию организма
- занимающихся;
- приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний;
- овладение занимающихся основными приёмами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства уважения к партнёру и сопернику;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия.
- Формирование умений в организации судейства спортивной игры «Баскетбол».
- Программа направлена на воспитание физических качеств обучающихся посредством спортивных игры «Баскетбол». Возраст участников реализации программы от 15 до 18 лет.
- Срок реализации программы 1 год.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме выполнения
контрольных нормативов один раз в год, участия в соревнованиях.
Показателями результативности программы являются:
- повышение роли атлетической подготовки; её направленность определяется морфофункциональными психологическими способностями обучающихся;
- используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах;
- повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
- приобретение опыта борьбы в состязаниях с другими командами.
Режим занятий
Занятия проводятся по урочной форме по окончании основного учебного процесса.
Продолжительность занятия, час.
|
Количество занятий в неделю
|
Нагрузка в неделю, час.
|
Нагрузка в год, час.
|
1
|
2
|
4
|
160
|
3.Условия реализации программы.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого даёт возможность обучающимся добиваться хороших результатов в баскетболе, формировать здоровый образа жизни, а также повышать уровень общей физической подготовки в целом. В процессе обучения путём многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильное выполнение основных технико-тактических приёмов и действий, дающих возможность участвовать в соревнованиях по баскетболу различного уровня.
4.Учебно-тематическое планирование.
№
|
Тема
|
Количество
часов
|
|
Теоретическая подготовка
|
|
1.
|
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении баскетбола. Баскетбол в России.
|
2
|
2.
|
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Предупреждение травмоопасных ситуаций. Понятие
о тренировке и спортивной форме. Основы спортивного массажа.
|
2
|
3.
|
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль.
|
2
|
|
Практическая подготовка
|
|
4.
|
Общая физическая подготовка
|
20
|
5.
|
Кроссовая подготовка
|
20
|
6.
|
Специальная физическая подготовка
|
40
|
7.
|
Игровая подготовка
|
40
|
8.
|
Спортивные и подвижные игры
|
20
|
9.
|
Контрольные нормативы и соревнования
|
14
|
|
Итого
|
160
|
5. Поурочное планирование.
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
1.
|
Инструктаж по ТБ во время занятий и на соревнованиях, предупреждение травмоопасных ситуаций.
Понятие о тренировке и спортивной форме.
|
2
|
2.
|
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
|
2
|
3.
|
Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития координационных способностей.
|
2
|
4.
|
Беговая подготовка.
Упражнения на спортивных снарядах.
|
2
|
5.
|
Общеразвивающие упражнения.
Подвижные игры.
|
2
|
6.
|
Беговые эстафеты.
Преодоление полосы препятствий.
|
2
|
7.
|
Беговая подготовка.
Акробатические упражнения.
|
2
|
8.
|
Общеразвивающие упражнения.
Спортивные игры.
|
2
|
9
|
Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития координационных способностей.
|
2
|
10.
|
Беговые эстафеты.
Преодоление полосы препятствий.
|
2
|
11.
|
Общеразвивающие упражнения.
Спортивные игры.
|
2
|
12.
|
Специальная физподготовка.
Упражнения для развития быстроты движений.
|
2
|
13.
|
Специальная физподготовка.
Упражнения для развития специальной выносливости.
|
2
|
14.
|
Специальная физподготовка.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств .
|
2
|
15.
|
Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Упражнения для развития выносливости.
|
2
|
16.
|
Упражнения для развития быстроты передвижений. Упражнения для увеличения высоты прыжка.
|
2
|
17
|
Упражнения для развития прыгучести.
Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м.
|
2
|
18
|
Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам.
|
2
|
19
|
Бег на короткие отрезки с прыжками.
Многократные прыжки с ноги на ногу.
|
2
|
20
|
Прыжки на одной ноге на месте и в движении.
Прыжки в сторону. Бег и прыжки с отягощениями.
|
2
|
21
|
Развитие качеств, необходимых для выполнения броска.
Сгибание и разгибание рук в упоре.
|
2
|
22
|
Передвижение на руках в упоре лежа.
Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, теннисными мячами.
|
2
|
23
|
Упражнения для развития игровой ловкости.
Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера.
|
2
|
24
|
Упражнения для развития специальной выносливости. Круговая тренировка.
|
2
|
25.
|
Стойка игрока, упражнения без мяча.
Передвижения приставными шагами, правым и левым боком, в стойке баскетболиста.
|
2
|
26
|
Имитация защитных действий против игроков нападения. Имитация действий атаки против игроков защиты.
|
2
|
27
|
Специальная физподготовка.
Ловля и передача в парах двумя руками от груди.
|
2
|
28
|
Специальная физподготовка.
Разновидности передачи мяча.
|
2
|
29
|
Ловля мяча после отскока, высоко летящего мяча, катящегося мяча, стоя на месте в движении.
|
2
|
30
|
Специальная физподготовка.
Передачи мяча в парах и в тройках на месте и в движении.
|
2
|
31
|
Беговые упражнения. Остановка в движении.
Бег с мячом и без мяча.
|
2
|
32
|
Специальная физподготовка.
Ведение мяча на месте, в движении шагом, бегом.
|
2
|
33
|
Специальная физподготовка.
Ведение мяча левой и правой рукой с изменением направления, скорости, с изменением высоты отскока.
|
2
|
34
|
Специальная физподготовка.
Ведение мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении.
|
2
|
35
|
Ведение мяча, перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте и в движении.
|
2
|
36
|
Специальная физподготовка.
Бросок мяча одной рукой в щит с места.
|
2
|
37
|
Бросок мяча двумя руками от груди в щит с места.
Бросок после ведения и остановки.
|
2
|
38
|
Бросок двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
Бросок после ведения.
|
2
|
39
|
Бросок мяча одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Бросок после ведения.
|
2
|
40
|
Специальная физподготовка.
Бросок мяча одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
|
2
|
41
|
Специальная физподготовка.
Бросок мяча в прыжке одной рукой с места.
|
2
|
42
|
Специальная физподготовка.
Штрафной бросок.
|
2
|
43
|
Специальная физподготовка.
Бросок мяча двумя руками снизу в движении.
|
2
|
44
|
Специальная физподготовка.
Бросок мяча одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
|
2
|
45
|
Специальная физподготовка.
Бросок мяча в прыжке со средней дистанции.
|
2
|
46
|
Специальная физподготовка.
Бросок мяча в прыжке с дальней дистанции.
|
2
|
47
|
Комбинированные упражнения.
Вырывание и выбивание мяча.
|
2
|
48
|
Специальная физподготовка.
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
|
2
|
49
|
Специальная физподготовка.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
|
2
|
50
|
Специальная физподготовка.
Перехват мяча.
|
2
|
51
|
Специальная физподготовка.
Борьба за мяч после отскока от щита.
|
2
|
52
|
Специальная физподготовка.
Быстрый прорыв.
|
2
|
53
|
Специальная физподготовка.
Зонная защита.
|
2
|
54
|
Специальная физподготовка.
Командные действия в защите.
|
2
|
55
|
Специальная физподготовка.
Командные действия в нападении.
|
2
|
56
|
Специальная физподготовка.
Совершенствование скорости реакции посредством игры в баскетбол
|
2
|
57
|
Специальная физподготовка.
Нападение против личной защиты, перегрузкой.
|
2
|
58
|
Специальная физподготовка.
Нападение в расстановке 3-2, 2-3.
|
2
|
59
|
Нападение в рсстановке1-3-1.
Свободное нападение против зонной защиты.
|
2
|
60
|
Специальная физподготовка.
Нападение в расстановке 3-2.
|
2
|
61
|
Специальная физподготовка.
Нападение в расстановке 2-3
|
2
|
62
|
Специальная физподготовка.
Нападение против смешанной защиты.
|
2
|
63
|
Специальная физподготовка.
Нападение против личного прессинга.
|
2
|
64
|
Специальная физподготовка.
Нападение против зонного прессинга.
|
2
|
65
|
Специальная физподготовка.
Защита против первой передачи при быстром прорыве.
|
2
|
66
|
Специальная физподготовка.
Плотная личная защита.
|
2
|
67
|
Участие в соревнованиях по баскетболу.
|
2
|
68
|
Общеразвивающие упражнения.
Подвижные игры.
|
2
|
69
|
Контрольные испытания.
Выполнение контрольных нормативов.
|
2
|
70
|
Общеразвивающие упражнения.
Спортивные игры.
|
2
|
71
|
Общефизическая подготовка.
Правила соревнований
|
2
|
72
|
Инструкторская практика.
Беседа на тему «Судейство. Судейская практика».
|
2
|
73
|
Правила соревнований.
Организация и проведение.
|
2
|
74
|
Специальная физподготовка.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
|
2
|
75
|
Беговая подготовка.
Акробатические упражнения.
|
2
|
76
|
Общеразвивающие упражнения.
Подвижные игры.
|
2
|
77
|
Беговые эстафеты.
Преодоление полосы препятствий.
|
2
|
78
|
Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития координационных способностей.
|
2
|
79
|
Общеразвивающие упражнения.
Спортивные игры.
|
2
|
80
|
Участие в добровольческом мероприятии.
|
2
|
|
ИТОГО
|
160
|
6.Содержание изучаемого курса.
Баскетбол
|
Основы знаний о физической культуре
|
Техника безопасности при занятиях. Терминология игры в баскетбол. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей. Психические процессы.
Правила игры в баскетбол: правила 3-х, 5-ти и 30 секунд; понятие о взаимодействии игроков в нападении; правила игры по зонам.
|
Элементы баскетбола
1.Совершенствовать технику передвижений, остановок, поворотов, стоек
|
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений;
- в парах в нападающей и защитной стойке.
|
2. Совершенствовать ловлю и передачу мяча
|
- варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях), различными способами на месте и в движении (ловля двумя руками и одной; передачи двумя руками сверху, снизу; двумя руками от груди; одной рукой сверху, снизу, от плеча, над головой).
|
3. Совершенствовать технику ведения мяча
|
- варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника (обычное ведение и ведение со сниженным отскоком).
|
4. Совершенствовать технику бросков мяча
|
- варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитников (бросок двумя руками от груди и сверху; бросок одной рукой от плеча, сверху; добивание мяча; бросок в прыжке):
а) на точность и быстроту;
б) в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния и из под щита;
в) штрафные броски;
г) дистанционные броски.
|
5. Совершенствовать технику защитных действий
|
- действия против игрока без мяча; действия против игрока с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрытие):
а) индивидуальные действия;
б) групповые действия (два, три игрока);
в) командные действия.
|
6. Совершенствовать технику перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей
|
- комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
|
7. Совершенствовать тактику игры
|
- индивидуальные, групповые и командные тактические действия:
а) в нападении;
б) в защите.
|
8. Овладевать игрой и комплексно развивать психомоторные способности
|
- игра по упрощенным правилам баскетбола, используя следующие задания:
а) защита личная под своим кольцом;
б) зонная система защиты;
в) нападение быстрым прорывом;
г) нападение через центрального игрока.
Игра по правилам.
|
Развитие двигательных качеств:
1. координационных способностей
|
- челночный бег;
- метание набивных мячей из различных исходных положений в цель и на дальность;
- жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки;
- упражнения на быстроту и точность реакций;
- прыжки в заданном ритме;
- комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячи, ракетки и т.д.);
- подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным.
|
2. выносливости
|
- всевозможные эстафеты;
- круговая тренировка;
- двусторонняя игра и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20с до 18 мин;
|
3. скоростных способностей
|
- бег с ускорением и изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений от 10 до 25 м;
- эстафеты с бегом;
|
4. скоростно-силовых способностей
|
- передвижение в висе на руках по рукоходу;
- ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10-13 секунд;
- метание и броски мячей разного веса в цель и на дальность;
- прыжки со скакалкой и через барьеры;
-прыжки и прыжковые упражнения на одной, двух ногах, выпрыгивание вверх на каждый шаг;
- прыжки «змейкой» через гимнастическую скамейку.
|
5. силовых способностей
|
- силовые упражнения в парах;
- подтягивания и вис на согнутых руках;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- приседание на двух ногах, на левой и правой ноге: «пистолетик»;
- упражнения с отягощениями (гиря, эспандер, набивной мяч).
|
Общеразвивающие упражнения:
|
в движении, на месте без предметов, на месте с малыми мячами, в парах, с гимнастической скамейкой.
|
Домашние задания:
|
прыжки со скакалкой за 30 с.(74 раза); поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (30 раз); приседание на одной ноге (13 раз); прыжки вверх из приседа (21 раз); имитационные упражнения из пройденного материала.
|
Контроль за уровнем усвоения учебного материала:
|
штрафные броски; дистанционные броски; броски мяча с трех точек (с острого, тупого углов трапеции и с трехочковой зоны); ведение-остановка-поворот-бросок со среднего расстояния; ведение с обводкой трех стоек и выполнение броска в два шага; учебная игра с соблюдением правил.
|
7.Методическое обеспечение.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.
Ведущими методами обучения являются:
- словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчёт;
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий;
- практические методы: метод упражнений, игровой метод.
- Формой проведения занятий являются индивидуальная и групповая.
8. Материально-техническое обеспечение.
- Спортивный зал;
- Баскетбольная площадка;
- Спортинвентарь;
- Наглядный материал;
- Тренажер;
- Мультимедийное обеспечение.
Список использованной литературы
1. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 кл, общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. Ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2015.
2. Физическая культура: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с. – (Современное образование).
3. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2015. – 60 с.
4. Форпель К. Как научить детей сотрудничать: в 4 т. – М.: Генезис, 2015.
5. Форпель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2016.
|