Доклад на педагогический совет "Работа с родителями в ДОУ"
Submitted by Елена Размиковна Колесникова on пн, 21/10/2019 - 10:07
« Семья и образовательное учреждение – это берег и море.
На берегу - ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает образовательное учреждение
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега...»
( Л. А. Кассиль)
Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество педагога и родителей , то в результате такого сотрудничества родители станут союзниками в воспитании детей, соответственно повысится эффективность дальнейшего воспитательного процесса.
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость».
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения педагога и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в образовательное учреждение матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».
Педагоги и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Педагог является связывающим звеном между образовательным учреждением и семьями учащихся. Смысл сотрудничества педагога и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “образовательное учреждение-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка.
Но родители все разные, бывает так, что очень сложно наладить сотрудничество .
В наших группах 4 категории родителей:
1.Полностью понимают и принимают образовательное учреждение, знают, как помочь ребенку в его развитии.
Обладают желанием сотрудничать, готовы принять любые формы организации такого сотрудничества.
С такими родителями, которые «хотят и умеют», достаточно лишь согласовывать педагогические воздействия семьи и образовательного учреждения , в результате – продуктивное сотрудничество.
2.Принимают и понимают образовательное учреждение, но не знают, как и чем помочь ребенку в его развитии.
Не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, поэтому готовы принимать необходимую помощь в воспитании своего ребенка.
Родители сомневаются в адекватности своих знаний по воспитанию детей, но готовы выйти на контакт с педагогом.
Группа потребует особого внимания. Необходимы психолого-педагогические консультации: разной формы, разнообразных по содержанию, включающих информацию о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
3.Нейтральны, а порой и равнодушны к любому взаимодействию с педагогом.
Не всегда идут на контакт с педагогом, не спешат обсуждать те или иные возникающие проблемы в воспитании ребенка, недооценивая роль сотрудничества в воспитательном процессе. Такие родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми и чаще всего не хотят это признавать. Им легче самоустраниться от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Сложнее с этой группой - с теми, кто настолько затрудняется в воспитании детей, что теряет к этому всякий интерес. Оказание психолого-педагогической помощи и консультации различных специалистов: психолога, логопеда, социального педагога таким родителям – важный шаг на общем поле взаимодействия.
4.Конфликтные, противоречивые в своих требованиях к собственному ребенку и к образовательному учреждению.
В основном у таких родителей низкая педагогическая культура, вследствие этого - отсутствие должного внимания к воспитанию детей. Иногда такие родители переоценивают свои воспитательных возможности и придерживаются субъективного подхода к оценке поведения и черт характера ребенка. Среди таких родителей встречаются безответственные в вопросах воспитания детей.
Самая трудная группа родителей. Педагогу надо быть готовым к длительному процессу налаживания контакта.
Мы, конечно, стараемся найти подход к каждому родителю. Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, используем различные формы работы с ними.
- В своей работе большое внимание стараемся уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей. Для этого ,в родительский уголок, подбираем информацию различного содержания.
-Проводим индивидуальные консультации, в основном по вопросам, которые задают родители.
-Одной из эффективных форм работы с родителями являлись заочные семейные конкурсы. Обычно это «осенний вернисаж», наш общешкольный. А у себя в группе мы еще проводим конкурс поделок из бросового материала. Это помогает сближению родителей и детей.
-Создана группа ватсап, а это быстрое доведение информации , обратная связь, общение с родителями.
-Проводим родительские собрания, на которые приглашаем наших специалистов.
-Приглашаем родителей на праздники, стараемся, чтоб они были вовлечены в ход праздника.
-На занятия, где родитель видит как и чем занят его ребенок и может позаниматься так же с ним и дома.
-В группе создана мини библиотека, где каждый родитель может взять интересующую его литературу.
-Родители оказывают нам помощь в приобретении методического материала.
Хотелось бы ввести еще такую работу, как совместная экскурсия и посещение семьи на дому. Ведь посещая ребенка на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания.
Таким образом, эффективность воспитательного процесса в характеризуется тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и образовательного учреждения дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Сотрудничество педагога и родителей еще раз доказывает: ВМЕСТЕ НАМ ЛУЧШЕ!
Соблюдайте семь правил успешного взаимодействия педагога с родителями: