Данные об авторе
Автор(ы):
Калмыкова Анастасия Альбертовна
Место работы, должность:
МОУ "ГИМНАЗИЯ №58", учитель начальных классов
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
начать формирование у учащихся целостных представлений о средствах языка, выделять их главные структурные части, определять те, с помощью которых конкретизируется значение в слове, словосочетании, предложении, тексте.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
25
Используемые учебники и учебные пособия:
УМК «Планета знаний»
учебник русского языка, 3 класс Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой
Используемая методическая литература:
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н Дидактический материал к урокам чистописания: 3 кл.: Пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988. - 48 с.
Используемое оборудование:
Проектор, экран
Краткое описание:
<p>Данный урок русског узыкав является вводным,основные задачи:</p> <p>- систематизировать знания учащихся о языковых средствах и их главных структурных частях;</p> <p>- обеспечить развитие аналитических и творческих способностей, умение уточнять, дополнять, конкретизировать значение слов, словосочетаний и распространять мысль в предложении и тексте;</p> <p>- создать условия для развития умения структурировать и преобразовывать учебную информацию при работе с таблицей в учебнике;</p> <p>- продолжить работу над привитием любви к русскому языку, интереса к предмету.</p>
Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний»
Автор урока: Калмыкова Анастасия Альбертовна, учитель начальных классов
Тема. «Структурные части средств языка»
Тип урока: вводный, открытие нового знания.
Цель: начать формирование у учащихся целостных представлений о средствах языка, выделять их главные структурные части, определять те, с помощью которых конкретизируется значение в слове, словосочетании, предложении, тексте.
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о языковых средствах и их главных структурных частях;
- обеспечить развитие аналитических и творческих способностей, умение уточнять, дополнять, конкретизировать значение слов, словосочетаний и распространять мысль в предложении и тексте;
- создать условия для развития умения структурировать и преобразовывать учебную информацию при работе с таблицей в учебнике;
- продолжить работу над привитием любви к русскому языку, интереса к предмету.
Организационный момент
Сегодня на уроке у вас будет возможность углубить знания и применить свои умения и навыки.
Мотивирование к учебной деятельности
Давайте договоримся, что каждый из вас может высказывать своё мнение и слушать мнение своих одноклассников.
Целеполагание
- Какие цели мы обычно ставим на уроке русского языка?
(Повторяем, исследуем, закрепляем, применяем, доказываем…)
Самоопределение к деятельности
А чем мы обычно занимаемся на уроке русского языка?
(разбираем слова, выделяем орфограмму, обсуждаем проблему, формулируем, проверяем …)
III . Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТКА
- Для чего нужна?
- Повторите за мной.
Имена существительные:
алфави́т
анте́нна [тэ]
догово́р, догово́ры
досу́г
жа́воронок, жа́воронки
свёкла
инструме́нт, инструме́нты
киломе́тр, киломе́тры
Запишите число. Классная работа.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ
Поговорка на выбор.
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
А) Тренажер – по цепочке. Устно.
Б) Работа на листах у каждого:
Вставь в слова пропущенные буквы.
Г…рох, д…журный, с…п…ги, м…дведь, к…рзина, п…льто.
Вставь в предложения подходящие слова (из написанных выше)
цветёт белыми цветочками.
В лежали фрукты.
Детёныш очень маленький.
Папа сдал и
в гардероб.
по классу принес мел.
Поменяйтесь листами и проверьте друг друга. (Проверка на слайде)
Поставьте отметку. 2 ошибки – 4, 3 ошибки - 3
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
4. СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Расшифруйте схему.
Подберите к слову речь синонимы. (Что такое синонимы?)
Язык – многозначное слово, что еще означает?
Язык – это система знаков.
Язык – это орган пищеварения, вкуса, осязания, речи, чувств.
Язык – это часть тела.
Язык - это средство общения.
Язык – это средство познания мира.
Особый язык малышей – лепетание.
Язык музыки – это самый универсальный язык, его может понять любой человек.
Язык колокола, язык пламени.
Язык – словарное слово.
А теперь в листах мы запишем словосочетание:
Средства языка
Назовите, с помощью каких единиц речи (языка мы общаемся)
– слово, словосочетание, предложение, текст.
Отложите листы на край стола они нам еще пригодятся.
СЛОВО
Морской, море, дело, деловой, горный, пригорок.
Даны слова. Как вы думаете, что с ними нужно сделать? (морфемный разбор)
Вспомним алгоритм разбора.
Работа по вариантам.
1 вариант выписывает и разбирает существительные.
2 вариант выписывает и разбирает прилагательные.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Парная работа. Составьте словосочетание по схеме прил. + сущ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Составьте предложение по картинке.
Сегодня выпал первый снег.
Как вы думаете, что мы будем с ним делать? (синтаксический разбор)
А теперь возьмите листочки. Обсудите с соседом по парте, что вы схематически изобразите рядом с каждым средством языка,? Изобразите.
Почему именно это мы изобразили рядом? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Какое слово осталось? (текст)
А что должно быть написано рядом с ним (главная мысль) Это тема следующего нашего урока.
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
Откройте учебники на с. 90. упр.1.
Подвести итог урока по таблице.
-Давайте обсудим результаты нашей деятельности.
-Что нового лично для себя вы узнали на уроке?
- С какими новыми словами, понятиями вы познакомились?
- Какие умения ты лично для себя приобрёли?
Вывод учителем:
В каждом средстве языка есть главное, без чего это средство не сможет существовать
Слово – корень, предложение – грамматическая основа.
-А кто из вас понял и может научить другого?
-Кто допустил ошибки в словах?
- Что мы посоветуем этим детям?
Домашнее задание
1.Повторить таблицу с. 90
2. Упражнение 3 доп. 5 стр. 91 (по выбору)