Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию
«Город Мастеров»
старшая группа
Цель: Формировать интерес к народному изобразительному искусству.
Програмное сод:
1. Познакомить с историей народной игрушки – матрешки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов – Майданской и Загорской матрешки.
2. Расширить знания об особенностях и своеобразии хохломской и городецкой росписи – их производстве и истории.
3. Закрепить знания о дымковских и филимоновских игрушках (история возникновения, цвета, элементы)
4. Совершенствовать умение расписывать бумажные силуэты по мотивам городецкой росписи с характерными элементами (ромашки, бутоны, купавки, розаны, оживки)
5.Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к русскому народному творчеству.
6. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: Кукла – Марья - искусница; ребенок – Матрешка; сундучок, глина; хохломская, городецкая посуда; дымковские, филимоновские игрушки; Семеновская, Полхов-Майдановская, Загорская матрешки; иллюстрации и силуэты предметов народного промысла; фланелеграф; части хохломской вазы, для игры «Собери предмет»; записи народных мелодий; кисти, гуашь, баночки с водой, салфеточки, затонированные силуэты цветов; конфеты, для сюрпризного момента.
Ход: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поприветствуйте их.
В течение всего времени мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, которыми славиться наша Россия.
Сегодня мы вспомним и расскажем о тех удивительных предметах, которые делают народные мастера.
Удивительному чуду
Мы поклонимся ни раз.
О промыслах народных
Пойдет сейчас рассказ.
(Звучит муз., входит девочка-Матрешка.)
Восп.: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Матрешка. (Грустно здоровается) Матрешка, отчего ты такая печальная?
Матрешка: Пришла я к вам из города Мастеров. Беда у нас приключилась. Жила у нас девушка, по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить умела, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься.
Прослышал о Марье - искуснице Кощей Бессмертный, налетел на город, схватил ее и унес в свое Кощеево царство, и исчезла вместе с Марьей радость и красота.
Помогите, ребята, освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.
Восп: Не переживай, Матрешка. Мы обязательно с ребятами что – нибудь придумаем. Ребята, поможем Матрешке? Но, сначала нужно отгадать загадку. Именно она подскажет нам, что нужно делать. От дома начинается
У дома и кончается…(дорога)
Правильно, дорога. Именно она приведет нас в Кощеево царство. Но дорога эта дальняя и трудная. На пути нас ожидают сложные вопросы и только, ответив на них правильно, вы сможете освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.
- Вы готовы? Тогда в путь!
И так, первая загадка. Вот волшебный сундучок! С помощью подсказок вы должны определить, что в нем лежит. Ее находят в земле. Она бывает твердая, как камень. Если пойдет дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в воде размочить, она становится мягкой и из нее можно лепить посуду, игрушки и свистульки, зверей и птиц. Можно вылепить кувшин. Что находится в волшебном сундучке? (Глина)
- Какие мастера используют в своей работе глину? (Дымковские и Филимоновские)
- Как называют мастера, который делает предметы из глины? (Гончар)
I. - Ребята, как вы думаете, силуэт какой игрушки заколдовал Кощей? (Дымковской барыни).
Дымковские мастера лепят не только барыню. Они лепят разные забавные фигурки людей, животных, птиц.
- Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе. (Ответы)
- Почему эти игрушки называются Дымковскими? (Их делают в селе Дымково)
- Как появились на свет Дымковские игрушки?
Реб. Дымковские игрушки появились на свет очень давно. Жили в одном селе люди, когда на улице было очень холодно, они в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для них разные игрушки из глины.
- В какое время года взрослые лепили игрушки?
- Почему лепили зимой? (Весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. А зимой было больше свободного времени, поэтому и лепили зимой)
Восп.: Правильно. Глину они набирали на берегу реки Вятке, которая протекала рядом с селом и лепили из нее забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, а затем расписывали красками. Так и появились Дымковские игрушки.
Да, эти игрушки яркие веселые задорные полюбились детям. К тому же многие из них были свистульки и у каждой свой неповторимый звук.
- Ребята, зачем игрушек делали много? (готовились к празднику Свистунья)
Правильно. Он проходил с музыкой, качелями, каруселями, свистом. Люди верили, что свистом могут прогнать темные силы. (Свистят. Восп. переворачивает силуэт цветным изображением.)
II. - Как вы думаете, о каких игрушках пойдет сейчас речь? (Воспитатель обращает внимание детей на силуэт Филимоновской игрушки)
- Почему вы так думаете? (У Филимоновских игрушек сильно-сильно вытянутое тело, длинные шеи, маленькие головки, короткие ноги у животных и птиц)
- Кто расскажет, где делают эти игрушки?
Реб.: Эти игрушки делают в деревне Филимоново, поэтому они и наз. Филимоновскими. Делают их из глины, которую добывают в глубоких оврагах. Глина там мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Все игрушки не простые, а свистульки. У людей они спрятаны в предметы, которые держат в руках, а у птиц и животных - в хвостиках или ножках-подставочках.
Восп.: Да, ребята, эти игрушки яркие, красочные, забавные, высокие и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются. (Сравнение Филимоновских игрушек с Дымковскими)
(Восп. переворачивает силуэт)
III. Разъемная, деревянная, расписная кукла с сюрпризом.
Ее можно разбирать и собирать. (Матрешка)
- Кто мастерит деревянных сестриц? (Вытачивает токарь)
- Кто расписывает матрешек? (Художник)
- Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (крестьянскую девочку в сарафане, платочке, фартучке)
- Откуда в России появилась матрешка? (Ее привезли из Японии)
- Кто расскажет об этом подробнее?
Реб. Много лет назад, в Россию из Японии, купцы привезли маленькую куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок. Эта фигурка изображала старичка – мудреца Фукурума. Голова у него была вытянута, потому что он много думал. Фигурки эти понравились взрослым и детям, и через некоторое время в России появились игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Одеты они были в русскую одежду: сарафан, фартуки. И назвали этих кукол Матренами или ласково Матрешками.
Восп.: Да, ребята, в то время имя Матрена было очень распространенным, вот поэтому и назвали куколку этим именем. Первая русская матрешка была выточена токарем В.Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Состояла она из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, 8-ая, изображала завернутого в пеленки малыша. Мастера пытались изменить матрешек. Они делали фигурки по сказкам, создавали целые семьи из матрешек. Пытались изменить их форму и вытачивали фигурки в виде древнерусского шлема, в виде конуса, но они не нашли спроса. Так и осталась матрешка традиционной формы. Эти игрушки делают до сих пор. Матрешки бывают разные: загорские, полховмайданские, семеновские. Каждая матрешка имеет свое лицо, свой наряд, свой характер.
Загорские матрешки устойчивые, толстобокие, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в переднике с вышитым узором или с цветами, в красных, синих, зеленых платках.
Полховмайданские - стройные, удлиненные, маломестные или даже совсем неразъемные с маленькой длинной головой. По желтому фону разбросаны малиновые цветы да ягоды, зеленые листья.
У Семеновских матрешек на передничке всегда букет ярких цветов, желто-красные полушалки. На щеках малиновый румянец, прямой пробор волос, брови дугой и ротик бантиком.
- Ребята, что можно сказать о характере этих игрушек? Какие они?
Все матрешки яркие веселые пригожие, потому что делают их талантливые мастера.
В наше время Матрешку знают во всем мире. Стала она русским сувениром.
(Восп. переворачивает силуэт матрешки)
Хороводная игра «Подарки»
IV. Д/и «Собери предмет»
- Что это?
- Какая ваза? (Хохломская)
Восп. Эта волшебная, сказочная роспись появилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее Хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением травы, созреванием ягод. Все это и отразили они на предметах, которые находятся перед вами.
Труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала токарь вытачивает изделие, затем их покрывают глиной, льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, затем расписывают, покрывают лаком и ставят в печи. После обжига она приобретает золотистый оттенок. Вот почему хохломскую роспись часто называют Золотой.
Хохломская посуда имеет разные названия.
- Назовите те, которые вам хорошо знакомы. (Ложка, ваза, стаканчик, солонка, кружка и т.д.)
- Из каких элементов состоит узор?
Правильно. Узоры из цветов и листьев, травы и ягод, т.е. из того, что растет, называется растительным элементом.
- Какие цвета используют художники? (Красный, зеленый, желтый, черный)
Для фона художники используют красный, черный, желтый цвет.
(Восп. переворачивает силуэт Хохломского изделия)
V.
Заколдовал Змей Горыныч все городецкие цветы, и если мы не вернем им прежнюю красоту, то не освободим и Марью. Что же делать, ребята?
Вот и вернулась Марья – искусница. (Она благодарит ребят, дарит им Волшебный сундучок. Происходит чудо… Глина, которая находилась в сундучке, превратилась в конфеты Хохлома.)