Экскурсия по школьному музею МБОУ СОШ № 17 г. Йошкар-Олы
Submitted by Татьяна Владимировна Полякова on вс, 17/11/2019 - 16:11
Выступление на Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»:
«К истокам нравственности через просвещение»
(Духовно-нравственное воспитание учащихся через систему «Школа-музей)»
Полякова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель школьного музея.
Обзорная экскурсия по постоянным экспозициям музея
Сегодня, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в стенах школьного музея «Истории школы № 17 г. Йошкар-Олы», который был открыт в 2015 году.
С 2015 года и до последнего времени нам удалось накопить материал посещения музеев Чебоксар, Казани, Городца, Елабуги, Нижнего Новгорода, Львовки и Болдино. Были на молениях в Шаруньже Моркинского района, а также в местном музее под открытым небом «Усадьба зажиточного марийца». Результатом этих путешествий стали публикации в «Молодёжной жизни» (№3-5 2018 г.) Посещаем местные музеи и выставочные залы, библиотеки. Устраиваем ежегодную выставку «Армейский чемоданчик», посвящённую отцам, служившим в армии. Проводим уроки в музее и пользуемся возможностями «Музея в чемодане», проводим занятия по «Музейному делу» в 5-6 классах. Работаем с частными коллекционерами, например, 2 декабря наша ученица Салимова Кристина (10 А) будет участвовать в очень интересной выставке «Марийцы глазами иностранцев и соотечественников» в Национальной галерее. Для этой выставки нами будут предоставлены некоторые экспонаты.
Но начал свой путь музей ещё в 2009. Вернее самые первые экспонаты появились раньше музея.
Выпускник 11А Баранцев Евгений рассказал мне перед тем, как покинуть стены школы, что в доме его деда на чердаке он обнаружил старые газеты. Выбросить их рука не поднялась, а потому он хотел бы отдать мне, может, пригодятся на уроках истории или литературы. Так в кабинете 213 появились несколько номеров газеты «Сельский вестник» 1909 г издания. Они пролежали несколько лет до тех пор, пока однажды я не пришла в кабинет директора Богатыревой Ирины Владимировны (в мае 2015) с предложением передать накопленный материал исследовательских работ учащихся по теме Великой Отечественной войны для оформления одного стенда.
А 1 сентября 2015 года, узнав, что назначена руководителем музея, начала разрабатывать чертежи будущих стендов. Ирина Владимировна, директор школы, нашла средства для того, чтобы пригласить мастеров, которые вскоре изготовили мебель и стенды. Ученики принесли мебель и помогли с установкой. И первыми активистами музея стали ученики 11 А класса, будущие выпускники 2016.
Конечно, школьный музей – это особенное место, в котором даже стены воспитывают. Ведь уважение своей страны начинается с уважения к своему дому и к школе, в которой ты учился, в которой получил первые уроки нравственности. Нужно сказать, что сейчас школа № 17 оказалась в таком положении, что ей трудно конкурировать с центральными школами. И общее количество учеников уменьшилось, и одарённых не становится больше. Они, перейдя в среднее звено, уходят со временем в более престижные заведения: лицеи, школы на коммерческой основе. Но было время, когда школа выпускала по 9 медалистов в год (например, выпуск 2005 года). На стенде «Гордость и слава» вы можете видеть их фотографии.
Являясь выпускницей средней общеобразовательной школы № 17 1988 г., я хочу сказать Вам, что наши школа и музей имеют необычную историю.
Начнём с того, что первая начальная 17 школа была построена в 1961 году и представляла собою одноэтажное здание по адресу К.Либкнехта, 64. Здание существует и по сей день, но в качестве Эколого-биологического центра РМЭ.
В 60е годы маленькая начальная школа состояла из 5 учебных классов, учительской, буфета. В ней не было ни спортзала, ни актового зала. Все школьные мероприятия проходили в коридорах или на улице. Было печное отопление. Бывшие ученики вспоминают, что им вместе с родителями приходилось заготавливать дрова, чтобы в зимние дни рано утром техслужащие могли затопить печь, а буфетчица поставить опару для булочек. Одними из самых приятных воспоминаний школьного детства поделился охранник школы Николай Иванович, который говорил, что особенными были эти булочки с горячим чаем, которыми угощали учеников на одной из перемен. В начальной школе работали удивительные учителя. Например, Хабибрахманова Манзура Искаковна. Педагог – новатор, методист, автор многих методических статей, депутат от Ленинского района. После постройки нового здания она продолжила работать в нашей школе.
Новое здание было возведено в 1981 году. Я помню, как проходила стройка. На холме ещё в июне был только фундамент, и мои родители говорили, что вряд ли к сентябрю школу откроют. Однако 1 сентября 1981 года я стояла на первой линейке и видела, как новому директору десятилетней школы № 17 Ситникову Анатолию Фёдоровичу вручали символический ключ. Он теперь хранится у нас в музее, и, глядя, на него, мы понимаем, почему свершилось это чудо рождения. На ключе оставили свои автографы 8 студенческих отрядов, поднявших стены здания за два месяца. Ключ этот теперь является символом комсомола, символом того доверия, которое было оказано государством своей молодёжи во времена СССР. Теперь у нас 37 классных кабинетов, включая кабинет информатики и кабинет с интерактивной доской, актовый и спортивный зал, музей, мастерские, автодром.
Конечно, не всё было гладко. Анатолий Фёдорович на юбилее школы вспоминал, что получил здание с 50 нарушениями, которые необходимо исправить. Иногда нам кажется, что часть этих нарушения мы исправляем до сих пор. А тогда весь сентябрь 1981 года ученики и родители оттирали полы в коридорах и классах от краски, убирали с территории строительный мусор, сажали вокруг кусты и деревья. Вы можете видеть роскошные туи, голубые ели, берёзы и канадские клёны вокруг школы.
Информацию о пионерской и комсомольской организации и учителях того времени вы можете увидеть на стенде «История школы». У нас есть старый альбом с фотографиями, который очень любят рассматривать дети, они находят там своих мам и пап, тётей и дядей, братьев и сестёр, своих друзей и соседей. Радуются, увидев их школьниками, говорят, что не видели таких фотографий в семейном альбоме. Кажется, что, листая эти страницы, дети осознают родство с этим местом.
С любопытством они разглядывают и фотографии экспозиции «Деревенька моя», рассказывающие о д. Черновка. Эта небольшая деревенька, а точнее выселок, на месте которой и были возведены стены школы, стала жертвой войны. Колхоз разорился, так как работали в нём только женщины и дети (30 человек), и после войны не смог восстановиться. В 56 году деревня превратилась в улицу. Мы постарались рассказать историю Черновки. Пятиклассники сделали фотографии современной улицы. Они осознали, что улица превращается в обычную городскую, и скоро все забудут о её деревенском прошлом. Мы решили захватить тот момент, когда Черновка ещё не потеряла своё лицо. Нашли старые фото, на которых сохранилось изображение старых деревянных домов позади учеников, стоявших на линейке на плацу. Родители учеников сходили в архив и нашли сведения о трудоднях, о количество скота колхоза «Гудок», о том, каким инвентарём располагал колхоз. Мы собрали предметы деревенского быта с 19 века до конца 20 и оформили выставку так, чтобы дети могли представить, как жили деревенские жители на том месте, где теперь стоит школа.
В новую школу, отстроенную в 1981 г (строили её девятилеткой, однако позже было принято решение сделать школу десятилеткой), были распределены учителя из других школ.
Так появился участник Великой Отечественной войны Павловский Николай Яковлевич. Я помню его сгорбленным маленьким старичком, который работал в 316 кабинете, вел русский язык и литературу. Он всегда был в костюме. Отвороты пиджака были увешаны звенящими медалями. В те времена никого нельзя было удивить этим. Часто мы видели участников войны на улицах, в магазинах, они жили с нами на одной лестничной площадке. Николай Яковлевич не акцентировал внимание на себе, но медали носил с достоинством. Они не висели у него в шкафу.
Информацию о Николае Яковлевиче мы нашли позже, когда был создан музей, а Николая Яковлевича уже не было в живых. Я встретилась с его сыном, мы подняли архив школы, нашли автобиографию, в которой Николай Яковлевич писал, что был участником Сталинградской битвы. Теперь на стенде можно посмотреть фото, на которых он, бритый на лысо мальчишка, выпускник артиллеристского училища, в 1942 году готовится к отправке на фронт, в самое пекло, название которому Сталинград. Можно увидеть также, найденные нами на сайте «Подвиг народа», выписки из приказов о награждении его Красной звездой. И, конечно, никого не оставляет равнодушной фотография Николая Яковлевича, сделанная 9 мая 1045 г. в городе Либава.
Показан и его путь в школу. Он был большим знатоком и любителем стихов Есенина. Из-за этой любви в советское время не стал коммунистом, ведь Есенина власти недолюбливали.
Рядом с Николаем Яковлевичем на стенде мы видим фотографии из семейного альбома Алевтины Николаевны Фоминых. В её генеалогическом древе звездами отмечены те, кто был на фронте, 8 человек, в том числе тетка по имени Павла, прошедшая войну в качестве шофёра.
Здесь вы можете увидеть и материалы о судьбе подшефного ветерана, а также родителей учительницы физики Поповой Елены Софрониевны, которые познакомились на войне и стали супругами. Отец Мочалов Софроний Григорьевич , сын врага народа, беспризорник, после войны получил высшее образование и стал министром здравоохранения республики Марийская АССР.
Аклина Лариса Никандровна вместе с детьми смогла осуществить грандиозный проект по увековечению памяти Тойдемара. В результате их работы была установлена мемориальная доска на одном из центральных домов города, а также переименована улица посёлка Звездный. Об этом тоже можно узнать, глядя на экспозицию.
Есть здесь и особое место – сердце музея. Это часть экспозиции, посвящённая солдатским письмам. «Письма Гриши Соловьёва». Ученики перевели письма с марийского языка, на котором Григорий Соловьёв, прадед ученицы 10 класса Татьяны Соловьёвой, писал домой с фронта в 1942 году. Мы сложили их треугольниками и прикрепили к стенду. Ниже ученики видят похоронку. Именно к этой части экспозиции мы приводим детей, когда изучаем тему «Письмо» по русскому языку.
А ещё читаем старую открытку, которую получила в детстве от своего отца Бодрова (в девичестве Полтаева) Роза Александровна, бывшая учительница английского языка. Вы видите фотографию Полтаева Александра Артемьевича, участника трёх войн: гражданской, финской и Великой Отечественной. А ниже фото бритой девочки в матросском костюмчике, ей 5 лет. Эту фотографию сделала мать Розы Александровны, когда дочь получила открытку от отца, сражавшегося под Ленинградом. Фото было отправлено на фронт. В открытке Александр Артемьевич обращается к дочери, словно чувствуя близкую гибель. Он просит сохранить открытку. Вскоре в семью Полтаевых пришло письмо совсем иного содержания: извещение о том, что боец пропал без вести. Много лет спустя Роза Александровна выяснила, что её отец похоронен в братской могиле под Петербургом.
На стенде слева мы тоже видим письма с фронта. Но написаны они выпускником школы, участником войны в Афганистане, Коздовым Сергеем. Он написал их своему классному руководителю, Поповой Елене Софрониевне. Сергей служил связистом, он вернулся живым, стал успешным человеком, сейчас занимается промышленным альпинизмом в Москве. То, что он пишет, позволяет ученикам воочию увидеть, как уходила целая эпоха. Они, по сути, видят историю глазами мальчишки, воспитанного в лучших традициях комсомола. Бывший комсорг недоумевает по поводу того, что происходит в «союзе» и обещает вернуться, чтобы «показать всем как надо». Гибель огромной державы, которую защищал этот молодой человек, заставляет задуматься о том, какую трагедию пережили Афганцы, оторванные от Родины, потерянные во времени, не умеющие принимать то, что ушли на войну из одной страны, а вернулись в другую.
В итоге хотелось бы сказать, что школьный музей объединяет нас в большую семью. Особенно, если материал подобран так, что на стендах не просто чьи-то лица, а лица тех, кто связан с «альма матер». Тогда не нужны какие-то особенные программы или средства. Воспитание происходит само собой, когда ребёнок узнает историю своей школы, сознаёт себя частью этой истории.