Рекомендации воспитателям старшей логопедической группы по теме: «Перелётные птицы»
Submitted by Альбина Федорова on пн, 21/10/2019 - 02:31
Рекомендации воспитателям старшей логопедической группы по теме: «Перелётные птицы»
1. Работа со словарем:
Предметный словарь: птицы, утка, гусь (дикий), ласточка, аист, цапля, журавль, скворец, грач, иволга, кукушка, журавль, жаворонок. гнездо, яйца, птенцы, клин, стая, крыло, хвост, клюв, лапа, хохолок, болото, лес, озеро
Глагольный словарь: поют, кричат, щебечут, кружат, летают, вьют, высижи¬вают, кормят, выводят, клюют, нахохлился.
Словарь признаков: перелетные, насекомоядные, суетливые, взъерошенный, водоплавающие, невзрачный, яркий, заботливый, пестрый, крылатый, маленький, голосистый.
Словарь наречий: громко, быстро, холодно.
Антонимы: зимующие, перелетные, яркий - невзрачный.
2. Развитие общих речевых навыков.
1) Игра «Продолжи предложение» - развитие речевого дыхания, работа над увеличением продолжительности речевого выдоха.
На картинке стая лебедей летит над озером (приложение ).
Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы.
Например: Стая. Стая лебедей.
Затем взрослый предлагает ребенку продолжить это предложение, добавляя по одному слову, с условием: каждое предложение произносить на одном выдохе.
Например: Стая лебедей улетает.
Стая белых лебедей улетает.
Стая белых лебедей улетает на юг.
3. Развитие фонематических процессов
1) Д/и «Светофор».- Узнавание звука [т] в словах:
Словарный материал: книга, танк, дом, таблетка, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква, дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.
2) Анализ слогов, слов: АТ, ОТ, ИТ, ЭТ, ТОП, ПОТ, ПИТ.
4. Развитие лексики и грамматического строя речи
1) Д/и «Угадай слово». – учить использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе.
Птица улетает, а птицы... (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюет, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьет гнездо, поет).
2) Игра с мячом «Один — много». – учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. грач — грачи — много (кого?)грачей и т.д.
3) Д/и «Какая птица?» - учить образовывать сложные прилагательные.
- Короткий хвост — короткохвостая утка. (острый клюв — ... , черное крыло — ... , красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ....)
4) Д/и «Что сделала птичка?» - учить образовывать приставочные глаголы.
- Птичка с веточки (что сделала?) слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. и т.д.
Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.
5) Д/и «Сосчитай до пяти» - учить согласовывать числительные с существительными.
- Одна утка – две утки – пять уток и т.д.( грач, ласточка, кукушка, гусь (дикий), соловей, дрозд,)
6) Д/и «Назови ласково» - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (гнездо—гнездышко и т.д);
7) Д/и «Подбери слово» - подбор родственных слов: птица, ворона, корм, гнездо, кукушка.
5. Развитие связной речи
1. Описательные рассказы о птицах по плану.
2. Рассказы по темам:
— Птицы - наши помощники.
— Жизнь перелетных птиц.
6. Развитие общей и мелкой моторики
1) Упражнения «Птичек стайка» для пальчиков (при назывании птицы — загибать пальчики на руке).
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.
Эта птичка- соловей, эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Эта - зяблик, это - стриж, это - развеселый чиж.
Ну, а это - злой орлан.
Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки) (И. Токмакова)
2) Снова осень наступает. (Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.)
И до следующей весны (Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.)
В птичьих стаях улетают (Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.)
Ласточки, скворцы, грачи, (Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.)
Лебеди и журавли.
7. Развитие психических функций
1) Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
2) Проблемные вопросы:
- Как перелетные птицы находят дорогу домой?
- Почему так называют: поползень, мухоловка, кормушка, скворечник, птицелов.
3) Четвертый лишний:
— птицы - животные;
— зимующие птицы - перелетные птицы;
— большие - маленькие птицы.
4) Объясните значение выражений:
— желторотый птенец;
— первая ласточка;
— считать(ловить) ворон;
— белая ворона.
5) Д/и « Чего не хватает ?» Педагог закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей: «Чего не хватает у птицы?»
6) Отгадывание загадок
На шесте — дворец, во дворце — певец, А зовут его — ... (скворец).
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка.)
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? ... (Соловей.)
Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)