Постановка темы и цели занятия. (Ознакомление с темой и ходом занятия (1 мин).
Изучение нового материала (изучение темы занятия, упражнения по теме, применение здоровьесберегающих технологий) (28 мин).
Закрепление изученного материала (1 мин).
Подведение итогов занятия (1 мин).
Рефлексия педагога (2 мин).
Домашнее задание. (Закрепление полученных знаний по полифонии, работа над Темой в разных голосах в изучаемом произведении (1 мин).
Ход занятия
Организационный момент. Проверка готовности учащегося к занятию.
Педагог: «Здравствуй, Роман! Мы начинаем наше занятие! Садимся правильно за инструмент».
Учащийся: «Ставим плотно ноги на пол, спина прямая, плечи опущены, руки свободны, локти отведены в стороны». (Педагог проверяет правильность посадки учащегося).
Постановка темы и цели занятия.Ознакомление с темой и ходом занятия.
Педагог: «Тема нашего занятия – работа над полифонией в инвенции До мажор №1 И.С. Баха. Это довольно сложное произведение, поэтому мы постараемся сначала научиться находить и правильно исполнять Тему
Инвенции в разных голосах. А для этого разберем ее строение и изучим музыкальный материал. Для начала разыграемся: сыграем гамму До мажор с упражнениями, а затем перейдем к работе над произведением». Для разогрева пальцевого аппарата учащийся исполняет гамму До мажор с упражнениями (аккорды, арпеджио).
Изучение нового материала.
Педагог: «Итак, ты разыгрался, подготовил руки к дальнейшей работе. Переходим к работе над Инвенцией И.С. Баха До мажор. С полифоническими произведениями ты уже знаком, учил Арии, Прелюдии. Давай вспомним, что означает слово «полифония»?»
Компьютерная иллюстрация.
Учащийся: «Полифония в переводе с иностранного языка – это многоголосие».
Педагог: «Молодец, правильно! А теперь я тебя познакомлю с такой формой полифонии, как инвенция».
Педагог: «Ты знаешь, что означает слово «инвенция»?»
Учащийся: «Нет, не знаю».
Педагог: «Почти не употреблявшимся в то время словом «инвенция» (от латинского inventio – изобретение, открытие) И. С. Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес. Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана И. С. Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения. А в 1723 г. появился окончательный вариант сборника: «15 двухголосных инвенций и 15 симфоний».
В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры и расшифровки украшений».
Учащийся: «Почему же так получилось?»
Педагог: «Давай вспомним, для каких инструментов писал Бах?»
Учащийся: «Клавесин, клавикорд».
Компьютерная иллюстрация.
Клавикорд Клавесин
Педагог: «Правильно! В автографе Баха есть ремарка, что инвенции посвящены «любителям клавира». Клавир – это собирательное название всех клавишных инструментов: клавесин, клавикорд, орган.
Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки и предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры.
А звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладал звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат веселые, быстрые и отчетливые пьесы. Природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики». «Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста?»
Учащийся: «Штрихи – Legato, Staccato, Tenuto».
Компьютерная иллюстрация.
Ферруччо Бузони (1866-1924 гг.)
Педагог: «Но если Бах их не писал штрихов, то кто это сделал? Это сделал Ферруччо Бузони – итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог. Отец Бузони был кларнетистом, его мать — пианисткой. Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыки Баха.
Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения. Для музыки того времени было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, и ты их увидишь. Все расшифровки украшений уже вписаны в текст.
А теперь перейдем к пьесе. Инвенция – это полифоническая пьеса для нескольких голосов (т.е. многоголосная). Мы изучаем двухголосную инвенцию.
Осуществляется разбор Инвенции До мажор по нотам.
Сначала звучит яркая запоминающаяся Тема, которая идет в первом голосе. Второй голос вступает с такой же Темы – это Ответ. Продолжение звучания первого голоса во время Ответа во втором голосе называется Противосложением. Такты, где Тема не звучит, называются Интермедией.
Тема в инвенциях Баха – это ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.
Сыграй, пожалуйста, Тему инвенции.
(Учащийся играет тему инвенции).
Педагог:«Хорошо, а теперь послушай инвенцию целиком и проследи за развитием Темы. (Педагог исполняет Инвенцию До мажор).
Педагог: «Какая по характеру эта Тема? Вспомни, какие образы у тебя родились при прослушивании этой инвенции».
Учащийся: «Она веселая и игривая».
Педагог: «Да, Тема очень живая и подвижная. А теперь обратимся к строению инвенции. Какие разделы в ней? И что в них происходит? Инвенция состоит из трех разделов. В первом разделе Тема в правой руке играет главенствующую роль, а левая рука вторит правой. Он заканчивается в Соль Мажоре. И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первому, но главенствующая роль теперь переходит в левую руку, а правая вторит левой. И в третьем разделе обе руки становятся равнозначными по смыслу и звуку. Как ты думаешь, мы можем «пожертвовать» каким-нибудь из этих разделов?»
Учащийся: «Конечно нет, это единое произведение, одно вытекает из другого».
Педагог: «А какое отличие в звучании двух голосов? Я подскажу: нужно вспомнить про несколько мануалов у клавиров».
Учащийся: «Каждый голос имеет свое «лицо», характер, окраску».
Педагог: «Правильно! Так как на клавесине мануалы отличались по звучанию, то следует предположить, что Тема игралась на «яркой» клавиатуре, а Противосложение на «тихой».
Давай найдем и сыграем все Темы в разных голосах. Играй голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. Пропевай нотами каждое проведение Темы – так быстрее запомнится мелодия.
(Учащийся находит и проигрывает в тексте все Темы инвенции).
Педагог: «Хорошо, у тебя все правильно получилось! Молодец!»
Педагог: «Давай теперь немного расслабимся и сделаем нашу гимнастику для рук.
Это игра-упражнение «Засыпающая рука» – постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом.
При выполнении упражнения «Пустой рукав» – предлагается представить, что рука – это рукав пальто, плаща или куртки, и мы подняли этот рукав вверх, а когда учащийся почувствует, что рука расслабилась и стала тяжелой, то нужно свободно бросить ее вниз, отдавая вес руки в пол.
Педагог: «А сейчас мы послушаем исполнение этой инвенции известным пианистом Гленом Гульдом, который любил играть музыку Баха и добивался звучания рояля как на клавесине».
Педагог: «Сегодня мы узнали много нового, и я прошу тебя вспомнить и назвать из каких элементов строится Инвенция?»
Учащийся: «Инвенция состоит из Темы, Ответа, Противосложения и Интермедии».
Педагог: «Совершенно верно! А сколько разделов в нашей инвенции?»
Учащийся: «В инвенции три раздела, где в первом Тема в правой руке играет главную роль, далее – разработка, но главенствующая роль теперь переходит в левую руку, а правая вторит левой и в третьем разделе обе руки становятся равнозначными по смыслу и звуку».
Педагог: «Правильно!»
Подведение итогов занятия.
Педагог: «Молодец, ты хорошо сегодня поработал! Освоил строение инвенции, теперь ты знаешь ее построение, можешь различать Тему, Ответ, Противосложение, Интермедии, определять разделы произведения, а также исполнять Тему в разных голосах».
Рефлексия педагога. На занятии присутствовал учащийся 4 года обучения, со средними музыкальными данными. В процессе занятия было изучено строение Инвенции До мажор №1 И.С.Баха. Особенностью этого занятия является то, что умения, которые получил ребенок, проявятся только после длительных и усердных занятий, с высоким уровнем организации. В процессе занятия проработаны строение произведения, проведение Темы в разных голосах. Качество проведенной работы можно будет отследить на следующем занятии или после того как ребенок самостоятельно отработает это дома. Для того, чтобы учащийся не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал пьесу целиком. Когда исполняется инвенция целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Важно выработать умение слышать полифоническую ткань. Учащийся развивает и углубляет свои знания о полифонии на всем протяжении обучения.
Домашнее задание.
Педагог: «Вот твое задание на дом:
1) Найти все Темы инвенции и уметь играть их с любого места.
2) Повторить строение инвенции, не забывая про знаки и аппликатуру (пальцы).
4) Посмотреть полностью мастер-класс Александра Майкапара.
Источник : http://www.youtube.com/watch?v=95XpPPSRn5Y
5) Прослушать Инвенцию До мажор И. С. Баха в исполнении разных исполнителей и проанализировать игру пианистов.