Если у вас в семье ребенок с тяжелым нарушением зрения.
- Разговаривая с ребенком , рассказывайте, кто с ним говорит.
-Обращаясь к ребенку, называйте его по имени.
-Говорите с ребенком перед тем, как прикасаетесь к нему рукой. Ребенку может быть неприятно, если кто-нибудь неожиданно прикоснется к нему.
-Если Вы намерены отойти от ребенка, предупредите его об этом.
-Рассказывая что-либо…
-Описывайте ребенку ближайшую окружающую среду.
-Давайте ему возможность ощупывать предметы руками, нюхать, пробовать на вкус, слушать, и таким образом получать информацию с помощью разных анализаторов.
-Чтобы ребенок не путал разные понятия, объясняйте ему, что щупать можно не все, что видно, и видно не все, что можно осязать.
-По возможности применяйте наглядные пособия (настоящие предметы, макеты и т. п.)
-Называя разные направления в пространстве и расположение предметов в нем, употребляйте слова и определения как можно более конкретные. Ребенок не может понимать такие неопределенные понятия, как «там», «далеко», «тут» и т.п. Употребляйте слова «смотреть» и «видеть». Когда определяете размеры, исходите из размеров собственного тела ребенка. Например, это такого же размера, как твоя рука или в длину твоей руки от кисти до плеча и т.п.
-Учите ребенка осязанию.
-Стимулируйте желание ребенка использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов.
-Когда вы показываете ребенку что-либо, управляйте его руками, накладывая на них ваши руки. Одновременно рассказывайте, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.
-Приучайте ребенка обследовать предметы систематически, с применением способа «вспомогательной и активной руки» (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).
-Предупреждайте желание ребенка дотронуться до чего-то теплого, холодного или липкого. Он может испугаться неожиданного незнакомого ощущения и начать побаиваться использовать свои руки для рассматривания окружающего мира
-Стойте за ребенком, когда учите его какому-то движению. Делайте движение вместе с ребенком. Если вы стоите напротив него, движение получается зеркальным и ребенку трудно воспринять его.
-Постоянно рассказывайте ребенку, чем вы занимаетесь, что происходит вокруг. Употребляйте знакомые ему слова, -постепенно расширяя его словарный запас.
-Стимулируйте самостоятельность ребенка
-Разрешайте ребенку действовать самостоятельно, укрепляя усвоенные им навыки, по возможности создавая при этом безопасные ситуации.
-Держите предметы на строго определенных местах. Разрешайте ребенку самостоятельно ходить за вещами и возвращать их на свои места. Рассказывайте ему, если вы переставили что-либо на другое место.
-Давайте ребенку возможность самостоятельно отыскивать вещи, упавшие на пол. Говорите, где они находятся. Например, мел справа, рядом с твоей ногой.
-Обучайте ребенка такому способу отыскивания, как изогнутое движение руки от себя.
Когда вы занимаетесь с ребенком за столом, используйте устойчивые подставки, например, подносы и миски. Когда ребенок «рассматривает» руками, что находится на столе, он легко разбрасывает и перемешивает вещи.
- Рисуйте для слепого ребенка выпуклые контуры картинок, например, клеем.
-Если у ребенка есть остаток зрения, используйте его, применяя цветные контрасты, увеличенные изображения, усиленное освещение и т.д.
-Давайте ребенку возможность и время на то, чтобы он добивался положительных результатов и укреплял усвоенные им навыки. Хвалите и поощряйте ребенка.
Главное средство коммуникации - это речь. Однако во многом на ее восприятие влияют неречевые средства: мимика и жесты. Поведение окружающих людей имеют большое значение для развития коммуникативной деятельности незрячего ребенка. Оно либо стимулирует ребенка к общению, либо заглушает его желание общаться.
-Побуждайте ребенка к диалогу.
С одной стороны, запас слов ребенка может быть меньше, чем у зрячих ровесников, а с другой стороны, ребенок может употреблять какое-либо слово или предложение в неправильном контексте.
Ребенок может употреблять слова и выражения, которые слышал, не понимая, какое значение они в действительности имеют.
Ребенку бывает трудно понимать значение местоимений, на какие разряды они делятся, например «я», «ты», «он» «она».
В описании последовательных событий следует употреблять простые, точные выражения. Нужно учитывать возраст и стадию развития ребенка
Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/04/06/igry-dlya-razvitiya-osyazaniya-i-melkoy-motoriki
Манакова Е. П..
|